Сейчас интернет гудит по поводу очередного громкого дела с изнасилованием. Снова поражаюсь, насколько сильна в наших постсоветских краях мизогинистская тенденция оправдывать насильника. Расскажу вам о том, как я поразилась этому впервые. Это случилось лет 20 назад, но эпизод врезался в мою память, потому что был связан с книгами
(
Read more... )
Comments 53
Культура насилия сопротивляется изо всех сил. Я написала в группе поддержки Ирины несколько ободряющих слов, обращенных к ней, где ничего не говорилось о насильниках - и уже через час мне начали писать неизвестные (и некоторые известные) мне люди, боты и тролли с разнообразными оскорблениями и угрозами. Нельзя сочувствовать жертве. Нельзя. Абсолютное табу.
А литература, конечно, формирует всякие модели.
Reply
Мне вспоминается Тэоден из фильма, который смотрит на наступающие полчища орков и говорит "What can men do against such reckless hate?" остается заменить в этой цитате men на women.
В оригинале, кстати, "How shall any tower withstand such numbers and such reckless hate?"
Для меня "орки" - лучшая метафора для насильников и оправдывающих их. Как противостоять такой злобе, такому невежеству, в таких количествах?..
Reply
Reply
Reply
Reply
Получается, что и я полжизни помню этот эпизод.
Я как раз думала о мизогинии в их книгах и жалела, что в те годы, когда я их увлеченно читала, могла реагировать на неё только интуитивно, как в случае с Амфитрионом. Зато, когда недавно перечитывала "Мессия очищает диск", обращала внимание специально, и тут мои наблюдения совпадают с вашими. И хочется надеяться, что они действительно "пробираются" и выходят на какой-то другой уровень отношения к женщинам. Более поздние книги пока не читала - когда доберусь, будет шанс это проверить.
Reply
Кстати, Амфитрион меня при чтении во многом восхищал. Про отношение к женщинам думаю, что это логичное древнее "свои-чужие", когда чужие - почти не люди, можно продать в рабство и т.п. Мне не кажется, что он Алкмену не считает за человека и процитированная сцена - про насилие. Но, конечно, возносить его на пьедестал и оправдывать военные изнасилования не собираюсь ни в коем случае.
Reply
С Амфитрионом у меня поэтому и проблема, что то, как он описан далее, не складывается с вот этим его отсутствием эмпатии по отношению к "чужим".
Reply
Reply
Там герой, который цинично и хладнокровно планирует изнасилование, и близко не изображается как положительный. И авторское отношение сомнений не вызывает - по крайней мере, отношение к планам (с отношением к герою несколько сложнее). Так что автор не занимается оправданием насилия и не заслуживающей внимания мелочью его не объявляет.
Reply
Reply
Только это (как позже становится ясно) не ужас, это гнев. Crystal clarity burning like ice.
Reply
Но конкретно Амфитрион - насильник, и героя из него сделали совершенно зря.
Т.е. в тексте вообще никаких признаков, что с этим что-то не так по мнению авторов? Или просто явное "но мы его любим не за это"?
Reply
Конечно, мне стоило бы перечитать всю книгу, прежде чем делать выводы, но, насколько я помню, там не было никаких намеков, что с этим что-то не так. Амфитрион там выходит на уровень чуть ли не главного героя и подается в положительном ключе.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Опять же, наличие явно несправедливого злодеяния не означает, что в другой ситуации авторы не наши бы аналогичное оправданным/приемлемым/неприятной мелочью.
(Даже ярые сексисты ведь в норме не считают, что насиловать можно всех и всегда. Добропорядочная замужняя женщина или скромная девица приемлемыми целями не являются. Но там вполне может проглядывать "потому что они собственность своих отцов/мужей, которые зато могут делать с ними все что хотят".)
Reply
Leave a comment