Вот у него-то именно двойная мораль в действии. Лицемерие высшего уровня. Как "утончённых русских интеллигентов", не стесняющихся матерных слов, оправдывает: власть им виновата и атмосфера в обществе с двойной моралью, в котором эти утончённые страдают так, что не могут не ругаться.
Дмитрий Львович Быков 4 февраля 2013 г. Мат - под запретом Что потеряет русская литература: мнение писателей Запретить использование мата во всех публичных сферах: такой закон рассматривает Госдума и собирает отзывы регионов. В законе пишут, что мат будет запрещен не только в СМИ, на сцене и в кино, но и в печатной литературе. Альтернативный язык - уникальная особенность русского. Должен ли он быть полностью нелегальным? Можно ли обойтись без нецензурных выражений во всей литературе, или исключения все-таки должны быть? (...) Мнение журналиста, писателя Дмитрия Быкова: «В советское время как-то обходились. Кроме того, вся русская печатная литература, уж во всяком случае, с 19 века начиная, довольно спокойно чувствовала себя, избегая обсценной лексики. Конечно, она была, но в произведениях не публикуемых. В частности, Михаил Логинов - известный цензор, писал: «Стихи пишу я не для дам, все больше о … и о …, я их в цензуру не отдам, а напечатаю в Карлсруэ». Ну и напечатал спокойно в Карлсруэ сборник нецензурной поэзии, и никто от этого не пострадал. Это не только особенность русской литературы, мат есть везде. Он довольно широко представлен на Западе, в частности, знаменитый монолог Холдена Колфилда из книги «Над пропастью во ржи», где речь как раз идет об этом выражении. Ничего в этом нет ужасного, что это там было, но и обходились без этого тоже».
Э.Геворкян― Добрый день! Это программа «Бэби-Бум», и сегодня ее ведущие Эвелина Геворкян, Андрей Поздняков, а вот Алексей Голубев командирован «Эхом Москвы» в горячие точки, поэтому сегодня без него. А тема такая горячая…
А.Поздняков― Сегодня, наверное, вы услышите его в новостях. Тема горячая. Без него мы будем говорить, между прочим, как ругаются матом, не только матом - в принципе, как грубят дети, ваши дети, наши дети, и что с этим делать, Собственно, тема звучит так: «Как оградить ребенка от мата и грубости?
Э.Геворкян― В том смысле, как его воспитать культурным человеком при том, что живет он в обществе, где очень многие ругаются матом. Возможно ли это? Как?
[Spoiler (click to open)]А.Поздняков― Как построить стену между домом и улицей? Говорить мы будем об этом с вам прежде всего, поэтому я сразу же напомню наши координаты. Телефон для sms: +7 (985) 970 45 45, аккаунт vyzvon в Твиттере работает, как всегда. Наш эфирный телефон (495) 363 36 59. Но, прежде всего, по традиции, мне кажется, надо разобраться: может быть, это наши дети ругаются матом, может быть, где-то мы в детстве ругались матом, кстати, как я выяснил, не все. Ваши дети, может быть, не ругаются, может быть, этой проблемы нет. Хотим мы сразу голосование, вопрос у нас такой: Ругаются ли ваши дети матом? Ну, по вашим сведениям. Мы понимаем, что, может быть, вы чего-то не знаете, но положа руку на сердце, - то, что вы знаете, что вы представляете понимаете. Если ваши дети ругаются матом, звоните по телефону: 660 06 64. Если не ругаются - 660 06 65.
Э.Геворкян― Я хотела бы анонсировать, что во второй части программы к нам в студию придет Дмитрий Быков, он не просто отец двоих детей, не просто писатель, которого мы все знаем, а также преподаватель в школе, а я думаю, там проблема воспитания детей, с приучением их к верному употреблению слов, она стоит не менее актуально.
А.Поздняков― Да, это для тех, кто - предвкушаю sms-сообщения: «Где же где же… простите, Айболит, Дмитрий Быков» - вот он к нам приедет, подключится во второй половине часа. Перед этим мы должны все-таки будем обрисовать картину, представить себе, как это все происходит. Расскажи мне, пожалуйста, ты перед эфиром говорила, что наша аудитория начинается с 6 лет.
