"Сутра о счастье" Н.Д.Линде

Nov 01, 2012 03:25


Душу нельзя иметь.
Ей можно только быть.
Бог такой хитрый, он спрятал рай так близко, что ни за что не догадаешься!

Мы же ищем рай слишком далеко, обычно в будущем, которое никогда не наступает, либо строим рай на Земле, либо мечтаем о том, что попадем туда после смерти. Главное, что мы считаем, что рай находится вне нас и состоит из каких-то внешних условий нашего существования. Но именно поэтому он остается таким недостижимым. Именно потому богатый не может попасть в рай, как верб-люд не может пролезть в игольное ушко. Не потому что кто-то его не пустит за грехи, не потому что это морально нехорошо - быть богатым, а потому что богатый человек считает, что его счастье в бо-гатстве, а вовсе не в раю. Поэтому он вцепляется в богатство, пытается протащить его в рай, не веря, что в раю сможет обходиться без богатства. А в раю нет никакого богатства, поэтому он и не может оказаться в раю. Его страх перед отсутствием богатства определяет его устремленность к богатству, а поэтому он не может заметить рай, даже если он будет окружать его со всех сторон, ведь все его вни-мание связано с богатством, о котором еще надо все время тревожиться и заботиться. Поэтому живет он в страхе и заботе, а не в раю.
Может ли Татхагата, который вошел в поток, сказать: «Я - Татхагата, который вошел в поток»? Нет, не может, потому что, когда он вошел в поток, он растворился в потоке и стал потоком. Поэтому он и называется - Татхагата.
Нищий, кстати, тоже не может попасть в рай, потому что вцепился в богатство, но только в то, которого нет, или в чужое. Кто же тогда попадет в рай?
Жизнь это поток, поэтому рай - это тоже поток, а если поток останавливается, то рая нет. Рай - это не остановленное мгновение, а умение находиться в данном мгновении прямо здесь и теперь. Мгновения меняются, но ты все время в раю, когда мчишься в потоке энергии, одновременно остава-ясь потоком этой энергии. И это - состояние абсолютного покоя.
Как говорил мой гуру: «Врата ада заперты изнутри». А если они заперты изнутри, то, как Бог может вывести оттуда людей? Им хочется там находиться, и они держат круговую оборону, чтобы только не попасть в рай. Как может попасть в рай гневный человек? Как может попасть туда подав-ленный человек? Как может это сделать пораженный страхами и тревогами человек? Как может по-пасть туда вечно сражающийся человек?
В раю нет атомных боеголовок! Но есть люди, которые так держатся за боеголовки, что не мо-гут пролезть в рай! Самый лучший способ избавиться от войны и боеголовок - научиться жить в раю и научить этому своих врагов. Если все будут жить в раю, не нужны будут боеголовки и не будет ни-каких врагов. А если враги - такие дураки, что не хотят жить в раю, то им же хуже, хотя и жаль.
Помнится рассказ советских моряков подводников, которые лет 40 назад тайком проникли в Средиземное море на атомной подводной лодке, которая потом публично сгорела. Они совершили подвиг, вокруг которого было много шума, но один эпизод, который произвел на них неизгладимое впечатление, они и спустя столько лет рассказывали с нежной улыбкой и блеском в глазах. Это о том, как они увидели в перископ голую женщину, загорающую на носу своей яхты! Боже мой, да они пол-года никакой женщины не видели, все под водой в душной подлодке! Как же они по очереди, соблю-дая военную субординацию, подглядывали за нею в перископ?! Но они же не могли бросить свои бое-головки, вынырнуть вдруг перед ней и сказать… А что собственно сказать?.. Потому подлодка и сго-рела…
Многие военные и разведчики из ФСБ или ГРУ приходят к экстрасенсам или целителям, что-бы разузнать их секрет, воспользоваться их идеями для борьбы с противниками. Но никакого секрета нет, а они не верят. Для того, чтобы узнать секреты своего бессознательного, необходимо расслабить-ся, а для того, чтобы расслабиться нужно перестать бороться с кем-то и бояться кого-то, а это невоз-можно в силу того, что именно это они и хотят делать, только об этом и думают. Так природа самым простым и естественным способом защищается от этих монстров и биороботов. Потому что, если бы они проникли в святая-святых, то ужас, что они бы наделали. Но они не могут, потому что, проникая туда, они тут же перестают быть монстрами и биороботами, становятся счастливыми и добрыми, и не могут уже кому-то повредить.
