Утончённое лицемерие по-димабыковски (1)

Feb 01, 2020 14:36

Вот у него-то именно двойная мораль в действии. Лицемерие высшего уровня. Как "утончённых русских интеллигентов",  не стесняющихся матерных слов, оправдывает: власть им виновата и атмосфера в обществе с двойной моралью, в котором эти утончённые страдают так, что не могут не ругаться.

Дмитрий Львович Быков
4 февраля 2013 г.

Мат - под запретом
Что потеряет русская литература: мнение писателей
Запретить использование мата во всех публичных сферах: такой закон рассматривает Госдума и собирает отзывы регионов. В законе пишут, что мат будет запрещен не только в СМИ, на сцене и в кино, но и в печатной литературе.
Альтернативный язык - уникальная особенность русского. Должен ли он быть полностью нелегальным? Можно ли обойтись без нецензурных выражений во всей литературе, или исключения все-таки должны быть?
(...)
Мнение журналиста, писателя Дмитрия Быкова: «В советское время как-то обходились. Кроме того, вся русская печатная литература, уж во всяком случае, с 19 века начиная, довольно спокойно чувствовала себя, избегая обсценной лексики. Конечно, она была, но в произведениях не публикуемых. В частности, Михаил Логинов - известный цензор, писал: «Стихи пишу я не для дам, все больше о … и о …, я их в цензуру не отдам, а напечатаю в Карлсруэ». Ну и напечатал спокойно в Карлсруэ сборник нецензурной поэзии, и никто от этого не пострадал. Это не только особенность русской литературы, мат есть везде. Он довольно широко представлен на Западе, в частности, знаменитый монолог Холдена Колфилда из книги «Над пропастью во ржи», где речь как раз идет об этом выражении. Ничего в этом нет ужасного, что это там было, но и обходились без этого тоже».

Эхо Москвы, 2 НОЯБРЯ 2014, передача БЭБИ-БУМ
Как оградить ребенка от мата и грубости?


Э.Геворкян― Добрый день! Это программа «Бэби-Бум», и сегодня ее ведущие Эвелина Геворкян, Андрей Поздняков, а вот Алексей Голубев командирован «Эхом Москвы» в горячие точки, поэтому сегодня без него. А тема такая горячая…

А.Поздняков― Сегодня, наверное, вы услышите его в новостях. Тема горячая. Без него мы будем говорить, между прочим, как ругаются матом, не только матом - в принципе, как грубят дети, ваши дети, наши дети, и что с этим делать, Собственно, тема звучит так: «Как оградить ребенка от мата и грубости?

Э.Геворкян― В том смысле, как его воспитать культурным человеком при том, что живет он в обществе, где очень многие ругаются матом. Возможно ли это? Как?

[Spoiler (click to open)]А.Поздняков― Как построить стену между домом и улицей? Говорить мы будем об этом с вам прежде всего, поэтому я сразу же напомню наши координаты. Телефон для sms: +7 (985) 970 45 45, аккаунт vyzvon в Твиттере работает, как всегда. Наш эфирный телефон (495) 363 36 59. Но, прежде всего, по традиции, мне кажется, надо разобраться: может быть, это наши дети ругаются матом, может быть, где-то мы в детстве ругались матом, кстати, как я выяснил, не все. Ваши дети, может быть, не ругаются, может быть, этой проблемы нет. Хотим мы сразу голосование, вопрос у нас такой: Ругаются ли ваши дети матом? Ну, по вашим сведениям. Мы понимаем, что, может быть, вы чего-то не знаете, но положа руку на сердце, - то, что вы знаете, что вы представляете понимаете. Если ваши дети ругаются матом, звоните по телефону: 660 06 64. Если не ругаются - 660 06 65.

Э.Геворкян― Я хотела бы анонсировать, что во второй части программы к нам в студию придет Дмитрий Быков, он не просто отец двоих детей, не просто писатель, которого мы все знаем, а также преподаватель в школе, а я думаю, там проблема воспитания детей, с приучением их к верному употреблению слов, она стоит не менее актуально.

