Рейстлин Маджере: Перезагрузка. Андрей Бирин

May 18, 2019 01:18



Сим постом начинаю серию обзоров актёрских работ исполнителей главной роли чёрного мага Рейстлина Маджере в фэнтези-мюзикле "Последнее Испытание" по версии 2018-2019 годов, также известной как "Перезагрузка".

Андрей Бирин впервые вышел на сцену в роли Рейстлина весной 2018 года. Собственно, именно с их дуэта с Еленой Бахтияровой и началась новая (уже четвёртая!) эпоха "Последнего Испытания".

Я не застала премьерный показ, впервые увидев мюзикл лишь осенью 2018 года, и первыми моими впечатлениями, помимо гениальных текстов и музыки, стало удивительно живое и достоверное воплощение образа чёрного мага. Помню своё восхищение артистом, которого я тогда не знала даже по имени, и ощущение, что - да, именно так это и должно быть сыграно!
Весной, 17.03.2019 состоялось моё второе, более близкое (в прямом смысле, поскольку я перебралась с галёрки на первые ряды) знакомство со спектаклем и с Андреем Бириным.
И, если описать мои впечатления того вечера в двух словах - я забывала дышать. И не подумайте, что это преувеличение. Много раз ловила себя на том, что воздух в лёгких давно кончился, и, чтобы вдохнуть, надо отвлечься от происходящего на сцене, а это неимоверно трудно, ведь гораздо важнее следить за каждым движением персонажа, ловить каждую интонацию, каждый взгляд. Чтобы не пропустить ни единый нюанс многослойной драматической игры с массой подтекстов, открывающихся зрителю далеко не с первого раза.
И уже после спектакля, находя кусочки пиратских записей на youtube (дай Создатель здоровья пиратам), каждый раз отмечала для себя что-то новое, на что прежде не обращала внимания, поэтому пересматривать можно бесконечно, ловя всё новые и новые оттенки и смыслы. И это классно! Таким и должен быть театр.




Автор фото - BELKA

Итак, Рейстлин Андрея - какой он?
Сильный - потому что не позволяет себе быть слабым. Сложный, сочетающий в себе внешнее спокойствие и непрекращающиеся внутренние метания. Иногда он кажется злым, но со временем становится понятно, что это лишь маска, что внутри - иное. И, каким бы он ни казался, он всегда прежде всего - человек, а уже потом - маг. Для него магия - лишь средство достижения цели, но не сама цель.
А ещё… ещё он способен любить - то, чего не было в каноне.

Первое его появление на сцене пробуждает первые ростки интереса: едва отличимая от окружающего мрака согбенная фигура, от которой веет недоброй силой. «Если встретишь зверя - убей, а убить не можешь - не тронь!» - нам дают понять, что маг помнит наперечёт всех своих обидчиков за все годы жизни - вот о чём эти строки; отсылка к воспоминанию о первом Испытании, устроенном ему старшими магами и искалечившим всю его жизнь. Обещание отплатить той же монетой.



Автор фото - BELKA

Почти сразу после этого мы проваливаемся в одно из мучительных видений, терзающих мага на протяжении всей жизни: давно умершая мать, зовущая сына за собой. И вот оно первое проявление слабости - наедине с самим собой, наедине с этим сном, выглядящим явью. Он как зачарованный стремится к сияющей фигурке матери, которую любил, и которую потерял, но преграды одна за другой восстают перед ним, оставляя недостижимым самое родное существо, и эта боль утраты передаётся зрителю… Как и раздражение, с которым он после пробуждения срывается на заботливого простоватого брата, стремящегося по-своему утешить и оберечь: «Оставь меня в покое, Карамон! Мой замысел давно определён!» - и тут интересный момент. Я не скажу сейчас, какой интонацией, каким жестом это достигнуто, но создаётся смутное ощущение, что замысел-то, конечно, определён, но для самого мага восхождение к божественному престолу - отнюдь не дело всей жизни, не Великая Цель, ради которой не жалко умереть, а… Игра. Интересная и сложная. Способ испытать самого себя на прочность. Способ доказать обидчикам, что очень зря они когда-то посмели тявкать в сторону будущего бога. Чисто хакерское отношение к вопросу: сделаю, потому что могу.

