Екатерина Медичи ru.pinterest.com
Продолжение. Начало -
Чтобы победить, нужно не плакать, а строить планы… Следующим на престол взошел младший брат Карла IX - Генрих III, который ради французского престола отказался от польского.
Существует версия, что именно он отравил Карла книгой, пропитанной ядом, которая предназначалась для Генриха Наваррского.
Иные источники гласят, что это был Франсуа - самый младший из братьев Валуа.
Однако все источники сходятся на том, что отравитель был подослан их матерью Екатериной Медичи.
Образованием Генриха III занимались известные люди своего времени - Франсуа Карнавале и епископ Жак Амио, известный своими переводами Аристотеля.
В юности Генрих III много читал, охотно вёл беседы о литературе, брал уроки риторики, недурно танцевал и фехтовал, умел очаровывать своим обаянием и элегантностью. В совершенстве владея итальянским (на котором часто разговаривал с матерью), он читал труды Макиавелли.
Подобно всем дворянам, он рано начал заниматься различными физическими упражнениями и в дальнейшем, во время военных походов, показал хорошую сноровку в ратном деле.
Екатерина, любившая Генриха больше остальных своих детей, мечтала оставить ему королевскую корону. Однако ей пришлось сильно постараться, дабы наставить его на путь истинный.
Примерно в возрасте 9 лет Генрих стал постепенно сближаться с миром гугенотов, называя себя «маленьким протестантом». Более того, он стал приобщать к протестантизму и свою младшую сестру Маргариту (что потом имело решающие последствия для истории Франции). Он пел гугенотские песни, не соблюдал католические обряды и даже попытался разбить статую св. Павла.
Однако Екатерина взяла сына в «ежовые рукавицы», и в течение трёх лет сумела «выбить» из него гугенотские взгляды, превратив в ревностного католика (по крайней мере, во внешнем поведении).
Личность и поведение Генриха резко выделяли его во французском дворе.
А позже, по прибытии в Польшу, вызвали культурный шок у местного населения.
В 1573 году посол Венеции в Париже Морисони писал о роскошных одеждах принца, о его почти «дамской деликатности», о его серьгах в каждом ухе. «Он не удовлетворился одной серёжкой в каждом из них - ему нужны двойные, украшенные драгоценными камнями и жемчугом…».
Генрих III Король Франции - 19.09.1551-02.08.1589
Всё чаще стали раздаваться и передаваться из уст в уста мнения о гомосексуальности принца Анжуйского, который получил прозвище - «принц Содома».
Короткое пребывание короля в Польше стало поистине культурным шоком для поляков.
Генриха и его двор неприятно поразили и склонность простого народа к выпивке, и запущенность польских деревень, и суровый климат.
Шляхтичи же с нескрываемым презрением рассматривали увешанных драгоценностями и облитых парфюмерией французских дворян (включая самого короля), их изысканную одежду, светские манеры. Всё это они считали «бабьим». Впрочем, многие дворяне взяли французскую моду на вооружение.
Династическими браками Екатерина Медичи стремилась расширить и укрепить интересы дома Валуа. Помимо всего прочего, Екатерина пыталась женить одного из своих младших сыновей на Елизавете Английской.
Избрание французского принца Генриха на польский престол предусматривало и его женитьбу на Анне Ягеллонке. Однако молодой король не очень спешил жениться на женщине, годящейся ему в матери.
Первая встреча с Анной прошла так, как и было запланировано. Генрих произнёс пару дежурно-вежливых фраз и вышел из комнаты.
Через три дня состоялась его коронация, но о женитьбе никто не напоминал. Начались ежедневные балы и турниры, но мысль о предстоящем браке с Анной омрачала мысли короля.
Он всё оттягивал и оттягивал неприятный момент. Симулировал болезни, а затем запирался в комнатах и никого к себе не велел допускать. Поговаривали, правда, что короля всё же навещали проститутки, которых впускали в замок по его приказу.
Чуть ли не каждый день он писал письма во Францию. Причём некоторые, адресованные Марии Клевской (его любовнице) и собственной кровью.
Время шло. Анна всё ждала. А Генрих не спешил. Наконец на 15 июня 1574 года наметили пышный бал, на котором должны были официально объявить о предстоящей женитьбе короля Генриха Валуа и Анны Ягеллонки.
Однако утром 14 июня на встрече с императором Максимилианом II, Генрих узнал о смерти своего брата, Карла IX, и стремление воссесть на французский трон охватило все его мысли.
Несколькими днями позже Генрих бежал из Кракова. Несмотря на своё заявление - «Я прежде всего король Польши, и я вас не покину», - Генрих устроил грандиозный обед, напоив всех так, что самые знатные сеньоры свалились под стол, будучи мертвецки пьяными.