Э.Геворкян - С 6―7 лет, да. Я сужу по себе. Моему старшему ребенку на днях будет 7 лет, и только этим летом получилось так, что он активно стал выбегать во двор, играть в футбол с мальчишками, в том числе, старшими мальчишками, он стал приходить домой, спрашивать как минимум, что такое секс, потому что они обзываются и у них такое ругательство, что «ты сексом занимаешься»; а также спрашивал про другие слова. И в какой-то момент я поняла, что нужно садиться и объяснять, выдавать ему список матерных слов и объяснять, что эта лексика ужасная, табуированная, ее употреблять нельзя, и если какие-то старшие мальчишки пытаются выглядеть крутыми и разговаривать матом, то ему так поступать не стоит. Я надеюсь, что пока еще он маленький, он мне верит, и хочется верить, что сам он матом на ругается и, конечно, в доме это недопустимо. И если он где-то слышит матерное слово, он округляет глаза: «Мама, это мат?» Я говорю: «Да, это мат и это что-то ужасное».
А.Поздняков― Ну, то есть это началось со школы?
Э.Геворкян― Это было перед школой летом в дворе, когда играли в футбол. А теперь он ходит и в школу. Он приходит и говорит: «А вот у нас один мальчик, и он говорит матом». То есть пока он это выделяет, как нечто ужасное и он мне рассказывает об этом, но вот, что будет через год, через два, я не знаю.
А.Поздняков― В преддверии этой программы мне довелось прочитать достаточно много форумов, посвященных вопросам проблемы развития речи у детей. Собственно, одна из самых популярных историй, которую рассказывают в разных видах разные мамы, бабушки, тети, дяди, успокаивая людей, которые столкнулись с таким диагнозом - он достаточно распространен сейчас - вот одна из таких историй, она достаточно показательна. Маленький мальчик не говорил практически ничего, кроме «мама», «папа», «бе», в общем никаких внятных слов у него не было. Подошло время к детскому саду, то есть я понимаю, это три года, три с небольшим. Вот ребенок пошел в детский сад, все переживали: ну, что же у нас не развивается, будет умственно отсталым. И на выходные ребеночек поехал на дачу к бабушке, и бабушка к нему подходит: «Ну, пожалуйста, не разрушай муравейник», на что он ответил: «Не пошла бы ты, бабушка…» ну, и так далее, и послал ее, куда подальше. И бабушка поняла, что у ребенка с развитием-то все нормально, что ребенок очень быстро, практически буквально за неделю подхватил этот багаж, который, как выясняется, уже в детском саду набирается.
Совершенно замечательная история про девочку одну была, которая тоже не очень хорошо говорила, тоже не очень много слов знала. Вот она пришла из детского сада, сняла штаны и сказала: «А вот у я… а вот у меня…» - все тут же, конечно, упали на пол, присели. Так что выясняется, что это не только проблема школьного возраста - она актуальная для всех возрастов.
Э.Геворкян― Я думаю, здесь все зависит от того окружения… Если садик с более-менее рафинированной публикой или двор, где более или менее приличные люди живут, или дом какой-то старый, где есть разный состав населения, и опять же, где это происходит - я думаю, это тоже все влияет. Но, в каком бы обществе это не происходило, рано или поздно, ребенок очевидным образом столкнется с грубыми словами, матерными словами, и вот, как вы как родители доносите до своих детей, что можно, что допустимо…
А.Поздняков― И главное, с какого возраста. Я предлагают начать: с какого возраста вы сталкиваетесь с этой проблемой? (495) 363 36 59 -телефон нашего прямого эфира. Пока вы его набираете, я прочту пару sms-сообщений. Вот Евгений нам пишет, что первый раз столкнулся с матом в детстве на детском грибке над песочницей. В глубоком детстве можно назвать. Были написаны скабрезные стихи. То есть на самом деле можно не только услышать, но если ты вдруг умный ребенок и рано научился читать, ты можешь прочитать много чего интересного:«Трогательная соседка лет 10 нежно любит своего отца, но он ругается матом. Когда они решают математику, так ужасно гремит, но сама говорит исключительно чисто». Это, кстати, в опровержение рассуждений о том, что если вы дома ругаетесь матом, То ребенок будет ругаться матом, а если не ругаетесь, то ругаться не будет.