Правда есть один хитрый способ, метод Старика и Старухи. Старик, как известно, добрейшей души человек, проник в свое бессознательное, то бишь в море, и выловил там Золотую Рыбку. Но именно потому, что он был добрейшей души, то он выпустил рыбку, ничего от нее не попросив. Од-нако, у него была Старуха, которая не отличалась добротой и бескорыстием нрава, поэтому к ней бы золотая рыбка никогда бы не попалась. Но зато она умела требовать со своего Старика, хотя совер-шенно непонятно, почему он ее слушался, а не поставил ее на место (опять же в силу доброты и бес-корыстия). Она воспользовалась этим счастливым случаем по полной программе! Она получила все, но захотела именно того, что хотят силовые ведомства, чтобы Золотая Рыбка была у нее на посылках! Поэтому все так и кончилось, как всем известно…
Для того, чтобы счастье случилось, а бессознательное открылось (Сезам откройся!), надо ему отдаться, но ведь хочется не отдаться, а деньжат поднабраться! Поэтому оно и не открывается! Тайная пещера, как известно, тоже открылась перед добрым и бескорыстным мальчишкой (в сказке его неда-ром называют Алмазом не ограненным), который хотя и получил что-то для себя, но использовал это, чтобы сделать много добра другим и реализовать искреннюю любовь!
Многие люди, впрочем, давно догадались, что их счастье находится в бессознательном. По-этому они ловко избавляются от сознания и его навязчивого контроля с помощью алкоголя, наркоти-ков и других подручных средств. Но тогда они начинают считать, что счастье не в них, а в алкоголе или наркотиках, а это не так. Их страдания без приема алкоголя и наркотиков становятся совсем не-выносимыми… Если бы они научились пользоваться своим бессознательным без этих средств… Но они не могут, потому что их переполняют страдания и ненависть к этому миру.
Счастье - это не когда человек удовлетворил все свои потребности, а когда он вошел в такое состояние, где его переполняют добрые чувства и энергия жизни, которые требуют самореализации. При этом он чувствует, что его возможности неограниченны, он свободен и автономен. Счастье - это открытые возможности, чем больше индивид ощущает внутреннюю гармонию, согласие с самим со-бой и благорасположение к нему внешнего мира, тем более он счастлив. Но благорасположение мира он ощущает потому, что он не защищается от мира, он отказался от брони своего характера и его мы-шечный панцирь расслабился. В этом случае он непосредственным образом получает столько энергии, что «мало не покажется», он оказывается в раю, никуда не перемещаясь физически, не меняя обстоя-тельств своей жизни. Энергия просто переполняет его, избыток энергии и делает его счастливым. Кроме того, он не скован своим панцирем, а больше ничто и не может его сковать, а значит, все дается легко, все доставляет удовольствие.
Знаменитый психотерапевт Милтон Эриксон славился тем, что мог потрясающим образом управлять своим бессознательным. Он перед сном программировал себя, что ночью напишет статью. Утром, когда он просыпался, рядом с пишущей машинкой уже лежала готовая статья. Он не помнил, как ее писал, и не знал, что в ней написано. Нарочно не читая, он отправлял статью в журнал и потом читал собственную статью в журнале, узнавая из нее много нового! Тогда то он и понял, что его бес-сознательное гораздо умнее и богаче, чем сознательный ум. Сознательный ум - результат наших пси-хических ограничений и правил. Сознательный ум стремится все контролировать, все формализовать, предсказать и разложить по полочкам.
Но поскольку это только маленький участок нашей психики, то он не может контролировать огромную область бессознательной психики, но может мешаться у последней «под ногами». Но имен-но бессознательное дает нам ключи к творчеству, решению нестандартных задач, дает нам энергию и счастье. Бессознательное в состоянии медитации или сна подсказывает нам гениальные идеи. Так Менделеев открыл свою периодическую таблицу, Бах увидел свои знаменитые фуги, так была изобре-тена швейная машинка, а Архимед, расслабившись в ванной, открыл свой знаменитый закон. И т.д. и т.д.
Милтон Эриксон использовал собственное бессознательное и в процессе психотерапии, при-думывая совершенно неожиданные и фантастические приемы воздействия на пациента. Он обращался скорее к его бессознательному миру, а не к сознанию, поэтому тот и не понимал, почему он выздоро-вел. Один из его учеников, теперь маститый психотерапевт, который учился у М.Эриксона три года и все уже понял и разложил по полочкам, все-таки никак не мог делать то, что легко получалось у его гуру. И он спросил об этом у гениального учителя.