Июньской ночью 1574 года, Генрих в обстановке строжайшей секретности покинул Вавель и поспешно направился в сторону границы.
От погони Генрих откупился наличествующими драгоценностями.
Так завершилось польское «царствование» Генриха Валуа.
Генрих вернулся во Францию в самый разгар религиозных войн. Жениться ему всё же пришлось - на Луизе Водемон-Лотарингской.
Не имея средств на продолжение войны, Генрих пошёл на уступки гугенотам. Последние получали свободу вероисповедания и участие в местных парламентах. Таким образом, некоторые города, населённые сплошь гугенотами, становились полностью независимыми от королевской власти. Действия короля вызвали резкий протест со стороны Католической лиги, возглавляемой могущественным герцогом Генрихом Гизом и его братом Людовиком, кардиналом Лотарингским. Братья твёрдо решили избавиться от Генриха III.
В 1584 году неожиданно скончался из-за болезни младший брат короля, Франсуа, герцог Анжуйский. У самого Генриха III и Луизы детей не было. Вновь встал вопрос о престолонаследии - на этот раз не в Польше, а во Франции. Опять заговорили о гомосексуальности короля, неспособного зачать ребёнка.
Екатерина не могла контролировать Генриха так, как она это делала с Карлом. Её роль во время правления Генриха сводилась к роли государственного исполнителя и странствовавшего дипломата. Она путешествовала по королевству вдоль и поперёк, укрепляя власть короля и препятствуя войне.
В 1578 году Екатерина вновь взяла на себя восстановление мира на юге страны. В возрасте пятидесяти девяти лет она предприняла восемнадцатимесячную поездку по югу Франции, встречаясь там с гугенотскими лидерами.
Она перенесла катаральное воспаление и страдала ревматизмом, но её главным беспокойством был Генрих. Когда у него случился нарыв уха, такой же, как тот, который убил Франциска II, Екатерина была вне себя от беспокойства. После того, как она услышала новость о его благополучном выздоровлении, в одном письме она написала: - «Я полагаю, что Бог сжалился надо мной. Видя мои страдания от потери моего мужа и детей, Он не хотел окончательно сокрушить меня, отобрав и этого от меня… Это ужасная боль отвратительна, поверьте мне, быть вдалеке от того, которого любишь так, как я люблю его, и зная о том, что он болен; это схоже со смертью на медленном огне».
12 мая 1588 года Париж взбунтовался против короля Генриха III, который вынужден был в спешном порядке покинуть столицу и перенести свою резиденцию в Блуа.
В Париж торжественно вступил Генрих Гиз , который уже ощущал себя полновластным монархом Франции.
В этой ситуации Генриха III могли спасти лишь самые решительные меры. Король созвал совет, на который прибыл и его противник.
23 декабря 1588 года в замке Блуа Генрих де Гиз отправился на заседание совета. Неожиданно на его пути оказались гвардейцы короля, которые сначала несколькими кинжальными ударами убили Гиза, а затем уничтожили и всю охрану герцога. На следующий день по приказу короля был также схвачен, а затем и убит брат Генриха Гиза - Людовик
Большинство католиков Франции отвернулось от Генриха III.
Папа Сикст V отлучил его от Церкви.
Екатерина сохранила своё влияние в годы царствования своего третьего сына, Генриха III. Он стал обходиться без её советов только в последние месяцы её жизни. Сын ненадолго пережил мать.
Убийство братьев Гизов всколыхнуло католиков. Среди них был и 22-летний монах-доминиканец Жак Клеман. Клеман принял твёрдое решение убить Генриха III. Его замысел получил одобрение некоторых руководителей Лиги. Монаха снабдили частично подлинными, частично фальшивыми письмами от заключённых роялистов, адресованными королю.
В августе 1589 года монах, попросив аудиенцию, он был принят королём.
Жак передал ему бумаги, сообщив, что в них содержатся важные сведения, предназначенные исключительно для прочтения лично королём. При этих словах охрана отступила от Генриха на несколько шагов.
Король углубился в чтение. Неожиданно Клеман выхватил из-за пазухи стилет, бросился к королю и вонзил стилет ему в подбрюшье. Всё произошло настолько внезапно, что гвардейцы не успели даже понять, в чём дело.
Генрих зашатался и начал оседать с криком: - «Он убил меня, подлый монах! Убейте его!». Король сумел вытащить стилет и даже нанести им растерявшемуся от содеянного Жаку удар в голову в район брови.
Монах попытался выскочить из зала, но не смог. Здесь же, на месте, он был заколот королевскими телохранителями и выброшен в окно (позднее его тело четвертовали и сожгли).
Генриха III сразу же положили на кровать. Вызванные врачи вложили его вывалившиеся внутренности обратно и зашили. Вскоре наступило некоторое улучшение, и Генрих воспрянул духом. Но уже через несколько часов он почувствовал приближение смерти.