Э.Геворкян― Я зачитаю, Ашот, преподаватель из Еревана нам написал, что «каждый ребенок в плане воспитания является носителем той миникультуры, что есть в семье, если для родителей грубость и матерная речь является обычным, то он обязательно все это унаследует. Если же родителям важно, чтобы их дитя вырос добрым, отзывчивым, не агрессивным человеком, то в первую очередь они сами должны стать для него хорошим примером, и в этом случае ни детский сад, ни школа, ни улица не изменит его до тогой степени, чтобы родители потом не могли узнать в нем свое отражение. Итак вот и в Армении и в России, я думаю, все зависит от ценностей и ориентиров самих родителей».
А.Поздняков― Так или нет так, выясним у вас. (495) 363 36 59. Здравствуйте! Откуда вы звоните, и как вас зовут?
К.Собчак― Звоню из Москвы. Александр меня зовут.
А.Поздняков― Александр, у вас есть дети?
А.Поздняков― У меня есть правнучки. Вот я вам сейчас расскажу интересную историю. Моя правнучка пошла в первый класс, ей было 6 лет. Приходит домой и говорит своей маме: «Мама в наше классе есть мальчик, его зовут Гиви, он абсолютно ничего не знает, он даже не знает, что такое мат». Мама с ужасом спросила: «А ты знаешь, что такое мат?» - «Да, конечно, мат у нас в спортзале на полу лежит».
А.Поздняков― То есть на самом деле с этой проблемой вы еще не столкнулись, получается.
Э.Геворкян― А скажите, пожалуйста, по вашему опыту ситуация с употреблением матерных слов как-то в поколениях меняется? Быть может, раньше это как-то было более табуировано, сейчас больше ругается. Вот по вашим ощущениям, что-то меняется, вообще?
Слушатель― Я пошел в первый класс в 31-м году и прошел все эти годы… Проблема такая не ставилась, потому что сами знали все дети, что ругаться - октябрята, пионеры, комсомольцы - даже в голову не приходило, что можно ругаться матом.
А.Поздняков― А слова-то знали матерные, кстати, интересно?
Слушатель― Между собой иногда произносили матерные слова, но это было только в узкой компании. Все, спасибо!
А.Поздняков― Спасибо большое! Вот видишь, действительно, есть какая-то разница, ощущение нас не подводит, что раньше было, что называется лучше и чище. Давай еще один звонок примем. (495) 363 36 59. Здравствуйте, откуда вы звоните, как вас зовут?
Слушатель― Алло, здравствуйте! Меня зовут Сергей. Насчет мата я хочу сказать. Ехал недавно я в автобусе и там два школьника, то есть класс 2-й- 1-й. И говорит один: «Слушай, я уроки не сделал….», а второй говорит: «Да это все … полная…»
А.Поздняков― Давайте мы все-таки не будем произносить эти слова в эфире и, в общем, взрослые люди, в конце концов. Дети - понятно, дети могут быть неразумные…
Э.Геворкян― Видишь, Андрей, нам с тобой казалось, что это само-собой разумеющееся, что не нужно наших культурных слушателей предупреждать, что пожалуйста, не ругайтесь. У нас нет цензуры никакой, радиотелефонного редактирования предварительного. Когда мы вас вводим в прямой эфир, это действительно прямой эфир, и мы очень просим вас не ругаться матом.
А.Поздняков― Тут остается только процитировать sms-сообщение от Айрата: «Учить культурно говорить - так же как ходить на «зеленый» - надо учить». Вот жалко, что не всех научили. (495) 363 36 59 Еще один звонок примем. Алло! Здравствуйте! Вы в прямом эфире, представьтесь, пожалуйста.
Слушатель― Здравствуйте, Андрей, Москва.
А.Поздняков― Андрей, у вас есть дети?
Слушатель― Да.
А.Поздняков― Расскажите, пожалуйста, вы сталкивались, вообще, с проблемой того, что ваши дети ругаются матом, произносят какие-то недопустимые слова и с какого возраста это?
