Время Кайроса, или как поймать свой шанс?

Nov 27, 2015 21:22


Я Колесо Фортуны поверну -
И лягут в прошлое сомненья и обманы.
Ты - Шут, Глупец, шагнувший в никуда,
Ты - Маг, Жонглер, возникший ниоткуда.Елена Сикирич

Много лет тому назад мое внимание привлекла одна старинная средневековая гравюра, на которой было изображено юное божество, одной ногой стоявшее на земном шаре. Больше всего удивила его «прическа» - одна-единственная длинная прядь, падающая на лоб. Подпись под изображением в переводе с латыни гласила: «Я - пойманный миг Вечности, не упускай меня!» Так по счастливой случайности я встретилась с загадочным и несправедливо забытым греческим божеством. Имя его - Кайрос, бог, покровительствующий шансам, благоприятным моментам и счастливым мгновениям.

ПОЙМАЙ УДАЧУ ЗА ЧУБ

О Кайросе известно очень мало. В Греции он считался самым младшим из бессмертных сыновей Зевса, а в Риме его часто путали с Фортуной. Известно, что ему поклонялись в древней Олимпии, особенно во время Олимпийских игр. Там рядом со входом на стадион находились два алтаря, один из которых был посвящен богу Гермесу, покровителю игр, а другой - Кайросу.

Самый младший из бессмертных сыновей Зевса - Кайрос считался покровителем шансов, благоприятных моментов и счастливых мгновений.

До нашего времени сохранилось лишь несколько изображений Кайроса; но даже и в античности его изображали весьма и весьма редко. В одной из своих книг Каллистрат описывает необычайной красоты бронзовую статую Кайроса, созданную в IV веке до н.э. греческим скульптором Лисиппом и считающуюся самым лучшим его произведением. Знаменитый мастер изобразил Кайроса как юношу, «блистающего расцветом молодости» и очень напоминающего Диониса. Он стоит на шаре, балансируя на кончиках пальцев, на его ступнях - крылья. В левой руке он держит весы, а в правой бритву. Спереди, на лоб, бровь и щеку, падает длинная густая прядь волос, растущая на макушке, а сзади его голова практически лысая, за исключением нескольких волосков. (Да простит меня Кайрос, но его прическа больше всего напоминает знаменитый хохол или чуб запорожских казаков.)

Считалось, что Кайрос находится в постоянном быстром движении и что, «порожденный временами года, он непрестанно вращается в Вечности».



Кайрос.

Мрамор. Римская работа по оригиналу Лисиппа ок. 350-330 гг. до н. э.Турин, Музей древностей.


Бесшумно и ловко передвигается Кайрос среди людей и бежит так быстро, что его не увидишь и не поймаешь. Увидеть Кайроса - благоприятный момент - можно, только если встретишься с божеством лицом к лицу. Тогда надо действовать мгновенно и ловко, ведь только в этот короткий миг есть возможность схватить Кайроса за чуб. Если тебе это удастся - считай, что ты поймал свой жизненный шанс. Если будешь медлить, пребывать в нерешительности и раздумьях - стремительный Кайрос пробежит мимо, а тебе покажет свою гладкую лысину. Знай тогда, что свой шанс ты упустил, и второго такого же случая уже не представится. По словам Каллистрата, прядь волос на лбу Кайроса говорит о том, что его легко поймать, когда он мчится тебе навстречу, лицом к лицу, но если он уже пролетел мимо, то это значит, что срок для действия истек, что благоприятным моментом - Кайросом - ты пренебрег, и его уже не вернуть...



Кайрос (малый)
Древняя Греция. Лисипп. IV в. до н. э.
Рельеф с оригинала выполнен в I в. до н. э.
В данное время находится в монастыре св. Николая
в Трогире (Хорватия)


Получается, что каждому важному шагу в жизни, маленькому или большому, всегда предшествует один короткий миг - миг Кайроса, когда нужно принять решение и действовать. В древности говорили, что все ценное в нашей жизни начинается с таких «пойманных» мгновений - коротких, но зато прожитых вместе с Кайросом, а все остальные моменты, к которым Кайрос не прикасался, быстро погружаются в реку забвения.

