Оригинал взят у
rozenbum в
"Есть знание в голове - будет хлеб и на гумне"Оригинал взят у
lilasbleu в
"Есть знание в голове - будет хлеб и на гумне"В The British Museum попалась витрина с фарфором 20-х годов. «Агитфарфор» выпускался в Петрограде на Государственном Фарфоровом Заводе в 1920-х годах. Основной задачей таких произведений была пропаганда идей революции и молодого советского государства. Петроградский Государственный Фарфоровый Завод (в дореволюционный период как Императорский Фарфоровый Завод), был основан еще императрицей Елизаветой Петровной и являлся первой фабрикой по производству фарвора в России. После Октябрьской революции для производства агитфарфора использовались дореволюционные заготовки. Вот почему подобные произведения указываются в каталогах с двойной датировкой (как и в электронном каталоге Британского Музея). Например, декоративная фарфоровая тарелка «От военных подвигов к подвигам труда и от подвигов труда к военным», работы Василия Тиморева, была выпущена в 1920 на заготовке 1892 г. Другие авторы - Сергей Чехонин, Рудольф Вилде, Виталий Власов, Мария Лебедева, Михаил Адамович и Александра Щекотихина-Потоцкая.
"После революции Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге был национализирован. В кладовых завода сохранилось большое количество готового не расписанного фарфора - "белья", который решено было использовать для пропаганды революционных идей. Предполагалось, что тарелки с пролетарскими лозунгами должны попасть в каждую семью и способствовать воспитанию нового человека. Однако на деле все оказалось с точностью до наоборот. Коллекционеры быстро оценили уникальность этих изделий, и до народа агитфарфор так и не дошел. Тем более, что ручная роспись достаточно трудоемка, и массовый выпуск такой продукции в то время не легко было наладить. Разработкой новой программы росписи фарфора руководил художник Сергей Чехонин, имевший в то время опыт работы в книжной и журнальной графике. Прекрасное владение шрифтовой композицией позволило ему создать высокохудожественные яркие работы на довольно скучном самом по себе материале политических лозунгов и эмблем. Судя по всему его не сильно заботила читаемость лозунгов, скорее он воспринимал их как орнамент. Стилистически его работы перекликаются со стилями ар деко и супрематизм," -
uchitelj
Рассмотреть тарелки с обеих сторон и прочие экспонаты можно в распрекрасном виртуальном каталоге музея
Тарелки из России