А.Поздняков― Да, это для тех, кто - предвкушаю sms-сообщения: «Где же где же… простите, Айболит, Дмитрий Быков» - вот он к нам приедет, подключится во второй половине часа. Перед этим мы должны все-таки будем обрисовать картину, представить себе, как это все происходит. Расскажи мне, пожалуйста, ты перед эфиром говорила, что наша аудитория начинается с 6 лет.

Э.Геворкян - С 6―7 лет, да. Я сужу по себе. Моему старшему ребенку на днях будет 7 лет, и только этим летом получилось так, что он активно стал выбегать во двор, играть в футбол с мальчишками, в том числе, старшими мальчишками, он стал приходить домой, спрашивать как минимум, что такое секс, потому что они обзываются и у них такое ругательство, что «ты сексом занимаешься»; а также спрашивал про другие слова. И в какой-то момент я поняла, что нужно садиться и объяснять, выдавать ему список матерных слов и объяснять, что эта лексика ужасная, табуированная, ее употреблять нельзя, и если какие-то старшие мальчишки пытаются выглядеть крутыми и разговаривать матом, то ему так поступать не стоит. Я надеюсь, что пока еще он маленький, он мне верит, и хочется верить, что сам он матом на ругается и, конечно, в доме это недопустимо. И если он где-то слышит матерное слово, он округляет глаза: «Мама, это мат?» Я говорю: «Да, это мат и это что-то ужасное».

А.Поздняков― Ну, то есть это началось со школы?

Э.Геворкян― Это было перед школой летом в дворе, когда играли в футбол. А теперь он ходит и в школу. Он приходит и говорит: «А вот у нас один мальчик, и он говорит матом». То есть пока он это выделяет, как нечто ужасное и он мне рассказывает об этом, но вот, что будет через год, через два, я не знаю.

А.Поздняков― В преддверии этой программы мне довелось прочитать достаточно много форумов, посвященных вопросам проблемы развития речи у детей. Собственно, одна из самых популярных историй, которую рассказывают в разных видах разные мамы, бабушки, тети, дяди, успокаивая людей, которые столкнулись с таким диагнозом - он достаточно распространен сейчас - вот одна из таких историй, она достаточно показательна. Маленький мальчик не говорил практически ничего, кроме «мама», «папа», «бе», в общем никаких внятных слов у него не было. Подошло время к детскому саду, то есть я понимаю, это три года, три с небольшим. Вот ребенок пошел в детский сад, все переживали: ну, что же у нас не развивается, будет умственно отсталым. И на выходные ребеночек поехал на дачу к бабушке, и бабушка к нему подходит: «Ну, пожалуйста, не разрушай муравейник», на что он ответил: «Не пошла бы ты, бабушка…» ну, и так далее, и послал ее, куда подальше. И бабушка поняла, что у ребенка с развитием-то все нормально, что ребенок очень быстро, практически буквально за неделю подхватил этот багаж, который, как выясняется, уже в детском саду набирается.

Совершенно замечательная история про девочку одну была, которая тоже не очень хорошо говорила, тоже не очень много слов знала. Вот она пришла из детского сада, сняла штаны и сказала: «А вот у я… а вот у меня…» - все тут же, конечно, упали на пол, присели. Так что выясняется, что это не только проблема школьного возраста - она актуальная для всех возрастов.

Э.Геворкян― Я думаю, здесь все зависит от того окружения… Если садик с более-менее рафинированной публикой или двор, где более или менее приличные люди живут, или дом какой-то старый, где есть разный состав населения, и опять же, где это происходит - я думаю, это тоже все влияет. Но, в каком бы обществе это не происходило, рано или поздно, ребенок очевидным образом столкнется с грубыми словами, матерными словами, и вот, как вы как родители доносите до своих детей, что можно, что допустимо…

А.Поздняков― И главное, с какого возраста. Я предлагают начать: с какого возраста вы сталкиваетесь с этой проблемой? (495) 363 36 59 -телефон нашего прямого эфира. Пока вы его набираете, я прочту пару sms-сообщений. Вот Евгений нам пишет, что первый раз столкнулся с матом в детстве на детском грибке над песочницей. В глубоком детстве можно назвать. Были написаны скабрезные стихи. То есть на самом деле можно не только услышать, но если ты вдруг умный ребенок и рано научился читать, ты можешь прочитать много чего интересного:«Трогательная соседка лет 10 нежно любит своего отца, но он ругается матом. Когда они решают математику, так ужасно гремит, но сама говорит исключительно чисто». Это, кстати, в опровержение рассуждений о том, что если вы дома ругаетесь матом, То ребенок будет ругаться матом, а если не ругаетесь, то ругаться не будет.