СМЫСЛ ИМЕНИ

Хотя происхождение самого имени «Кайрос» непонятно, в слове этом заключено множество параллельных символических и сокровенных значений. Философ Рубен Сото Ривера определяет его как «изначальное слово» или «слово-семя», поскольку оно является своего рода ключом к разным граням познания, магическим словом, позволяющим открыть многие двери. Больше всего ему подходит свойство зерна, дающего, в зависимости от почвы, в которую оно посеяно, каждый раз новые и удивительные ростки. В древности говорили: «Ты произнеси „Кайрос“ и смотри, что перед тобой откроется!» (Павзаний).

Чаще всего в трудах античных философов встречаются такие значения имени «Кайрос»: «подходящий и благоприятный момент (время, место) для действия», «особо благоприятное дерзновение», «справедливая мера всех вещей», «миг вне времени и предшествующий времени», «время Кайроса коротко - оно не ждет», «мгновение великого счастья».

В метафизике Плотина есть понятие Онто-Кайроса - Единого Сокровенного Божественного Начала, находящегося у истоков всего сущего и одновременно дающего первый импульс для любого цикла Космического Сотворения. Плотин ссылается на Платона, утверждая, что Кайрос - это также и Высшее Благо; а Арцесилай из Питаны говорит: «Самое большое достоинство Философии состоит в том, что она помогает понять суть „Кайроса“ - подходящего момента для каждой вещи». Орфики называли Кайроса «Временем для посева» и связывали его с Афродитой - силой проявленной Любви, порождающей времена года.

Больше всего нас, конечно, интригует знаменитый чуб Кайроса и то его символическое значение, которое связано с понятием шанса. Итак, Кайрос - это подходящий момент (место, время) для действия. Каждая вещь и каждое начинание или предприятие - если оно важное - имеет свой, особенный срок, который надо почувствовать, уловить. «Время Кайроса» - так называли его в древности. Эту истину глубоко понимали участники Олимпийских игр: чтобы все предпринятые усилия привели к победе, нужно было действовать именно в «момент Кайроса», в тот едва уловимый отрезок времени, когда индивидуальные усилия сливаются с непознаваемой волей Судьбы. По словам Пиндара, вне этой точки любая творческая и другая деятельность (в том числе и спортивная) либо была ничем, либо представляла собой лишь стремление к определенным результатам, не получившим покровительства Неба.

О Кайросе еще говорили, что «подходящий момент» - это тот миг, когда Судьба откликается на особые и постоянные усилия человека.

Размышляя об этих поражающих воображение философских истинах, я пришла к не менее поражающим простым человеческим выводам. Что у нас получается? Забавный чуб Кайроса - то есть шанс, который надо поймать, - это слияние длинного пройденного пути и одного короткого мига, когда Судьба или Бог (как бы мы его ни называли) подтверждают, что путь этот ты прошел не зря. Конечно, он не линейный, не ровный и состоит не просто из теоретических мечтаний, но из конкретных и постоянных усилий, порой даже сверхусилий. Если есть нечто, что тебе действительно дорого - человек, дело, идея или что-либо другое, - то путь к Кайросу предполагает сражение за все то и всех тех, кого ты по-настоящему любишь. На этом пути переплетаются пробы и ошибки, удачи и неудачи, тебя то понимают, то ругают, то подступает отчаяние и опускаются руки, то вновь побеждает надежда и в конце туннеля появляется свет...

Похоже, вся суть шанса в том, чтобы выстоять и продержаться - до того священного мига, когда Судьба пожалеет тебя и скажет: «Хватит, твое испытание закончилось!» И в этот миг надо сделать последний рывок, решиться и среагировать мгновенно. Может быть, все поменять и перевернуть с ног на голову, чтобы правильно использовать этот дар Судьбы или Бога - как правило, непредсказуемый и неожиданный, который грех было бы упустить после стольких усилий.

ВСЕ МЫ НЕМНОЖКО КОЛУМБЫ



Кайрос (малый на подставке)

Воображение мое разыгралось. Наверное, мой рассказ слишком эмоционален, но жизнь штука мудрая и непредсказуемая, и в ней немало подтверждений этой великой закономерности. Не буду рассказывать случаи из собственной жизни, напомню историю Христофора Колумба. Этот великий мореплаватель и мечтатель является для меня наглядным примером пойманного и использованного шанса, хотя как он, бедный, настрадался и сколько вытерпел! И вытерпел вовсе не за то, о чем мечтал. И получил вовсе не ту награду, за которую сражался. Слава Богу, что он не доплыл до Индии - хотя, если бы в самом начале, когда все его мысли, энергия и сила убеждения были сосредоточены на этом великом проекте, кто-то ему сказал, чем закончится его плавание, он, наверное, не поверил бы и счел человека своим недоброжелателем. Ради Индии он многое преодолел и многое выстрадал, сражался с великими мира сего и собственным экипажем,  со своими сомнениями и ограничениями, и, может быть, как раз это повлияло на результат всей затеи. Наверное, мудрая Судьба решила, что именно такой человек, с такой силой воли и мечты, с такими знаниями и умом и таким священным упорством достоин того, чтобы открыть Америку... Но это было выше представлений, выше познаний и полета духа и ума самого Колумба. И его великое открытие уже не зависело лишь только от его собственной воли и его собственного выбора.