Слушатель― Это было очень давно, когда еще было пять или шесть лет старшему сыну, это было лет 30 назад. Ничего, поговорил, объяснил. Ничего страшного.
Э.Геворкян― В смысле, что поговорили, что объяснили? Ведь вы в своей жизни наверняка тоже употребляете крепкие слова.
Слушатель― Они, действительно, существуют, с этим, действительно, поспорить нельзя. Но их не надо применять в некоторых ситуациях. Нельзя говорить учителю, милиционеру, маме…
А.Поздняков― То есть говорить можно, но в исключительных случаях, получается, так.
Слушатель― Это слова именно такого эмоционального заострения. Если тебе морду бьют, можешь…
А.Поздняков― И что, и помогло?
Слушатель― Ну, в какой-то степени. Меня больше дочка удивила. Она на 10 лет моложе. Интересно было… где-то лет в 12 она переложила 2 или 3 страницы «Войны и мира» матом, целиком.
А.Поздняков - 10―12 лет.
Слушатель― Ну, наверное 12-13 ей было уже.
А.Поздняков― Да, талантливо. Спасибо вам большое за ваш рассказ. Я хочу подвести итоги голосования. Я напомню, мы, собственно, просили вас признаваться, ругаются ли ваши дети матом. Знаете ли вы о том, ругаются ли ваши дети матом? - можно так перефразировать этот вопрос. И «да» - ответили 5%, «нет» - соответственно, 45%. Практически получается 50 на 50. Сейчас интересную тему поднял наш слушатель, который до нас дозвонился. Он рассказал своему ребенку, что такое матерные слова и объяснил ему, почему они так не нравятся взрослым, почему их нельзя произносить. На самом деле вопрос достаточно проблемный: надо ли рассказывать или не надо? Они, с одной стороны, сами все знают, с другой стороны, если не знают - надо ли портить? Рассказываете ли вы вашим детям о запрещенный словах? - это новое голосование. Если рассказываете, то звоните по телефону: 660 06 64, если не рассказываете, звоните по телефону: 660 06 65.
А с нами на прямой связи со студией уже заслуженный учитель России, учитель русского языка и литературы из гимназии №3 города Владимира Надежда Зацепина. Надежда Владимировна, здравствуйте!
Н.Зацепина― Здравствуйте!
Э.Геворкян― Надежду Владимировну, по правде сказать, мы специально вызвонили, потому что я ее ученица и знаю, что все годы Надежда Владимировна воспитывал нас как-то особенно бережно к слову, и всегда была мысль о том, что матерные слова - это табу, это невозможно, это ужасно, и приводилось миллиона аргументов… Какова сейчас ситуация с современными школьниками? Можете ли вы говорить, что ситуация как-то меняется с употреблением матерный слов у детей?
Н.Зацепина― К сожалению, я не могу сказать, что ситуация улучается. С моей точки зрения, рядом с детьми должен быть взрослый, авторитетный, уважаемый для них взрослый, которому они верят, которому они подражают - это всегда так. Наступает тот период, когда дети подражают детям, но все-таки ведущим остается - когда дети подражают взрослому. Я хочу сказать, что объясняю детям, откуда берутся эти слова, что такое нецензурные слова, потому что надо смотреть на этимологию слова. То есть цензом в какой-то период является традиция, является взрослый. А у взрослого цензом является он сам.
А.Поздняков― Надежда Владимировна, позвольте уточнить. Я человек сухой и хочется, знаете, как в новостных материалах какую-то статистику попробовать прикинуть. Сколько ругаются матом в классе, сколько детей знают матерные слова, и сколько пытаются ругаться до того, как вы начинаете им объяснять? Это половина, меньшинство, большинство, мальчики в основном, девочки?
Н.Зацепина― Я не могу вам сказать, у меня нет такой статистики, но мне кажется, что знает больше детей эти слова, к сожалению. Когда они приходят в школу, они их уже знают.
Э.Геворкян― Они не знать их не могут, потому что они все живут в обществе, они гуляют во дворах, они общаются в школе, а дети приходят из разных семей. Как вы доносите до них, есть ли у вас какое-то решение, рецепт, как донести, что это нельзя, или, почему нельзя?
