В. Т. Третьяков: Мои максимы журналистики - Афористика (продолжение-2)

Jan 08, 2013 21:57

Начало: части 1 и 2
Продолжение: части 3 и 4
Продолжение: части 5 и 6
Продолжение: часть 7 (Парадоксы)

Оригинал взят у v_tretyakov в Мои максимы журналистики-5: Афористика (с 41-й по 56-ю)
Продолжаю публикацию своих максим журналистики (из коллекции в 200 позиций). Первые десять - Золотые максимы. Следующий раздел - Афористика. Из него - последние шестнадцать. После чего - обратите внимание! - вопрос ко всем.

41
Свобода слова (печати) для журналиста - такая же функциональная потребность, как и язык, письменность.
42
Цензура не спасает от глупости, так же как и свобода печати не гарантирует появление лишь умных текстов.
43
И аудитория, и главные редакторы ждут от журналистов не моральной чистоты, а профессиональных успехов, побед над конкурентами.
44
Журналистика, как и поэзия, должна быть немного глуповата.
45
Как профессиональный класс журналистика по влиянию (но иного рода) сравнима с армией, полицией и спецслужбами.
46
Журналистика - это еще и боевое искусство, - по крайней мере, как часть политики.
47
Медиакратия есть политическое насилие, проводимое посредством СМИ в предельно приятных аудитории, то есть населению, формах.
48
Журналист, не обращающийся к реальному знанию, опасен как общественный тип. Он не только асоциален, но часто и антисоциален.
49
Журналисты - не центр управления миром, но верные бойцы, приводные ремни и передовой отряд партий и групп, находящихся у власти.
50
Именно через СМИ нация каждодневно общается сама с собой.
51
Журналистика, почти всегда сообщая о частном, индивидуальном, по сути работает с коллективным, общественным, массовым.
52
Журналист - актуальный человек. По журналистам можно и нужно изучать психологию (и психопатологию тоже) общества. Ибо они суть общественные животные в полном смысле этих слов.
53
Если известные политические журналисты не признают себя политиками, то тогда они должны признать себя орудиями в руках политиков.
54
Журналистика - поле битвы власти с обществом, битвы постоянной, повседневной, рутинной, как партизанская война, и грандиозной, как Сталинград.
55
Журналисты суть коллаборационисты: служа обществу, сотрудничают с властью, являясь частью власти (в широком, современном смысле слова), тайно и явно работают на общество. Причем не по ночам, а днем - на виду у всех.
56
В мире нет ничего идеального, кроме наших собственных идеалов. И свободная журналистика - один из них!

ЗЫ. Опубликовав в сети первые 56 максим из 200, которые сочинены мною для учебника "Как стать знаменитым журналистом", я задумался - а стоит ли продолжать эту публикацию?
(Кстати, вот полный список разделов, на которые разделены мои 200 максим: Золотые максимы. - Афористика. - Журналистика и жизнь. - Парадоксы. - Журналист - это... - Функции журналистики. - Журналистика и общество. - Журналистика и политика. - Журналистика и власть. - Телевидение. - Мораль и пресса. - Правда, ложь и прочее. - Свобода слова и другие свободы. - Цензура. - Журналистика и время. Будущее. - Жанры. - Шесть правил интервьюера. - Ремесло. - Главный редактор.)
Конечно, я благодарен всем за тот интерес, с которым мои максимы приняты посетителями и авторами моих блогов и страниц в ЖЖ, ФБ, Тви и ВК. И, надо думать, этот интерес какое-то время ещё продержится. Да и полезное это дело - обсудить всем вместе волнующие всех проблемы журналистики и СМИ.
С другой стороны: 1) сегодня начинаются рабочие дни, возродится общественная и политическая жизнь - до таких ли отвлечённых обсуждений будет всем; 2) не исключаю, что эти мои публикации постепенно начинают надоедать - всё-таки правила той же журналистики требуют регулярной смены темы; 3) наконец, заинтересованный разговор, который даже в эти праздничные дни развернулся вокруг моих максим, подвиг меня на то, чтобы начать сочинять новые, дополняющие первые две сотни, и готовить на основе этого рукопись книги "Наикратчайший учебник журналистики и телевидения", который весь будет состоять исключительно из моих максим и афоризмов. А это дело уже не терпит сетевой суеты.
Словом, я готов продолжить эти публикации ещё на некоторое время, если сообщество моего блога подавляющим своим большинством этого пожелает. Пожалуйста, выскажитесь на сей счёт. С мнением умного большинства я всегда готов согласиться. Оставляя - в данном случае - последнее слово за собой. Как за правообладателем собственных мыслей и слов.
Оригинал взят у v_tretyakov в Мои максимы журналистики-6: Журналистика и жизнь (с 57-й по 65-ю)
Я так и не понял, за что большинство - за продолжение или нет. И сам решения пока не принял. Да и событий особой важности и интересности пока по-прежнему не случилось. Словом, продолжаю, переходя к следующему разделу. Но продолжение может быть временным. Посмотрим... Журналистика и жизнь

57
Цель журналистики - передать новизну событий, жизни и идей тех, кто в этих событиях является главным действующим лицом, а не новизну журналистского экспериментаторства.

58
Журналистика есть передача своим стилем, но в стандартных формах (жанрах) информации и мнений о стандартных событиях или ситуациях.

59
Журналистика - это конкуренция по поводу «быстрее», «лучше» и «больше нравится» («интереснее»), где справедливая самооценка в любом случае менее важна, чем даже весьма субъективная или несправедливая оценка аудитории.

60
Первая максима им. Льва Толстого Жизнь стандартна («все счастливые семьи похожи друг на друга»), потому журналистика и описывает ее через передачу стандартных сюжетных узлов, но сосредоточивая внимание на любом отклонении от стандарта («несчастливые семьи»). Особо привлекают журналистику резкие отклонения от стандарта, от нормы. Однако и стандартные отклонения от нормы, и аномальные всё равно вписываются в матрицу стандартных сюжетных узлов журналистики.

61
Вторая максима им. Льва Толстого Все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастные - тоже похожи. Но журналистику больше интересуют несчастные семьи, поэтому в СМИ из несчастья делают событие, а счастье - просто не замечают.

62
СМИ есть религия не в метафизическом смысле (хотя временами и в этом СМИ и религия весьма схожи), а в институциональном и инструментальном. Если не религия, то, по крайней мере, Церковь и культ.

63
Массовая культура и СМИ есть современный вариант карнавальной культуры и средств ее доставки в каждый дом, в каждую семью. Скоротечный и конечный обман античного и средневекового карнавала СМИ превратили в XX веке в постоянную реальность. Так, круг суровой жизненной правды, изредка, не чаще четырех раз в год, разрываемый считанными днями обмана, сменился круглогодичным циклом обмана. В этом круге, циркулируя по каналам СМИ, и живет сегодняшняя журналистика.

64
Медиаиндустрия, то есть СМИ как бизнес, и идущая по их каналам журналистская, рекламная и масскультовая продукция, безусловно, являются одновременно и частью, и информационной основой (в техническом и сущностном плане) индустрии современной массовой культуры.

65
Нельзя, будучи вовлеченным во все политические процессы, идущие в России, в том числе и политические, как отрицать очевидное (в частности, свое реальное участие в политической борьбе), так и постоянно твердить: мы самые честные, только мы говорим правду, мы самые неподкупные. И при этом постоянно обвинять в нечестности, лживости и купленности всех остальных. Рано или поздно кто-то проверит.

слово о словах, журналистика

Previous post Next post
Up