Дальше рассказывает ученик. Очень внимательно глядя мне в глаза, М.Эриксон произнес: «У вас слишком сильная тенденция все раскладывать по полочкам, и это мешает проявиться вашему бес-сознательному», - и на этом закончил разговор. Я очень расстроился. Нет, чтобы объяснить, как сле-дует! Через несколько месяцев, я снова задал ему тот же вопрос, и точно также, внимательно глядя мне в глаза он сказал: «У вас слишком сильная тенденция все раскладывать по полочкам, и это меша-ет проявиться вашему бессознательному». Я еще больше огорчился, стареет видимо, даже не помнит, что уже говорил мне то же самое… Но через несколько месяцев я снова задал ему тот же вопрос. И точно так же, внимательно глядя мне в глаза, Эриксон произнес: «У вас слишком сильная тенденция все раскладывать по полочкам, и это мешает проявиться вашему бессознательному». И тут я понял (!!!): «У меня слишком сильная тенденция, все раскладывать по полочкам, и это мешает проявиться моему бессознательному!» Я взглянул на Эриксона, глаза его сверкали, и очень тихо и проникновенно он сказал: «Правильно!»
Стремление все контролировать и раскладывать по полочкам происходит от внутренней тре-вожности, от недоверия к самому себе, своей природе. Собственно первородный грех и начался в мо-мент возникновения у человека сознания, когда он съел запретный плод и осознал, что он наг. Тут и произошло изгнание человека из рая, то есть из бессознательного. С тех пор мы и боимся неопреде-ленности, боимся спонтанности, и везде пытаемся «соломки подстелить», но беда всегда приходит с неожиданной стороны и мы всегда не готовы к ее встрече, поэтому мы уже не ждем хорошего, а дума-ем только о будущих бедах или о прошлых ошибках. Где же тут до счастья? Как в той самой притче про земляничку.
За человеком погнался тигр. Он побежал от него и свалился в пропасть, зацепился за какой-то корень, торчащий из склона горы, и повис на нем. Взглянув вниз он увидел, что внизу его поджидает другой тигр. Тут из норки, рядом с корнем, выбежала маленькая мышка и стала подгрызать корень. Когда осталось совсем немного, чтобы корень оборвался, человек вдруг увидел, растущую на склоне прямо перед его лицом, маленькую земляничку.
Он сорвал ее и съел.На этом притча кончается и обычно не дается никакой ее интерпретации и люди понимают ее очень криво, например, как свидетельство того, что жизнь наша - сплошное страдание, есть только маленькие радости… Однако см ысл ее прямо противоположен этому мрачному взгляду на жизнь, и понять это очень легко, первый тигр - это прошлое, от которого человек в ужасе убегает, второй тигр - это будущее, которого человек всегда страшится. Корень - это корень жизни, а маленькая мышка - не-умолимое время. А вот маленькая земляничка - это мгновение настоящего, и когда человек съел ее, то попал в настоящий момент времени и обрел просветление. Потому что в настоящем нет ни прошлого, ни будущего, а значит, нет никаких страхов и страданий, есть только прекрасное настоящее, которое может длиться вечно. Еще З.Фрейд отмечал, что в бессознательном нет прошлого и будущего… Сча-стье происходит с человеком не завтра и не вчера, а прямо здесь и теперь, если происходит...
А почему оно происходит или нет? А потому что мы либо перестаем тревожиться и напрягать-ся, либо нет, либо перестаем сожалеть о прошлом и беспокоиться о будущем, либо нет, либо расслаб-ляемся и доверяемся, либо нет. А почему мы делаем так или иначе? В первом случае вполне довольны тем, что у нас есть, и успокоились наконец. А во втором, мы хотим что-то получить, но не можем. Буддиста, который, по мнению окружающих, достиг просветления, спросили: «Что же такое - про-светление?» Он ответил: «Горы остались горами, а реки остались реками. Когда хочу я ем, когда хочу, я сплю». Парадоксальный ответ в стиле Дзен? Да нет, совершенно правдивый ответ. Он сказал: «Мир остался таким же, он не перевернулся и не поменялся. Я успокоился и примирился с миром. Я абсо-лютно счастлив и спокоен. Если мне надо удовлетворить свои естественные потребности, я это делаю, но больше мне ничего не надо».
А как же примириться с этим миром, если он нам не нравится? На этот счет есть еще одна (древняя индийская) притча.
(Продолжение следует...)

счастье

Previous post Next post
Up