Н.Зацепина― Здесь два пути. С одной стороны, я, конечно, объясняю, откуда это, откуда эта негативная разрушительная эмоция, почему употребляются эти слова, и что эти слова возможны в экстремальных трагических ситуациях, и они используются в основном мужчинами, когда нет женщина. Это дополнительная энергия человека. И иногда нужна капля этого яда, но это нужно человеку взрослому. Когда он решает какую-то жизненную трагическую, неразрешимую проблему, это возможно, чтобы выжить, чтобы преодолеть бездну. Именно так я объясняю, но там много всего есть. Но с другой стороны, у меня есть, например, предмет, он называется поэзия, когда дети просто впитывают и напитываются другим миром. Помните, Сократ говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел», или скажем «не так, чтобы я тебя увидел». И все, что мы говорим, это отражение нашей внутренней бездны, нашей внутренней картины мира. И не случайно уже ученые говорят, что вода прекрасно воспринимает наши слова, и, когда эти слова удивительные и хорошие, добрые - это кристаллы; как только начинаются негативные слова, матные слова - кристаллы разрушаются и получается внутри человека хаос.
А.Поздняков― Надежда Владимировна, неужели все дети понимают эту мысль, эту идею, неужели нет детей, который специально хотят как раз разрушать? Вот бывает такое настроение у ребенка или желание… Что вы делаете в этих случаях?
Н.Зацепина― Что я делаю в этих случаях? Простите, но если ребенок маленький, я иду с ним к школьному умывальнику и он сам сознательно моет рот хозяйственным мылом, но было таких случаев 5 в моей жизни. Но, вообще, если у ребенка есть вера во взрослого, если он понимает, что это табу, я просто говорю: «Стыдно, грех, не имеем права…». И сначала объясняю, потом без объяснений - нельзя! Но я вам хочу сказать, что все равно и среди моих детей я периодически - вот сейчас у меня 9-й класс, я начала с ними работать с 5-го класса - раз в полгода я задаю им этот вопрос: «Ругаетесь ли вы матом?», и я вижу опущенные глаза у некоторых детей».
А.Поздняков― Понятно. Спасибо большое! Это был заслуженный учитель России, учитель русского языка и литературы из гимназии №3 города Владимира Надежда Зацепина. Она рассказала, собственно, с какими она проблемами сталкивается, как она пытается с ними справляться. Я напомню, что у нас продолжается голосование: Рассказываете ли вы детям о матерных словах? А мы сейчас прервемся на краткие новости и рекламу.
Э.Геворкян― Продолжается программа «Бэби-Бум». Андрей Поздняков, Эвелина Геворкян ведущие. И сейчас к нам присоединился Дмитрий Быков, писатель, журналист, учитель русского языка и литературы.
А.Поздняков― Отец. Дважды отец.
Э.Геворкян― Дважды отец и, я напомню, что идет наше второе голосование. Мы спрашиваем вас, обсуждаете ли вы с детьми особенность матерных слов, что это какие-то особенные вырванные слова? Если да, то ваш номер: 660 06 64, если нет, вы не акцентируете на этом никак внимание - 660 06 65. Скоро подведем итоги.
А.Поздняков― Собственно, речь идет об одном из рецептом - мягком, я бы так его назвал, рецепте. Мы слышали жесткий вариант: нам только учительница русского языка и литературы рассказывала, что в самых сложных случаях…
Э.Геворкян― Но это всего было 5 раз за всю ее карьеру.
А.Поздняков― 5 раз за всю карьеру, но она водила мыть детей рот хозяйственным мылом. Есть таки варианты: насилие, наказание. А есть варианты: поговорить, объяснить. Вот разбираемся, что лучше.
Э.Геворкян― Я бы хотела зачитать несколько сообщений. Вот пишет нам Владимир из Москвы: «В первом классе сейчас ругаются, как мы в армии», а с другой стороны, такое сообщение: «Дети восполняют нехватку свободы таким диким способом», - считает Ада. Дмитрий, вы согласны?