ОГЛАВЛЕНИЕ
Самая большая из пещер Бату является главным индуистским храмом.
Торжествам в храме в пещерах проходят достаточно давно, впервые Тайпусам был проведен в 1888 году.
Первым, что я увидела на подходе к пещерам, естественно, была 43-метровая статуя Бога Муругана.
Огромная фигура светилась в ночи золотом, затмевая кучи мусора, валяющиеся вокруг.
Около лестницы в храм валялись горы обуви: верующие снимают ее, прежде чем начать подъем. Неимоверное количество кроссовок и шлепок подтверждало слова о многомиллионной армии паломников, хотя и не отражало полную картину. Мы пошли в храм в обуви. Впрочем, никто на нас не обращал внимание, тем более на нашу обувь.
В 1920 году, впервые была построена деревянная лестница к Храмовой Пещере.
Сейчас она каменная, и пройти по ней нужно 272 ступенек.
Поворачиваемся на зад и видим площадь, забитую паломниками.
Вот у этого парня силы уже были на исходе. Он с трудом передвигал ноги и кричал ужасным истошным слегка охрипшим голосом.
Думаю, кричал он не от религиозного транса, а от боли. Группа поддержки же выкрикивала «Vel-vel-vel! Vel-vel-vel!» и практически тащила его вместе с кавади.
Много уставших, но все очень дружелюбны друг к другу.
Пройдя все ступеньки, паломники попадают в пещеру, где остается пройти совсем немного, чтобы зайти в маленькую пещеру (которая обычно закрыта) с еще одной статуей Муругана внутри.
Сами Бату состоят из трех больших пещер и семи маленьких.
«Темная пещера» - самая большая, ее длина - 2 км, высота - 122 метра.
Здесь можно полюбоваться сталактитами и сталагмитами.
Кроме того, в одной из пещер Бату можно полюбоваться индуистской часовней, построенной в 1891 году.
Она была воздвигнута в честь бога Субраманьям.
После того, как процессия празднующих достигает пещеры, жертвенное подношение для бога, изливается на статую Муругана.
Символом это ритуала является жизнь.
Молоко в горшках, которое несут паломники, выливают в огромный чан, а затем оно течет на статую.
Здесь в пещере, паломники освобождаются от кавади.
Снимают крюки со своих спин, вынимают спицы из щек и языков.
Некоторые падают в обморок, бьются в агонии.. Здесь же организован пост красного креста.
И вот когда транс проходит, дело сделано, и паломники начинают по-настоящему чувствовать боль, некоторые плачут.
Мы побродили ещё немного в пещерах, там тише, чем снаружи,
по дороге наверх все подбадривали друг друга мантрами и барабанами, внутри же гул стихает.
Этого юношу придерживали, позволяя ему отдохнуть. Но он, все также истошно крикнув, с трудом сделал несколько шагов и упал.
Его обступила толпа сопровождающих. Стали разминать ему ноги, мазать лицо каким-то белым составом. Он так и не дошел до храма, всего десяток метров…
А вот это самые тяжелые кавади: - металлические здоровенные алтари, украшенные павлиньими перьями, изображениями божеств и цветами. Их несут по несколько часов на плечах, не снимая.
Вокруг каждого такого паломника - человек 5-6 подмоги, друзья, члены семьи.
У каждого из них своя функция: кто-то несет табуретку, чтоб паломник смог присесть время от времени,
кто-то следит за равновесием, ибо от усталости несущий может потерять контроль и его может запросто может занести в сторону, кто-то отвечает за воду.
Дойдя до храма в глубине пещер верующие должны с тем же самым набором кавади спуститься вниз.
Мы спустились вниз, а толпа всё двигалась и двигалась наверх, особой давки внутри или на лестнице.
К пещере мы подымались 3 часа…