Когда они впервые встречаются со светлой жрицей, из её уст звучит фраза о том, насколько Рейстлин опасен: «Даже тёмные коллеги твои о тебе говорить опасаются к ночи. Целый мир трепещет перед тобой…».
Но нет, именно этот Рейстлин опасен не настолько. Нет ощущения, что он может ударить первым из одной своей прихоти. Он слишком разумен для этого. Как осторожный хищник, не нападающий без необходимости, он бережёт энергию для настоящих врагов. И вот им - следует бояться. Крисания же, слегка остерегающаяся его поначалу, находится в полной безопасности.



Автор фото - Юлия Губина

Для него эта встреча - ещё один увлекательный игровой эпизод. В то время, как жрица относится к разговору с полной серьёзностью, по губам Рейстлина постоянно блуждает лёгкая усмешка: он прощупывает жрицу как опытный психолог, легко и умело загоняя в расставленную ловушку, вынуждая против воли раз за разом соглашаться с ним. «Ты не станешь отрицать, что мира этого Создатель благ. Если он и создал Тьму, то явно он желал, чтоб было так…». Он играет словами, обращаясь с главой церкви как с маленьким наивным ребёнком. Ибо, хоть физически они примерно одного возраста, морально он взрослее её на десятилетия. И, выбрав своим оружием полную откровенность, он совершенно не стесняется проявлять при ней слабость, что, в принципе, для него совершенно не свойственно. Когда посреди монолога его настигает приступ болезненного кашля, он в какой-то момент открывается навстречу её стремлению помочь: «Пожалуйста, изволь…». Разумеется, и это тоже часть манипуляции, но выглядящая совершенно естественно. И Крисания быстро запутывается в его тенетах, поддаваясь на все провокации, и принимает для себя решение вытащить эту заблудшую душу обратно к Свету, чего бы ей это не стоило.
Первая партия выиграна, но до конца Игры ещё далеко.



Автор фото - Юлия Губина

В Истаре Рейстлина немного, но он там очень искренний, остро реагирующий на творящуюся вокруг несправедливость. В то время, как жрица благостно взирает на райский с виду город сквозь розовые очки, из Рейстлина прямо рвётся протест: «Опомнись, Крисания! Как ты не видишь…?». И за этот момент магу прощаешь очень и очень многое, потому что тут перед тобой открывается нормальная человеческая душа, и становится ясно, что злость, цинизм, жестокость - это не суть его, а всего лишь внешние оболочки, щиты, которыми он отгородился от внешнего мира. Отгородился из-за того, что мир состоит из таких вот королей-жрецов, злодеев и властолюбцев, переиграть которых, по мнению мага, можно лишь на их поле - став ещё хуже и ещё страшнее, чем все они вместе взятые.



Автор фото - Юлия Губина

И, убивая Короля-Жреца его же оружием, он выглядит как Судия, приводящий в исполнение давно вынесенный тирану приговор. В глазах читается: «Я стану богом и для этого тоже. Чтобы очищать мир от таких как ты». И одновременно там стоит готовность защищать Крисанию - не только потому, что она «ключ от Врат»…

Падение Истара и разрушение Врат становится для Рейстлина страшным ударом, от которого он не сразу оправляется. Впрочем, срываясь на Крисанию, давая себе время, чтобы пережить поражение, он потихоньку приводит себя в чувство: как бы то ни было, а надо двигаться дальше.
Тогда, раскрывая перед жрицей потайные уголки прошлого, звучит «Детство чародея». И вот именно эту арию я больше всего люблю именно у Андрея. Она именно такая, какой должна быть: и горечь, и гнев, и нежность - всё на своих местах. Маг погружается в своё прошлое - туда, где остались крохи детского счастья, материнской любви - всего того, чего так не хватает ему сейчас. Время, когда зародилась любовь к волшебству - отдушине и защите от окружающей грязи и предательства. И, посвящая Крисанию в сокровенное, он инстинктивно тянется к ней и «на физике», вряд ли отдавая себе в этом отчёт - и даже не замечает, когда она отстраняется, всё ещё избегая его. Но к концу повествования она сама проникается той горечью, что слышит в его голосе: «Я в глазах всего мира несправедливо заклеймён», - и вторит ему…