Э.Геворкян― Я зачитаю, Ашот, преподаватель из Еревана нам написал, что «каждый ребенок в плане воспитания является носителем той миникультуры, что есть в семье, если для родителей грубость и матерная речь является обычным, то он обязательно все это унаследует. Если же родителям важно, чтобы их дитя вырос добрым, отзывчивым, не агрессивным человеком, то в первую очередь они сами должны стать для него хорошим примером, и в этом случае ни детский сад, ни школа, ни улица не изменит его до тогой степени, чтобы родители потом не могли узнать в нем свое отражение. Итак вот и в Армении и в России, я думаю, все зависит от ценностей и ориентиров самих родителей».

А.Поздняков― Так или нет так, выясним у вас. (495) 363 36 59. Здравствуйте! Откуда вы звоните, и как вас зовут?

К.Собчак― Звоню из Москвы. Александр меня зовут.

А.Поздняков― Александр, у вас есть дети?

А.Поздняков― У меня есть правнучки. Вот я вам сейчас расскажу интересную историю. Моя правнучка пошла в первый класс, ей было 6 лет. Приходит домой и говорит своей маме: «Мама в наше классе есть мальчик, его зовут Гиви, он абсолютно ничего не знает, он даже не знает, что такое мат». Мама с ужасом спросила: «А ты знаешь, что такое мат?» - «Да, конечно, мат у нас в спортзале на полу лежит».

А.Поздняков― То есть на самом деле с этой проблемой вы еще не столкнулись, получается.

Э.Геворкян― А скажите, пожалуйста, по вашему опыту ситуация с употреблением матерных слов как-то в поколениях меняется? Быть может, раньше это как-то было более табуировано, сейчас больше ругается. Вот по вашим ощущениям, что-то меняется, вообще?

Слушатель― Я пошел в первый класс в 31-м году и прошел все эти годы… Проблема такая не ставилась, потому что сами знали все дети, что ругаться - октябрята, пионеры, комсомольцы - даже в голову не приходило, что можно ругаться матом.

А.Поздняков― А слова-то знали матерные, кстати, интересно?

Слушатель― Между собой иногда произносили матерные слова, но это было только в узкой компании. Все, спасибо!

А.Поздняков― Спасибо большое! Вот видишь, действительно, есть какая-то разница, ощущение нас не подводит, что раньше было, что называется лучше и чище. Давай еще один звонок примем. (495) 363 36 59. Здравствуйте, откуда вы звоните, как вас зовут?

Слушатель― Алло, здравствуйте! Меня зовут Сергей. Насчет мата я хочу сказать. Ехал недавно я в автобусе и там два школьника, то есть класс 2-й- 1-й. И говорит один: «Слушай, я уроки не сделал….», а второй говорит: «Да это все … полная…»

А.Поздняков― Давайте мы все-таки не будем произносить эти слова в эфире и, в общем, взрослые люди, в конце концов. Дети - понятно, дети могут быть неразумные…

Э.Геворкян― Видишь, Андрей, нам с тобой казалось, что это само-собой разумеющееся, что не нужно наших культурных слушателей предупреждать, что пожалуйста, не ругайтесь. У нас нет цензуры никакой, радиотелефонного редактирования предварительного. Когда мы вас вводим в прямой эфир, это действительно прямой эфир, и мы очень просим вас не ругаться матом.

А.Поздняков― Тут остается только процитировать sms-сообщение от Айрата: «Учить культурно говорить - так же как ходить на «зеленый» - надо учить». Вот жалко, что не всех научили. (495) 363 36 59 Еще один звонок примем. Алло! Здравствуйте! Вы в прямом эфире, представьтесь, пожалуйста.

Слушатель― Здравствуйте, Андрей, Москва.

А.Поздняков― Андрей, у вас есть дети?

Слушатель― Да.

А.Поздняков― Расскажите, пожалуйста, вы сталкивались, вообще, с проблемой того, что ваши дети ругаются матом, произносят какие-то недопустимые слова и с какого возраста это?