Вспоминая историю Колумба, неизбежно задаешь себе вопрос: когда же, в какой, собственно, момент своей многострадальной жизни великий мореплаватель поймал и использовал свой шанс, если о существовании Америки он ничего не знал, не мог о ней ни думать, ни мечтать, не говоря уже о том, что он собирался плыть в противоположную сторону? Когда же именно для него наступило «время Кайроса», тот миг, когда воля Судьбы слилась с его собственными усилиями и спутала все планы (к счастью!)? Тогда ли, когда первая мысль о путешествии в Индию возникла в его воображении? Тогда ли, когда он преодолел смуту на корабле и не повернул обратно? Тогда ли, когда первый раз ступил на берег Америки, не переставая верить, что это Индия? Наверное, это было и в то, и в другое, и в третье, и еще во многие другие мгновения. Поймав свой первый шанс, уловив первый «момент Кайроса», он получил право на все новые и новые испытания Судьбы, а значит - на все новые и новые шансы.

У каждого из нас есть своя «Америка» - свой Шанс, маленький или большой, поймать который будет и трудно, и интересно.

Получается - покой нам только снится, и это здорово! Подобное происходит и в нашей жизни, хотя мы далеко не Колумбы, наше жизненное плавание намного проще, а наши мечты и шансы, которые мы хотим поймать, гораздо зауряднее.

На это нам обязательно должен возразить кто-то «сверху» и напомнить одну поучительную философскую истину: каждому из нас дается тот шанс, до которого мы по-настоящему «дозрели» и с учетом того, какие шаги и действия готовы ради него совершить. Не все «чубы Кайроса» одинаковы и не каждый предназначен для всех. Но зато у каждого из нас есть свой шанс, маленький или большой, и поймать его будет по-своему трудно и по-своему очень интересно.

КАК УЗНАТЬ СВОЙ ШАНС?

Похоже, вся наша жизнь - это целая цепочка шансов, подходящих для действия моментов. Как узнать их, как не упустить? Прежде всего, надо расслабиться: ты не можешь упустить то, чего Судьба тебе не посылала. Не стоит расслабляться лишь в одном: прежде чем думать о том, как поймать шанс, надо подумать о том, как его заслужить! Ибо любой шанс - это результат не только усилий, но и внутреннего роста, который непременно происходит, когда мы совершаем шаги, стремимся к чему-то, преодолеваем трудности и приобретаем опыт. Нужно много движений, много шагов навстречу собственной Судьбе, навстречу тому, чего требуют Душа и Сердце, пусть даже пока эти шаги кажутся напрасными, пусть даже пока ни к чему не приводят. Чтобы достучаться, надо стучать долго, терпеливо, но сильно - если мы хотим, чтобы нас услышали.



В традиционном тайм-менеджменте используется два ключевых понятия времени,хронос и кайрос.

А если мы достучались и если «момент Кайроса» - благоприятное время и место для того или иного действия - все-таки пришел, как узнать, что это он? Как поймать шанс и что делать, чтобы его не упустить? Как узнать, в чем он?

Надо успокоиться и не терзать себя этим вопросом. Лучше о нем вообще забыть. Судя по опыту Колумба, не обязательно знать, в чем именно состоит твой шанс. Ведь если и попытаешься разложить все по полочкам, скорее всего, поймешь совсем не то и тебя унесет не туда. Мудрость великого мореплавателя достойна того, чтобы брать с нее пример именно в том, о чем мы чаще всего забываем.

Между прошлым и будущим есть краткое мгновение Настоящего. Если прожить его вместе с Кайросом, оно превратится в пойманный миг Вечности.