Автор фото - Юлия Губина

Казалось бы: какое уж тут «несправедливое клеймо», ты хоть помнишь, что успел натворить в своей жизни? Но нет, тут снова всплывает что-то глубинное, что мы уже видели в Истаре: в душе чародей совсем не злой, это - маска, под которыми лишь немногие могут различить истинное лицо. Лицо того мальчишки, ухаживавшего за больными во время чумного мора в Утехе, не думая о собственной безопасности; того, что, рискуя жизнью, вступался за незнакомую женщину, униженную и обманутую жрецами ложного бога; того, что бросал вызов богам на улице вымершего от эпидемии селения…

Дальше будет объяснение с братом… К Карамону у Рейстлина сложное отношение: и ревность к близнецу, которому даётся даром всё то, что самому Рейстлину и не снилось: сила, здоровье, привлекательность, - и зависть (куда ж без неё), но и тень привязанности тут явно присутствует. Но больше всё же мстительного манипулирования. «Все думают, что ты лучше меня? Зато ты обречён всю жизнь плясать под мою дудку…».



Автор фото - Юлия Губина

Отправляя на Заман армию, чтобы расчистить себе путь к Вратам, Рейстлин не может не понимать, что творит зло - но он разрешает себе это зло, признавая его допустимым ради своей цели. В конце концов, никто же не заставляет истарских беженцев беспрекословно слушаться своего полководца? Каждый волен встать и уйти. И сам Карамон волен опустить клинок, отказавшись от похода. Но никто из них не отказывается от битвы, а значит, таков их выбор и их уровень: слепо идти за пастырем. Винить некого. Кстати, не ошибусь, если скажу, что Рейстлин Андрея - единственный из «коллег по мантии», кого вообще заботят в этот момент вопросы морали и чувства брата, осознавшего тяжесть совершённого деяния.

Но вот Заман взят, и надо, наконец, сделать жрицу своей верной союзницей. Настаёт пора «Соблазнения»… Казалось бы - чего сложного, очередная умелая манипуляция - и жрицу можно брать голыми руками… но нет. Во время «Соблазнения» Рейстлин отчего-то предельно серьёзен… Вместо того, чтобы походя окрутить Крисанию, словно бы пытается разобраться в себе: что с ним происходит? А происходит что-то крайне непривычное, и оттого пугающее его: он, сам ещё того не понимая… хочет любви. Той самой, без которой жил долгие годы, которую всегда считал слабостью - и вдруг неожиданно для себя взалкал её, как живительной влаги… Он практически умоляет Крисанию - взглядом, жестами: ну увидь же, пойми, что со мной творится! Дай мне хотя бы прикоснуться к этому чувству, дай узнать, что оно такое. Безмолвный крик пронзает всё вокруг… А она снова уворачивается от него, убегая на другой конец сцены, и он бессильно роняет руки: это единственно возможная реакция светлой жрицы на такого как он, и невозможно её за это судить.



Автор фото - Юлия Губина

Но пожар в душе разгорается - и тут мы видим, а точнее, НЕ видим, один потрясающий момент всей сцены. Пока внимание зрителя поглощено Крисанией, мало кто замечает, что происходит с Рейстлином в противоположном конце. Я повернула голову в последний момент, и меня словно молнией шарахнуло: Рейстлин, незамеченный никем, корчился в углу от непереносимой боли… Каждое слово Крисании, готовой полюбить, отзывалось для него ножом в сердце: вера в то, что невозможное - возможно, ввинчивалась в исстрадавшуюся душу раскалённым смерчем. Каких сил стоило ему встать после этой пытки - одному Паладайну известно. Но он встал. Собственной болью оплатив снятие своего же запрета - любить и быть любимым.
Это было настолько гениально, что впору было подняться и аплодировать оставшиеся полтора часа. Надо ли говорить, куда я смотрела на всех последующих спектаклях? ;)
Освободившийся от оков, Рейстлин рвётся к Крисании, уже не в силах сдерживаться, касается её, обнимает, уводя за собой - там не искры и даже не молнии между ними проскакивают, там вспыхивают целые новые солнца. И их общее «Иди ко мне, будь рядом со мной!..» - завершающееся настоящим поцелуем только у этого состава - прекрасно, удивительно, и тебя в зрительном освещают потоки незримой энергии, идущие от этих двоих…



