Об оправдании насильников

Oct 16, 2015 22:10

Сейчас интернет гудит по поводу очередного громкого дела с изнасилованием. Снова поражаюсь, насколько сильна в наших постсоветских краях мизогинистская тенденция оправдывать насильника. Расскажу вам о том, как я поразилась этому впервые. Это случилось лет 20 назад, но эпизод врезался в мою память, потому что был связан с книгами ( Read more... )

женщины, критика, феминизм, fantasy, архетипы, цитаты, книги

Leave a comment

Comments 53

mironija October 16 2015, 19:25:18 UTC
Дорогая Линда, спасибо!
Культура насилия сопротивляется изо всех сил. Я написала в группе поддержки Ирины несколько ободряющих слов, обращенных к ней, где ничего не говорилось о насильниках - и уже через час мне начали писать неизвестные (и некоторые известные) мне люди, боты и тролли с разнообразными оскорблениями и угрозами. Нельзя сочувствовать жертве. Нельзя. Абсолютное табу.
А литература, конечно, формирует всякие модели.

Reply

linda_lotiel October 16 2015, 21:24:57 UTC
Эх, Инна...
Мне вспоминается Тэоден из фильма, который смотрит на наступающие полчища орков и говорит "What can men do against such reckless hate?" остается заменить в этой цитате men на women.
В оригинале, кстати, "How shall any tower withstand such numbers and such reckless hate?"
Для меня "орки" - лучшая метафора для насильников и оправдывающих их. Как противостоять такой злобе, такому невежеству, в таких количествах?..

Reply

torquelimach October 16 2015, 23:29:49 UTC
Вот да, кстати, уровень агрессии и степень ее мотивированности в этой истории меня поразил. Можно было бы списать это на особенности России после крымнаша и последовавшей медийной кампании с нагнетанием и оправданием агрессии (на фоне растущих проблем в экономике), но есть пример не в России - геймергейт (так совпало, что я подробнее о нем прочел как раз недавно).

Reply

linda_lotiel October 17 2015, 09:22:05 UTC
Начала читать про геймергейт. Ого, каков размах!

Reply


polyn_yanta October 16 2015, 20:32:21 UTC
Здравствуйте. Я вас через френд-ленту друга читаю. Полжизни помню именно этот момент про Амфитриона, по сути, одного из главных героев. Мне сильно кажется, что Олди эту ремарку нарочно подбросили: вот, смотрите, он таков, мир в то время таков, смотрите и не идеализируйте слишком. Что не отменяет, что именно у этих писателей я постоянно видела много мизогинии в книгах (в последних по времени, если не путаю, такого меньше). Женщины, описанные однобоко, карикатурно, объективированно, с нехорошей мужской иронией, мелкие мерзкие ремарочки (вроде этих шуток об изнасилованиях), которые заметишь не сразу. И тут же рядом - сильные и вызывающие восхищение женские характеры. Так что Олди у меня одновременно вызывают неприязнь за мизогинию и некоторое уважение за то, что они сквозь нее пробираются, идут дальше. Но неприязни больше.

Reply

linda_lotiel October 16 2015, 21:32:07 UTC
Спасибо за комментарий!
Получается, что и я полжизни помню этот эпизод.
Я как раз думала о мизогинии в их книгах и жалела, что в те годы, когда я их увлеченно читала, могла реагировать на неё только интуитивно, как в случае с Амфитрионом. Зато, когда недавно перечитывала "Мессия очищает диск", обращала внимание специально, и тут мои наблюдения совпадают с вашими. И хочется надеяться, что они действительно "пробираются" и выходят на какой-то другой уровень отношения к женщинам. Более поздние книги пока не читала - когда доберусь, будет шанс это проверить.

Reply

polyn_yanta October 17 2015, 12:15:00 UTC
Мне пара книг запомнились как особенно гадких в плане пренебрежения и дозволяемого по отношению к женским персонажам. Это "Мессия очищает диск" (там домочадцы судьи - просто предметы мебели какие-то, без имен, по-моему, даже) и "Нопэрапон" (как там описаны жена и подруга по увлечению каратэ Володи-Монаха, просто хоть в примеры в учебник бери. Словно вырвано из книг классом ниже, штамп на штампе). То ли авторы "настроились" на культуры древних Китая и Японии с их отношением к женщине, то ли личный период такой шел, то ли что.

Кстати, Амфитрион меня при чтении во многом восхищал. Про отношение к женщинам думаю, что это логичное древнее "свои-чужие", когда чужие - почти не люди, можно продать в рабство и т.п. Мне не кажется, что он Алкмену не считает за человека и процитированная сцена - про насилие. Но, конечно, возносить его на пьедестал и оправдывать военные изнасилования не собираюсь ни в коем случае.

