День 91

May 25, 2022 18:56

Поток фотографий и видео из зоны боевых действий вызывает самые разные реакции. В эссе Вирджинии Вулф "Три Гинеи", о котором я писала тут и тут, ключевой образ - это фотография с гражданскими жертвами и разрушенного жилого дома в Мадриде. Писательница считает, что любой, кто посмотрит на этот снимок, проникнется ужасом и отвращением к войне и потребует ее немедленного прекращения.
С ней спорит американская писательница Сьюзан Зонтаг, которая задумалась о том, как люди смотрят на боль других людей. Именно об этом её книга "Смотрим на чужие страдания" (Regarding the Pain of Others), центральную роль в которой занимает военная фотография. Книга состоит из 9 эссе, которые я внимательно прочла и хочу о них поговорить.


Первое эссе - это спор с Вулф (спор о формулировках, на самом деле). Зонтаг предлагает смотреть на фото не абстрактно, как фиксацию ужаса войны в целом, а в контексте. Она отмечает, что на снимке - жертвы военной диктатуры Франко, который по сути использовал стратегию террора. Взгляд на фотографию, пишет Зонтаг, должен был бы побуждать к борьбе против подобных режимов, в том числе и вооруженной. И далее тезис развивается: созерцание чужого страдания может привести, в зависимости от контекста, к самым разным реакциям.
Пишет она и о манипуляциях вокруг военной фотографии. Например, о распространенности практики обвинять противника в том, что они сами себя бомбили и, конечно, что они создали фотофейки. Интересно было узнать, насколько давно это началось. Баски, если послушать Франко, сами себя подорвали в Гернике, и не только:
To photographic corroboration of the atrocities committed by one's own side, the standard response is that the pictures are a fabrication, that no such atrocity ever took place, those were bodies the other side had brought in trucks from the city morgue and placed about the street, or that, yes, it happened and it was the other side who did it, to themselves. Thus the chief of propaganda for Franco's Nationalist rebellion maintained that it was the Basques who had destroyed their own ancient town and former capital, Guernica, on April 26, 1937, by placing dynamite in the sewers (in a later version, by dropping bombs manufactured in Basque territory) in order to inspire indignation abroad and reinforce the Republican resistance. And thus a majority of Serbs living in Serbia or abroad maintained right to the end of the Serb siege of Sarajevo, and even after, that the Bosnians themselves perpetrated the horrific "breadline massacre" in May 1992 and "market massacre" in February 1994, lobbing large-caliber shells into the center of their capital or planting mines in order to create some exceptionally gruesome sights for the foreign journalists' cameras and rally more international support for the Bosnian side.

Зонтаг пишет о том, что многие верили в следующее: если показать людям реалистичные и достоверные изображения ужасы войны, они наконец перестанут воевать. Военная фотография уже давно с нами, но почему-то войны не прекратились, да и роль самой фотографии далеко не однозначна.
Если немного обобщить, я бы сказала, что сами по себе знания о том, что такое война и к каким она приводит последствиям, также не способны предотвратить войны.
Что, конечно, не означает, что не нужны ни фотографии, ни знания. Буду возвращаться еще к этой теме. Читать подобные книги во время войны - тоже в чем-то терапия: помогает увидеть the bigger picture.  Не особо это радостная picture, конечно, но тем не менее.

фотографии, психология, а если подумать?, война, политика, история, книги

Previous post Next post
Up