В присутствии свидетелей Генрих III объявил Генриха Бурбона своим преемником. Ночью он попросился на последнюю исповедь и простил всех своих врагов, включая Жака Клемана
Со смертью Генриха III прекратилась королевская династия Валуа.
Поведение самой младшей дочери Екатерины Маргариты де Валуа досаждало Екатерине.
Однажды, в 1575 году, Екатерина накричала на Маргариту из-за слухов о том, что у той появился любовник.
В другой раз король Генрих III даже послал людей, чтобы убить возлюбленного Маргариты графа де Ла Моля (дворянина Франсуа Алансонского), но тот успел бежать, а после был казнён по обвинению в государственной измене. Ла Моль сам и открыл заговор Екатерине.
Маргарита де Валуа - la grenouillère Portrait - 14.05.1553-27.03.1615
В 1576 году Генрих обвинил Маргариту в ненадлежащих отношениях с одной придворной дамой. Позже в своих мемуарах Маргарита утверждала, что если бы не помощь Екатерины, Генрих убил бы её.
В 1582 году Маргарита возвратилась ко французскому двору без своего мужа и вскоре начала вести себя весьма скандально, меняя любовников.
Екатерине пришлось прибегнуть к помощи посла, чтобы умиротворить Генриха Бурбона и возвратить Маргариту в Наварру. Она напомнила дочери о том, что её собственное поведение как жены было безупречным, несмотря на все провокации.
Но Маргарита была не в состоянии следовать советам матери. В 1585 году, после того, как Маргарита, по слухам, пробовала отравить мужа и стреляла в него, она снова сбежала из Наварры. На сей раз она направилась в свой собственный Ажен, откуда вскоре попросила денег у матери, которые и получила в количестве, достаточном для пропитания.
Впрочем, вскоре ей с её очередным любовником, гонимым жителями Ажена, пришлось перебраться в крепость Карлат.
Екатерина попросила Генриха о скорейшем принятии мер, прежде чем Маргарита опозорит их снова.
В октябре 1586 года Маргариту заперли в замке д’Уссон. Любовник Маргариты был казнён на её глазах.
Екатерина исключила дочь из своего завещания и больше никогда не виделась с ней.
Екатерина Медичи умерла 5 января 1589 года в возрасте шестидесяти девяти лет. По мнению современных исследователей, возможной причиной смерти Екатерины Медичи был плеврит.
«Истина же состоит в том, что никто из нас не безгрешен. Всем нам есть в чем покаяться» (Откровения Екатерины Медичи - К. У. Гортнер)
Поскольку Париж в это время удерживался врагами короны, Екатерину решили похоронить в Блуа. Позже она была перезахоронена в парижском аббатстве Сен-Дени. В 1793 году, во время Великой французской революции, толпа сбросила её останки, как и останки всех французских королей и королев, в общую могилу.
Эдуард Деба-Понсан 1572 г. - Утро у ворот Лувра после Варфоломеевской ночи
Спустя восемь месяцев после смерти Екатерины всё, к чему она так стремилась и о чём мечтала при жизни, свелось к нулю, когда религиозный фанатик монах Жак Клеман заколол её столь любимого сына и последнего Валуа Генриха III.
Из всех 10 детей Екатерины только Маргарита прожила достаточно долгую жизнь - 62 года. Генрих III не дожил до 40, а остальные дети не дожили даже до 30.
Существует предположение, что Екатерина непреднамеренно повлияла на моду, предписав в 1550 году к запрету являться к королевскому двору женщинам с толстой талией.
Из-за этого в течение последующих почти 350-ти лет, женщины заковывали себя в корсеты сделанные из китовых усов или металла, чтобы как можно больше сузить свои талии.
Екатерина Медичи отличалась любовью к искусству, великолепию и роскоши. Её коллекция состояла из 476 картин, главным образом портретов, в настоящее время являющихся частью собрания Лувра.
Также она была одной из «влиятельных людей в кулинарной истории». Её банкеты во дворце Фонтенбло в 1564 году были известны своим великолепием.
Екатерина была хорошо сведущей и в архитектуре.
Популярность балета во Франции также связывают с Екатериной Медичи, принёсшей этот вид сценического искусства с собой из Италии.
Некоторые историки рассматривают политику Екатерины как отчаянные меры, чтобы сохранить династию Валуа на престоле любой ценой, а её покровительство искусству как попытку прославить монархию, престиж которой находился в глубоком упадке.
Без Екатерины маловероятно, что её сыновья остались бы у власти. Годы их правления были названы «эпохой Екатерины Медичи».
По словам одного из её биографов, Марка Стрейджа, Екатерина была самой могущественной женщиной в Европе XVI века.
*** Информация, фотографии и картинки взяты из открытых источников.
Сон вещий...