Reply

linda_lotiel October 17 2015, 12:52:03 UTC
К сожалению, древнее "свои-чужие" и "чужие - не люди" живо и в наши дни. Но это отдельная тема.
С Амфитрионом у меня поэтому и проблема, что то, как он описан далее, не складывается с вот этим его отсутствием эмпатии по отношению к "чужим".

Reply


siblood_orange October 16 2015, 22:54:36 UTC
Меня вот тоже покорёжило циничное и хладнокровное планирование изнасилования в одном недавно прочитанном произведении. И мне тоже рассказали, что я ничего не понимаю, когда я не прониклась "глубокими достоинствами" и прочими "эпическими высями".

Reply

torquelimach October 16 2015, 23:46:27 UTC
О, вот я еще хотел вернуться к разговору об этом произведении и в частности выяснить, чем тебе не понравился тот эпизод.

Там герой, который цинично и хладнокровно планирует изнасилование, и близко не изображается как положительный. И авторское отношение сомнений не вызывает - по крайней мере, отношение к планам (с отношением к герою несколько сложнее). Так что автор не занимается оправданием насилия и не заслуживающей внимания мелочью его не объявляет.

Reply

linda_lotiel October 17 2015, 08:36:12 UTC
Я все-таки надеюсь, что ты справишься с эмоциями и выйдешь на уровень конструктивного обсуждения HPMoR. Данный комментарий - это наезд на меня, да еще с грубым передергиванием фактов. Это уже становится неприятно. Моей тактичности тоже может прийти конец. Голосовные утверждения, а тем более голословные обвинения в мой адрес с этого момента будут пресекаться ( ... )

Reply

torquelimach October 17 2015, 08:56:44 UTC
A cold chill was coming over Harry, a chill that came with instructions to keep his voice and face normal

Только это (как позже становится ясно) не ужас, это гнев. Crystal clarity burning like ice.

Reply


torquelimach October 16 2015, 23:17:57 UTC
А тебя тогда поразило упоминание пленниц или эта сцена? (Из "Кстати, и жену свою Амфитрион ведь тоже насилует" кажется, что по крайней мере тогда ты это изнасилованием не называла.)

Но конкретно Амфитрион - насильник, и героя из него сделали совершенно зря.
Т.е. в тексте вообще никаких признаков, что с этим что-то не так по мнению авторов? Или просто явное "но мы его любим не за это"?

Reply

linda_lotiel October 17 2015, 08:39:20 UTC
Тогда меня поразили конкретно пленницы. А сейчас, когда я перечитала эпизод для данного поста, я заметила и остальное. Тогда, 20 лет назад, конечно, я была еще очень сильно со власти транслируемых стереотипов и самостоятельно мыслить только начинала.

Конечно, мне стоило бы перечитать всю книгу, прежде чем делать выводы, но, насколько я помню, там не было никаких намеков, что с этим что-то не так. Амфитрион там выходит на уровень чуть ли не главного героя и подается в положительном ключе.

Reply

torquelimach October 17 2015, 10:50:54 UTC
Ага, понятно, спасибо.

Reply


siblood_orange October 17 2015, 06:49:09 UTC
Вот эпизод из "Пасынков восьмой заповеди" (того же года издания, что и "Герой ( ... )

Reply

linda_lotiel October 17 2015, 08:40:25 UTC
И? Это цитата. Если ты хочешь проиллюстрировать ей какую-либо идею, то её стоит озвучить. Читать мысли умеют не все.

Reply

keuleureteria October 17 2015, 09:20:39 UTC
смерть Лентовского как-то слишком милосердное возмездие)

Reply

torquelimach October 17 2015, 11:13:30 UTC
К сожалению, негативное отношение к изнасилованию в определенных случаях не означает такую уж феминистичность позиции автора. Ну то есть это лучше, чем если бы чем-то провинившуюся женщину в кадре наказывали изнасилованием с явного авторского одобрения, но, скажем, объективации это не мешает - и даже тут активная и имеющая субъектность ведьма авторами легко переведена в роль объекта (я не помню, но вроде позже в "кадр" она не попадает?)
Опять же, наличие явно несправедливого злодеяния не означает, что в другой ситуации авторы не наши бы аналогичное оправданным/приемлемым/неприятной мелочью.
(Даже ярые сексисты ведь в норме не считают, что насиловать можно всех и всегда. Добропорядочная замужняя женщина или скромная девица приемлемыми целями не являются. Но там вполне может проглядывать "потому что они собственность своих отцов/мужей, которые зато могут делать с ними все что хотят".)

Reply


Leave a comment

Up