Автор фото - Юлия Губина

[Если отличаете Свадхистану от Анахаты - можете заглянуть и сюда тоже. Если нет - то ну нафиг, поберегите нервы )]Я вот сейчас абсолютно серьёзно говорю для практиков: именно в этом исполнении ария реально работает на открытие сердца (и не только). Так что, если у вас есть с этим проблемы (а у кого их нет) - пользуйтесь как медитацией. Поток энергии от ребят в этот момент просто потрясающий. У меня визуализируется как солнечная поверхность, взятая крупным планом - с тёплыми энергиями жёлтых, оранжевых и зелёных оттенков. Представляете насколько это потрясающе - за несколько минут прокачиваются чувственность, Искра и сердце…
И я вполне понимаю тех, кто отказывается видеть в Андрее Рейстлина: такой свет от чёрного мага не может исходить физически. Видимо, многие подсознательно это воспринимают и испытывают когнитивный диссонанс )
Но это очень в кайф, честное слово!


А дальше кайф чародею самым гнусным образом обламывает подкравшаяся Такхизис…
Их дуэт «О любви» уже тяжело слушать - и морально, и почти что физически. Ощущение опускающейся сверху могильной плиты… На всё. На все надежды, на возможность благополучного исхода.
Маг с ужасом вспоминает о своём обете «любовь не будет иметь надо мной власти», во взгляде читается всё возрастающая паника: неужели влюбился? Проявил слабость… ведь это же прямой путь к поражению!..



Автор фото - Мария Ковалёва

От испуга он ударяется в самообман: «только б не попасться в свои сети… на любовь фальшивую не ответить, обманувшись жаждою обладанья», пытается убедить себя, что ни в Крисании, ни в самой любви нет ничего привлекательного: «была умна - а теперь что кукла, вот она любовь, но не радость, а мука!». Но тщетно, тщетно, тщетно! Он понимает это совершенно ясно, и от этого страх ещё усиливается: Такхизис вот она, за плечом, пришла заявить о своей победе над ним. Он оказался слабее! Отчаяние захлёстывает разум, переходя постепенно в какую-то мертвящую успокоенность: чародей полностью вымотан внутренней борьбой, сил нет больше ни на что, даже на то, чтобы думать… И в наполненных страхом и болью глазах плещется безумие…
Последняя отчаянная попытка всплыть на поверхность из пучины кошмара, выжить, вернуть себя самого - оттолкнуть от себя Крисанию… может быть, даже убить её будет лучше? Он душит её, забыв, что она всё ещё необходима ему как ключ от Бездны - просто не до того… Выжить. Выжить. Выжить. Не сойти с ума!
И ещё неизвестно, как бы всё закончилось, если б не подоспевший Карамон…
Рейстлин раненой птицей бьётся в сильных руках брата, пока силы окончательно не покидают его. Тогда он рушится на пол, абсолютно опустошённый и обессиленный… «Холодно… Холодно… Карамон, где ты?..» - хочется закрыть глаза, чтобы не видеть этого: больно.



Автор фото - Юлия Губина

Нескоро, очень нескоро Рейстлин снова придёт в себя, чтобы вернуться к своей Великой Игре.
Бездна поселилась у него в душе, но и она не смогла соперничать с зияющей пустотой. И когда Крисания возвращается к нему - он успокаивается. Не потому, что снова получил сбежавший от него заветный ключ, нет - потому что есть на свете человек, которому он небезразличен. Человек, готовый его любить, несмотря ни на что. Оба вымотаны душевными терзаниями, у обоих сил хватает только на тихую радость: они всё же есть друг у друга. «Чёрное - к белому, разделённое - к целому…»
Тут бы им и остановиться, не лезть в Бездну очертя голову, но нет. Проклятый азарт никуда не делся. Вызов брошен, победа должна прийти любой ценой. И они спускаются во владения Такхизис, где их встречает довольная Тёмная Госпожа.

