Чемпионат мира по кино: группа В

Aug 24, 2014 14:50


Австралия
Прибежище Дьявола / The Devil's Playground (1976) Fred Schepisi

Нидерланды
Сестрёнка / Zusje (1995) Robert Jan Westdijk

Испания
В стеклянной клетке / Tras el cristal (1986) Agustí Villaronga

Чили
Вековечная кровь / Sangre eterna (2002) Jorge Olguín

Очень хочется


Прибежище дьявола / The Devil's Playground (1976)
Фильм про католическую семинарию, где все испытывают томление плоти. Учащиеся, мальчики 13-15 лет, ещё неосознанное и ненаправленное, только начинающееся шевелиться в тех местах, где ещё недавно не росли волосы. Преподаватели-мужчины - сфокусированное, острое и становящееся невыносимым во время увольнительных в город.
У австралийского кино есть одна из самых прочных и широко распространённых связок его с одним-единственным фильмом, после которого идут все остальные. Если какой-нибудь начинающий киноман осознанно захочет посмотреть что-нибудь из киносокровищ с этого континента, то из первых трёх фильмов он практически обязательно посмотрит и фильм Питера Уира. Родной брат "Пикника у Висячей скалы", напротив, практически неизвестен и такое себе зарытое сокровище австралийского кино, хотя в своё время как раз он и отобрал все главные австралийские оскары у Уира, но история распорядилась иначе. Они действительно родственны, но там где фильм Уира поэтичен в образах и не ставит прямых вопросов, надеясь на то, что зритель должен работать над их формулировкой сам, фильм Шепизи прямой, реалистичный и конкретный. Фильм Уира при всей своей обтекаемости и поэтическо-мистической оболочке показывает определённые конфликты и ставит более общий вопрос об их причинах, а фильм Шепизи, как автобиографическое сочинение, ставит этот вопрос в первую очередь относительно к главному герою, а только потом уже ко всем остальным.
Хочется отметить ещё название. Оно взято из английской поговорки idle mind is a devil's playground, что можно примерно переквести как "праздный ум - прибежище дьвола". Это "проблемное" название, то есть оно требует от зрителя возвращения к себе в конце для опредлённой рефлексии. Нравится, когда так делают.
Австралийская команда предстала крепко сбитым коллективом, пусть прямолинейным, но душевным. Организация игры и самоотдача у команды в полном порядке, но, как это не банально звучит, ей может не хватить класса при встрече с сильным соперником.

Задорно о запретном


Сестрёнка / Zusje (1995) Robert Jan Westdijk
Главный герой приезжает к сестре в Амстердам, куда она только недавно переехала. Мы не видим героя. Мы видим только то, что он снимает на свою камеру, сходу заявив сестрёнке, что будет снимать про неё фильм. Она ему не рада. Он даже приехал из своего Лондона без предупреждения, потому что она бы могла его не пустить. Через объектив его назойливой, втискивающейся в самые интимные области её жизни, камеры мы знакомимся с её подругой, пьём на вечеринке в честь дня её рождения, наблюдаем за зарождением и развитием романа и всё больше завладеваем её жизнью. У брата определённо есть какая-то цель и сравнительно рано мы понимаем, что связана она с одним событием во время его и её детства, а еслои быть точным, то снятым на любительскую видеокамеру эпизодом домашнего кино их семьи про изгнание нашего героя голым из спальни его сестры, то есть нашей героини.
В середине девяностых сама по себе псевдодокументалистика ещё не пошла в народ. Да ещё и в разновидности любительской съёмки. Но именно так снята "Сестрёнка" и уже на ранних этапах фильм показывает зачем. В отличие от почти всего остального мокьюментари-стиля мы видим не то, что снимается на камеру, а что видит через камеру оператор. В современном мокьюментари субъективная камера нужна, как правило, с другими целями. Она не обеспечивает субъективную точку зрения оператора. Она может быть даже не связана с оператором. Он может выступать технической фигурой, а не полноценным героем истории. Он - свидетель. Субъективная камера обеспечивает вовлечение зрителя в процесс. В нашем случае оператор - главный герой. Мало того. Как говорилось выше, мы видим его субъективный взгляд через камеру, а не то, что снимает камера. И нам наглядно показывают в чём разница. В первой трети тут есть эпизод, когда герой не был в состоянии снимать, но что-то на камеру снималось. Мы этого не видим. Мы это видим как флэшбек, когда сам герой просматривает то, что наснимали другие. Это так просто и свежо, что хотя бы поэтому начинаешь хотя бы симпатизировать фильму. В то же время он избавлен от эффекта "неверного рассказчика". Тут нет нужды обманывать зрителя ради твиста. Как раз субъективный взгляд позволяет умолчать о том, из чего получится твист. Но обмана в повествовании тут нет. Подобная формальная оригинальность даёт зрителю тот запас терпения, чтобы не шарахнуть этим фильмом об стену, так он выводит из себя на протяжении 99% хронометража. В то же время, опять ровно так же как и голландская сборная на футбольном чемпионате, результата фильм всё-таки добивается, нравится это или нет. Финал возвращает его в круг человеческого и человечного кино.
Совершенно точно, что мы увидели экспериментальный состав голландской сборной. В ней проглядывают характерные черты команд этой страны - почти возмущающая открытость на грани фола, свобода перемещения, сложный рисунок игры за которым стоит, тем не менее, определённый метод. Не жёсткая схема, а методология. Очевидно, что сборная не продолжит играть так, как в группе и должна набирать форму к матчам на вылет иначе может уже начинать паковать чемоданы и лететь домой.