Слушатель― Это было очень давно, когда еще было пять или шесть лет старшему сыну, это было лет 30 назад. Ничего, поговорил, объяснил. Ничего страшного.

Э.Геворкян― В смысле, что поговорили, что объяснили? Ведь вы в своей жизни наверняка тоже употребляете крепкие слова.

Слушатель― Они, действительно, существуют, с этим, действительно, поспорить нельзя. Но их не надо применять в некоторых ситуациях. Нельзя говорить учителю, милиционеру, маме…

А.Поздняков― То есть говорить можно, но в исключительных случаях, получается, так.

Слушатель― Это слова именно такого эмоционального заострения. Если тебе морду бьют, можешь…

А.Поздняков― И что, и помогло?

Слушатель― Ну, в какой-то степени. Меня больше дочка удивила. Она на 10 лет моложе. Интересно было… где-то лет в 12 она переложила 2 или 3 страницы «Войны и мира» матом, целиком.

А.Поздняков - 10―12 лет.

Слушатель― Ну, наверное 12-13 ей было уже.

А.Поздняков― Да, талантливо. Спасибо вам большое за ваш рассказ. Я хочу подвести итоги голосования. Я напомню, мы, собственно, просили вас признаваться, ругаются ли ваши дети матом. Знаете ли вы о том, ругаются ли ваши дети матом? - можно так перефразировать этот вопрос. И «да» - ответили 5%, «нет» - соответственно, 45%. Практически получается 50 на 50. Сейчас интересную тему поднял наш слушатель, который до нас дозвонился. Он рассказал своему ребенку, что такое матерные слова и объяснил ему, почему они так не нравятся взрослым, почему их нельзя произносить. На самом деле вопрос достаточно проблемный: надо ли рассказывать или не надо? Они, с одной стороны, сами все знают, с другой стороны, если не знают - надо ли портить? Рассказываете ли вы вашим детям о запрещенный словах? - это новое голосование. Если рассказываете, то звоните по телефону: 660 06 64, если не рассказываете, звоните по телефону: 660 06 65.

А с нами на прямой связи со студией уже заслуженный учитель России, учитель русского языка и литературы из гимназии №3 города Владимира Надежда Зацепина. Надежда Владимировна, здравствуйте!

Н.Зацепина― Здравствуйте!

Э.Геворкян― Надежду Владимировну, по правде сказать, мы специально вызвонили, потому что я ее ученица и знаю, что все годы Надежда Владимировна воспитывал нас как-то особенно бережно к слову, и всегда была мысль о том, что матерные слова - это табу, это невозможно, это ужасно, и приводилось миллиона аргументов… Какова сейчас ситуация с современными школьниками? Можете ли вы говорить, что ситуация как-то меняется с употреблением матерный слов у детей?

Н.Зацепина― К сожалению, я не могу сказать, что ситуация улучается. С моей точки зрения, рядом с детьми должен быть взрослый, авторитетный, уважаемый для них взрослый, которому они верят, которому они подражают - это всегда так. Наступает тот период, когда дети подражают детям, но все-таки ведущим остается - когда дети подражают взрослому. Я хочу сказать, что объясняю детям, откуда берутся эти слова, что такое нецензурные слова, потому что надо смотреть на этимологию слова. То есть цензом в какой-то период является традиция, является взрослый. А у взрослого цензом является он сам.

А.Поздняков― Надежда Владимировна, позвольте уточнить. Я человек сухой и хочется, знаете, как в новостных материалах какую-то статистику попробовать прикинуть. Сколько ругаются матом в классе, сколько детей знают матерные слова, и сколько пытаются ругаться до того, как вы начинаете им объяснять? Это половина, меньшинство, большинство, мальчики в основном, девочки?

Н.Зацепина― Я не могу вам сказать, у меня нет такой статистики, но мне кажется, что знает больше детей эти слова, к сожалению. Когда они приходят в школу, они их уже знают.

Э.Геворкян― Они не знать их не могут, потому что они все живут в обществе, они гуляют во дворах, они общаются в школе, а дети приходят из разных семей. Как вы доносите до них, есть ли у вас какое-то решение, рецепт, как донести, что это нельзя, или, почему нельзя?

