Меня и моих товарищей очень волнует тема трудового и патриотического воспитания. Волнует, так как все мы общественники и на общественных началах занимаемся вопросом о возвращении в школы централизованной практики трудового и патриотического воспитания.
С момента развала СССР, системе воспитания ребенка в школе уделялось все меньше внимания. На настоящий момент, системный советский подход почти полностью разрушен. Некоторое время учителю было вообще запрещено применять против ребенка воспитательные меры. Учитель по сути являлся исполнителем образовательной услуги.
В 2014 году, с вступлением в силу нового закона об образовании, строчка о воспитании ребенка в школе была добавлена. Но опять же, ничего не сказано о самом понятии воспитания, в чем его задачи и функции, а также ценностные основания.
В тоже время, согласно основательного исследования, можно сказать что большинство школьного сообщества, родителей понимают важность трудового и патриотического воспитания детей в школе. К таким не безразличным родителям отношусь я и мои товарищи. Ведь не зря говорят, что труд сделал из обезьяны - человека.
Поэтому мы сейчас занимаемся изучением теоретического и практического опыта прошлых лет. Пытаемся ответить на вопросы: что такое труд и общественно полезный труд в современном мире, в чем его необходимость для ребенка?
В связи с этим мы проводим рабочие встречи с экспертами, сотрудничаем со школами и активными родителями. Вместе мы хотим вернуть системное трудовое и патриотическое воспитание в школы.
Простите за такую длинную преамбулу, основной текст поста будет не о нашей инициативе, а о самом трудовом воспитании. А точнее попробовать разобрать одну главу из книги "Трудовое воспитание молодежи" 1986 года. Книга написана в конце 80_х и достаточно современна, но при этом, текст написан не в перестроечном стиле, что опять же хорошо.
Я позволю себе отрезки авторского текста с моими комментариями.
"Труд и формирование (воспитание) личности".
Вначале автор говорит о значение понятия труда:
"...труду придается исключительное значение, как источнику материальных и духовных благ, вместе с тем всегда рассматривается его содержание и характер как величайшая самостоятельная ценность, решающее средство формирования человека. Способное в труде, через труд всесторонне и гармонично развивать человека, раскрывать и наращивать богатство его духовных и нравственных проявлений, физических способностей. И вместе тем именно в меру расцвета личности на базе участия в труде возрастает значимость обратного, благотворного воздействия индивидов на производство."
То есть, развитие человека как личности, через труд, способствует более качественной его профессионализации и наоборот.
Существует мнение, что любой труд должен быть вознагражден или это не будет являться трудом.
Вот что говорит по этому поводу автор:
"Действенная материальная заинтересованность, побуждая лучше трудиться, вместе с тем вырабатывает привычку быть добросовестным, содействует превращению труда в подлинную потребность, служит одним из источников творческих, моральных и духовных побуждений к труду.
Материальная заинтересованность - не единственный фактор совершенствования труда и возвышения личности; требуется разумное сочетание такого рода стимулов с непосредственно общественными его (труда) регуляторами. Речь идет о побудительных мотивах действенного труда и роста квалификации, которые заключены в обеспечении работой в соответствии со способностями, в развертывании действенного соревнования, активном вовлечении трудящихся в управление производством, широком использовании системы моральных, творческих, духовных и иных социально возвышенных стимулов труда."
То есть автор не отрицает, что труд должен быть оплачен. Но каким образом?! Предполагается, что только материальная оплата не несет за собой возвышающих свойств труда. Возможность проявления творчества в труде, общественная его польза, вот что делает труд полноценным. А значит влиятельным на развитие личности человека.
Дальше автор показывает каким образом значимость человеческого труда не будет утрачена в современном производственном цикле.
"Современная техника, все больше замещая функции человека, позволяет индивидам сосредоточиться на сложных, зачастую творческих видах труда. Человек все больше отходит от простой исполнительной деятельности, связанной с механическим обслуживанием машин. Вместо этого в труде усиливаются и получают развитие функции, обеспечивающие дальнейшее совершенствование техники и технологии, улучшение условий работы. Естественно, что такого рода труд, меняющий облик производства, приобретает повышенную социальную ценность."
То есть по сути, автор, действуя с гуманистических позиций, находит место человека в эпоху производственных возможностей автоматизированного производства.
"Одним из факторов от которого во все большей мере зависит современное производство, является активное участие рабочих в рационализаторстве и изобретательстве, в управлении производством."
Мне кажется все вышеизложенное может быть применено не только на рабочий коллектив завода или производственной компании, но и на коллективную трудовую деятельность учеников старшей школы. Дает ученику право на проявление свободного творчества в серьезных, производственно-экономических отношениях.
Далее автор помечает очень важную мысль:
"Именно в этих условиях усиление влияния индивидов на производство происходит за счет не только профессиональных, но и всего многообразия социальных свойств личности работника. В дело включаются различные специальные проявления человека.
Человек доказывает свою человеческую природу через проявления творческих, возвышающих качеств.
"Это в немалой степени вызвано и ростом влияния на эффективность социальных факторов, действующих непосредственно в рамках первичного звена - предприятия (объединения), - коллективности, взаимовыручки, широты диапазона знаний и т.д."
Россия коллективная страна, испокон веков мы жили одной большой и дружной семьей народов. Очень жаль, что общество все больше атомизируется, отчуждается от крепких социальных связей. Трудовой коллектив это как раз та самая социальная ячейка. способная доказать нашим детям, что сотрудничество и кооперация отдельных людей в коллектив открывает перед ними самими большие горизонты возможностей.
Я хотел бы закончить разбор этой главы книги словами самого автора.
"Труд - действительно главное поле воспитания человека, средство формирования социально приемлемых и важных обществу качеств личности."
А мы будем продолжать наше исследование труда, воспитания и современных трудовых отношений с надеждой уже к лету представить готовые наработки способные при ломить текущую ситуацию с деградацией наших детей. А как следствие остановить тотальное разрушение ценностных оснований нашего народа.