Пытка зрителя в синюшных тонах


В стеклянной клетке / Tras el cristal (1986) Agustí Villaronga
Из вступления мы узнаём много неприятных фактов про одного пожилого мужчину, который, видимо, не выдержав этого, бросается с крыши башни на первом этаже которой чуть раньше замучил до смерти мальчика лет 10-ти. Но мужчина выжил и теперь лежит в металлической трубе, которая по-научному называется аппаратом искусственной вентиляции лёгких. У мужчины есть дом, жена и дочь лет 10-12-ти. А вот медсестры нет. Но в один день тёмной тенью в дом проникает ангел. Его зовут Анхело. У него безупречная внешность, но как у всех бывших ангелов есть изьян. В случае Анхело - испорченный зуб. Хотя Анхело устраивается ухаживать за больным, это не есть его цель. Он - способный ученик мужчины в трубе и одновременно бывшая его жертва. И цель его показать беспомощному мужчине как он усвоил уроки и конечно же отомстить.
Фильм находится на грани шокирующей эксплуатации и артистического авторского кино, где правит бал реальность страшной сказки. Достаточно быстро вывалив на зрителя явления, с которыми мы все сталикиваемся каждый день, а именно гомосексуальную педофилию, скрывающихся нацистов, пытки и медицинские эксперименты над детьми, психологическое и физическое насилие над беспомощными больными, он, в общем, в эксплуатацию не превращается, так как слишком мучительно и неприятно для зрителя развёртывает всё это. Но и глубоким исследованием любого из этих вопросов тоже не занимается. Он сидит на заборе, образно говоря. Это такой минималистичный по структуре хоррор в завораживающей и замораживающей гамме, в которую постепенно вползает темнота по мере того как ужас происходящего становится невыносимым и не ускоряющийся по мере приближения к финалу, а замедляющийся и доходящий до точки полного замерзания. В фильме что-то чувствуешь всё меньше и меньше, понимать там нечего так как всё понятно уже давным-давно, поэтому конец воспринимаешь уже только эстетически.
Ещё одно повторение футбольного чемпионата. Ни одной положительной эмоции фильм не вызвал. Но, в отличие от футбольной сборной, это не минус. У испанской сборной есть практически всё для успеха. Высочайший класс исполнителей и уверенная и опытная тренерская команда. Команда знает чего хочет и знает как этого добиться. Единственное, что может её подвести в будущем - глупая самоуверенность в том, что она самая лучшая.

Победа любой ценой


Вековечная кровь / Sangre eterna (2002) Jorge Olguín
Чилийские студенты играют в ролевую игру, где они вампиры и на них охотятся священники и монашки с дробовиками. Главный герой - мастер игры. Он студент, у него неприятное лицо и затевается роман с раскрашенной по готишному студенткой со своего потока, которая вскоре включается вместе с героем и его друзьями в игру. В повседневной жизни студенты-вампиры, а их четверо, ходят на готишные вечеринки. На одной из них главный герой становится свидетелем свидетелем конфликта в туалете клуба в результате которого один мужчина погибает, а двое остальных выпивают из него всю кровь. Так как их ролевую игру нам показывают так, будто это тоже часть реальности, то закрадываются подозрения не выдумал ли наш герой всё показанное и не путает ли вымысел с реавльностью. Скоро наша группа ролевиков знакомится с парой этих самых "вампиров". Наш неприятный герой подозревает страшное и пытается оградить своих друзей, и особенно свою девушку, от них.
Из сравнительно недавних латиноамериканских хорроров я видел только один аргентинский слэшер. Как и чилийское производение киноживиписи, он тоже был достаточно избыточным в киноприёмах, активно заимствующим киношные конвенции, сюжетно интересным, но при явно более скромном бюджете более внятным и оригинальным, что ли. В "Вековечной крови" есть чуть ли не все эффектные операторские приёмы, разве что только кроме bullet-time, которыми пользуются, по-моему, так же, как и узнают свои дальнейшие действия герои фильма в ролевой игре - выбрасыванием игральной кости. Он занимательный и интересный, но кажется ужасно бестолковым благодаря финальному "изящному" твисту, который со слоновьей грацией рушит ту самую вавилноскую башню, которая строилась весь фильм. Ему бы пошёл "третий финал", не подразумевающийся течением фильма, которое предлагает выбор всего из двух.
Чилийцы привезли набор футболистов, каждый из которых, будто на ярмарке талантов, пытался продать себя, продемонстрировав самый эффектный финт. Но ругать их получается только за то, что они не показали себя ещё большими весёлыми разгильдяями, чем могли бы быть. И тогда, чем чёрт не шутит, могли бы пройти и дальше. Тем, кто просто получает удовольствие, нередко везёт.

Два победителя группы представили совершенно разные фильм о последствиях травм детства и как взрослые герои их переживают. Австралийский фильм - скорее про то как этой травмы удалось избежать. Возможно именно поэтому австралийская команда едет домой, так как не полезла на колючую проволоку, чтобы достать зрителя. Лично я считаю, что потеря австралийской сборной на таком раннем этапе - почти что трагедия, так как на длинной дистанции австралийцы бы показали бы себя очень сильной сборной.

Испания - 7,5
Голландия - 7
Австралия - 6,5
Чили - 6
Далее проходят Испания и Голландия

Группа А: результаты

Расписание 1/8 финала:
Хорватия - Голландия
Испания - Мексика
C1 - D2
D1 - C2
E1 - F2
F1 - E2
G1 - H2
H1 - G2

чемпионат мира по кино

Previous post Next post
Up