Н.Зацепина― Здесь два пути. С одной стороны, я, конечно, объясняю, откуда это, откуда эта негативная разрушительная эмоция, почему употребляются эти слова, и что эти слова возможны в экстремальных трагических ситуациях, и они используются в основном мужчинами, когда нет женщина. Это дополнительная энергия человека. И иногда нужна капля этого яда, но это нужно человеку взрослому. Когда он решает какую-то жизненную трагическую, неразрешимую проблему, это возможно, чтобы выжить, чтобы преодолеть бездну. Именно так я объясняю, но там много всего есть. Но с другой стороны, у меня есть, например, предмет, он называется поэзия, когда дети просто впитывают и напитываются другим миром. Помните, Сократ говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел», или скажем «не так, чтобы я тебя увидел». И все, что мы говорим, это отражение нашей внутренней бездны, нашей внутренней картины мира. И не случайно уже ученые говорят, что вода прекрасно воспринимает наши слова, и, когда эти слова удивительные и хорошие, добрые - это кристаллы; как только начинаются негативные слова, матные слова - кристаллы разрушаются и получается внутри человека хаос.

А.Поздняков― Надежда Владимировна, неужели все дети понимают эту мысль, эту идею, неужели нет детей, который специально хотят как раз разрушать? Вот бывает такое настроение у ребенка или желание… Что вы делаете в этих случаях?

Н.Зацепина― Что я делаю в этих случаях? Простите, но если ребенок маленький, я иду с ним к школьному умывальнику и он сам сознательно моет рот хозяйственным мылом, но было таких случаев 5 в моей жизни. Но, вообще, если у ребенка есть вера во взрослого, если он понимает, что это табу, я просто говорю: «Стыдно, грех, не имеем права…». И сначала объясняю, потом без объяснений - нельзя! Но я вам хочу сказать, что все равно и среди моих детей я периодически - вот сейчас у меня 9-й класс, я начала с ними работать с 5-го класса - раз в полгода я задаю им этот вопрос: «Ругаетесь ли вы матом?», и я вижу опущенные глаза у некоторых детей».

А.Поздняков― Понятно. Спасибо большое! Это был заслуженный учитель России, учитель русского языка и литературы из гимназии №3 города Владимира Надежда Зацепина. Она рассказала, собственно, с какими она проблемами сталкивается, как она пытается с ними справляться. Я напомню, что у нас продолжается голосование: Рассказываете ли вы детям о матерных словах? А мы сейчас прервемся на краткие новости и рекламу.

Э.Геворкян― Продолжается программа «Бэби-Бум». Андрей Поздняков, Эвелина Геворкян ведущие. И сейчас к нам присоединился Дмитрий Быков, писатель, журналист, учитель русского языка и литературы.

А.Поздняков― Отец. Дважды отец.

Э.Геворкян― Дважды отец и, я напомню, что идет наше второе голосование. Мы спрашиваем вас, обсуждаете ли вы с детьми особенность матерных слов, что это какие-то особенные вырванные слова? Если да, то ваш номер: 660 06 64, если нет, вы не акцентируете на этом никак внимание - 660 06 65. Скоро подведем итоги.

А.Поздняков― Собственно, речь идет об одном из рецептом - мягком, я бы так его назвал, рецепте. Мы слышали жесткий вариант: нам только учительница русского языка и литературы рассказывала, что в самых сложных случаях…

Э.Геворкян― Но это всего было 5 раз за всю ее карьеру.

А.Поздняков― 5 раз за всю карьеру, но она водила мыть детей рот хозяйственным мылом. Есть таки варианты: насилие, наказание. А есть варианты: поговорить, объяснить. Вот разбираемся, что лучше.

Э.Геворкян― Я бы хотела зачитать несколько сообщений. Вот пишет нам Владимир из Москвы: «В первом классе сейчас ругаются, как мы в армии», а с другой стороны, такое сообщение: «Дети восполняют нехватку свободы таким диким способом», - считает Ада. Дмитрий, вы согласны?

Продолжение следует

дети, язык власти, речевой этикет, стилистика, жаргон, мат, общество, тип речевой культуры, язык агрессии, тип речевого поведения, культура речи, язык вражды

Previous post Next post
Up