В жизни каждого из нас наступает момент, когда нам все-таки надо сделать хоть какой-то важный выбор - по велению сердца, принять хоть какое-то смелое решение, взять за него ответственность и за него сражаться. А все остальное - это уже не наше дело. Когда-то и Колумб выбрал свою Индию, взял на себя ответственность и сражался за свое решение до конца. Но в то же время - и без его ведома - мудрая Судьба внесла свои корректировки, направив усилия мореплавателя в нужное русло, навстречу открытию, пора которому настала... Вспоминаю слова Виктора Гюго: «Есть нечто более сильное, чем все на свете войска: это Идея, время которой пришло».

НЕ БОЙСЯ ОШИБИТЬСЯ

А если я все-таки ошибаюсь, желаю не того, призываю не те шансы - стучусь упорно, но без результатов, которые - понятное дело - и не могут появиться? Как предостеречься от подобной ситуации? - Никак. Разве что перестать упорствовать и вовремя опомниться. Неправильные шаги всегда можно узнать.

Неслучайно Кайрос в левой руке держит весы, символизирующие «подходящую меру всех вещей». «Измерять» с точки зрения Кайроса означает придавать каждой вещи то значение, которое она на самом деле имеет.

Все зависит от того, каковы наши жизненные приоритеты. Добиваться того, что в данную минуту мы считаем важным и значительным, хотя в действительности это не так, все равно что ловить Кайроса за лысину, на которой ничего не растет и поэтому не за что ухватиться. Это все равно что идти по пути, ведущему никуда... Делать неправильные шаги и ошибаться в выборе означает всего лишь, что мы смотрим не туда, куда нужно. А это можно быстро исправить, если только найти силы и изменить угол зрения, применить другие критерии.

Как увидеть свою ошибку? Легенда говорит, что Кайрос от нас убегает. На самом деле не только удача, но и сама Судьба отворачивается от нас и прячет свое лицо. А этого не заметить трудно.

В пифагорейских «Золотых стихах» говорится, что знание «подходящей меры для всех вещей» предполагает особый образ жизни, в котором гармонично сочетаются самые разные грани Таинства Существования. Согласно Пифагору, именно «золотая мера» и «золотая пропорция» позволяют человеку поддерживать контакт с Божественным.

А если в ответ на свои усилия я хочу не любые шансы и любые награды Судьбы, а именно то, за что сражался? Если я Колумб, почему я должен соглашаться на Америку, когда хотел Индию?

Подобные вопросы задают люди, мягко говоря, недальновидные и сосредоточенные только на себе любимом, люди, за которыми водится грешок эгоизма и высокомерия... А кто тебе сказал, что ты со своими претензиями, мелочными интересами и маленькими «Индиями» мудрее самой Судьбы? Будешь настаивать на своем, и может случиться, что по глупости потеряешь даже то, что имеешь. Та же самая Судьба, которая когда-то одаривала тебя шансами, их у тебя отнимет, если будут расти твой эгоизм, упрямая глупость или высокомерие... А как вы думаете, почему в правой руке Кайрос держит бритву? Что он собирается ею отрезать?

Может, хватит нам упорствовать, хватит брыкаться и отмахиваться от новых шансов, даже если они проявляются не в той форме, за которую мы зацепились? Никогда не говори «никогда». Судьбе виднее. Человек предполагает, но располагает всегда Бог.

Так или иначе, несмотря на нашу слепоту и на то, что пути Господни нам неведомы, Судьба не так жестока, а ее рука не так тяжела, как нам кажется. Именно «моменты Кайроса» являются своего рода Божьей милостью, временем, когда нам предоставляются шансы, которые облегчают любого рода «кармический груз», выпавший на нашу долю. Тогда можно все пересмотреть и все по-новому понять, все начать заново, изменить к лучшему. «Момент Кайроса» - это новый поворот в судьбе, это одновременно и время посева, и время больших перемен, ведущих к мудрости и к осознанию малой толики собственного Предназначения.



Кайрос.

Мраморный барельеф.
Инв. № А. 544.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

ПРОМЕТЕЙ ИЛИ НАОБОРОТ?

Как говорили философы античного мира, для того, чтобы поймать шанс, надо пробудить два качества, присущих Афине и Прометею, - разум и интуицию. Неслучайно Кайрос всегда символически связывался с Прометеем и его братом Эпиметеем.

Прометей - тот, кто видит и думает «вперед», еще до того, как события начинают происходить. Его способность «ясного видения» связана не только с интуицией, но и с умением гармонично сочетать ее с мудростью. Мудрость Прометея в том, что он видит далеко вперед - к каким результатам приведут его шаги и поступки.

Эпиметей - недальновидный брат Прометея, тот, кто думает и реагирует лишь после того, как событие совершилось, исправляя последствия своих действий, вместо того чтобы их предотвращать. Именно по его вине все несчастья и бедствия убегают из ящика Пандоры и расползаются по земле, а остается внутри ящика единственный шанс для человечества - надежда. Эпиметей - это тот, кто из-за своей недальновидности постоянно упускает шансы, каждый раз сожалея о содеянном. В древности говорили, что Эпиметей символизирует раскаяние, которое всегда испытываешь, упуская шанс. Иногда его изображают в компании хромой старушки, пытающейся вырвать единственную прядь волос, оставшуюся на голове, - «чуб Кайроса», который так и не удалось вовремя схватить... Однако существует таинственная связь между раскаянием и надеждой, раскаянием и искуплением. Пифагорейцы говорили, что боль, которую человек испытывает из-за неиспользованных возможностей и упущенных шансов, пробуждает в его Душе любовь к Мудрости - тягу к Философии. Они также говорили, что тот, кто может ответить на вопрос, почему он упустил свои жизненные шансы, уже ступил на путь искупления.

КАЙРОС И КРОНОС

В греческой мифологии упоминаются два божества времени: Кронос - время старое и Кайрос - время новое, юное и вечно возобновляющееся. Нашей жизнью правят и Кронос, и Кайрос. С одной стороны, Кронос - это календарное время, время, которое последовательно отсчитывает часы и события. В мифологии это отец Зевса, пожирающий собственных детей в своем вечном течении. С другой стороны, это Великое Таинство, обозначающее сокровенный Божественный Промысел, который никто не может изменить и которого никто не может избежать.



Кронос и Кайрос

Внутри необратимого течения старого времени рождается время новое и юное, время Кайроса. Это период особо интенсивных свершений и преобразований, происходящих независимо от календаря и от количественного чередования часов, лет, столетий. Ему свойственно пробуждение сознания и весь связанный с этим опыт Души и Духа, благодаря которому рождаются долговечные вещи, идеи и достижения - победившие Время, идущие далеко за пределы любого пространства и любой эпохи. «Моменты Кайроса» нельзя предсказать, они могут длиться лишь одно короткое мгновение или долгие десятилетия и века. Они никогда не повторяются и определяются Божественным Промыслом. Их начало и конец предначертаны, но когда они наступят и к чему приведут - этого никто не знает. Все зависит от человека, который может их использовать, а может и упустить. Это потенциальное Время Великих Трансформаций, Великих Перемен.



Хронос (др.-греч. Χρόνος, «время») - божество в древнегреческой мифологии и теокосмогонии

Подобное таинство происходит не только в истории человечества, но и в жизни каждого из нас. Прошлого уже не изменишь, изменить можно только Будущее. Между Прошлым и Будущим есть Настоящее - всего лишь миг, один короткий миг. Если прожить его вместе с Кайросом, то он превратится в счастливое мгновение, в пойманный миг Вечности...



Франческо Сальвиати, фрагмент Стенной росписи



«Ты произнеси „Кайрос“ и смотри, что перед тобой откроется!» Твое Будущее перед тобой. Станет ли оно таким, каким ты его видишь, зависит только от тебя...

В эпиграмме греческого поэта Посидипуса можно найти поэтическое описание основных символических свойств Кайроса. Она представляет собой диалог, который ведут статуя божества и паломник, обратившийся к ней за покровительством:
- Откуда приехал скульптор, твой творец?
- Из Сикиона.
- Скажи его имя.
- Лисипп.
- А ты кто?
- Я Кайрос. Бегу впереди всех и всех обгоняю.
- Почему ты бежишь на цыпочках?
- Потому что я всегда спешу.
- У тебя крылья даже на ступнях?
- Я же быстрее ветра.
- Почему ты так сильно сжимаешь бритву правой рукой?
- Чтобы предупредить людей, что я острее бритвы.
- Почему прядь твоих волос падает спереди, на лицо?
- Чтобы каждый, кто встречается на моем пути, мог схватить ее.
- А сзади почему ты лысый?
- Кого я перелечу, тот меня не поймает, каким бы сильным ни было его желание.
- А почему скульптор сотворил тебя?
- Чтобы напоминать людям обо мне, паломник. Я вечное напоминание для всех.

Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru

искусство, философия, мифология, понятие

Previous post Next post
Up