Говоря с Такхизис, маг уже не скрывает торжествующей иронии. С презрением поворачиваясь к приспешникам богини спиной, одним движением руки обрушивая их к своим ногам, он всем своим видом показывает: я пришёл как хозяин, и считанные часы остались до того, как все вы мне подчинитесь.
Но богиня тоже не лыком шита, и прекрасно знает, что никто не справится с Рейстлином Маджере лучше самого Рейстлина Маджере. Тогда мага окружают кошмары, щедро поставляемые его собственным подсознанием. В них смешиваются образы Крисании и Такхизис; всплывают все обиды и поражения детства; в образе суккуба приходит несостоявшаяся первая любовь - девушка, что предпочла юному волшебнику Карамона; проходят чередой собственные предательства и, словно в зеркале отображается убийство брата, иллюзорно совершённое им когда-то давно, во время магического экзамена…
Кстати, сценка с суккубом весьма забавна. Демоница, игриво вопрошающая: «Ты меня не хочешь, молодой Маджере?» - и Рейст, испуганно мотающий головой )



Автор фото - Мария Ковалёва

«Кошмары» в исполнении Андрея пронзительны и динамичны. Затравленный взгляд испуганного ребёнка, из-за которого опасность начинает казаться совсем неиллюзорной; грациозная пластика, превращающая избиение в эдакий дьявольский танец - и вот ты уже с трудом подавляешь инстинктивное желание броситься на защиту чародея (как, собственно, и поступила в книге Крисания). Вот тебе и интерактив: рефлексы срабатывают быстрее мозга ))
Потом отчаянно-пронзительный крик «мама!», вырывающий мага из одного морока, чтобы бросить в другой… Сцена с матерью прекрасна отдельно, ибо, хотя ни самой Такхизис, ни её прислужников до определённого момента нет в поле зрения, ты понимаешь, что Рейстлин кожей чувствует её незримое присутствие, и именно поэтому так беззащитно, по-детски ищет спасения в материнских объятиях, уже не имея сил противостоять довлеющей над ним воле Тёмной Госпожи. Уже в этот момент ощущается внутренний слом. Чародей дезориентирован, измучен, воля его погашена, и он готов последовать за любым, кто поманит его - к Свету ли, к Тьме… И Такхизис остаётся направить его в нужном направлении, убедив, что явившаяся из мрака мать -лишь призрак, а значит, её слова - не более чем бред воспалённого воображения самого мага.
Всё.



Автор фото - Мария Ковалёва

Теперь никакое сопротивление с его стороны уже невозможно. Звучит «Танго со смертью», и блаженная улыбка более не сходит с лица Рейстлина - отравленный тёмным ядом богини, он полностью подчиняется её власти. Лишь когда Смерть проползает совсем близко, обдавая ледяным дыханием, он отшатывается - но лишь затем, чтобы через мгновение вновь опуститься на колени у ног Владычицы Бездны и больше не подняться. Бессмысленно повторяя за ней каждое движение, некогда могущественный чародей теряет последние капли сил, и, насладившись игрой с беспомощной жертвой, богиня наносит смертельный удар.
И вот знаете… никто так красиво не лежит на ступеньках, как Андрей. Казалось бы - просто поза, что в ней такого? Но именно она удивительным образом оживляет всю сцену, придавая ей максимальную эстетическую ценность. Не приходится изобретать логических обоснований страданиям Крисании над телом возлюбленного - всё выстроено на эмоциях, на красоте аудиовизуальной составляющей. Результат - ты вовлекаешься в происходящее настолько, насколько это вообще возможно.
При этом не возникает подспудного ощущения, что Крисания обманута и приносит свою жертву напрасно. Напротив, есть чёткая уверенность, что она действует осознанно, вкладывая свою лепту в победу над Тьмой.



Автор фото - Юлия Губина

В краткие мгновения «воскрешения» чародея впечатано максимум смысла: «Где я? Что со мной? Бездна. Такхизис. Она не ждёт удара. Убить!», - всё это сыграно без слов одной мимикой, одним взглядом.
И только после этого маг обращает внимание на раненую жрицу, и звучит «Отречение»…
Отречение не столько от Крисании, сколько от самого себя. Себя-истинного - ради иллюзорной победы. Падая перед Крисанией на колени, убеждаясь, что она ослепла - по его вине, он в кои-то веки испытывает раскаяние - это совершенно ясно. «Чёрная Луна поглотила утро»… Бездна почти поглотила Крисанию - единственный лучик света, что был у него. Прижимая к себе раненую жрицу, инстинктивно и так трогательно ищущую его губы своими, словно пытается запечатлеть в памяти этот момент прежде, чем встанет и пойдёт совершать последнее предательство в своей жизни…
«Идёт на закланье влюблённый дурак» - что это, как не предвидение?... Вся ария - не про какого-то мифического чародея древности, но - про него самого.
«Мир, залитый кровью, сожжённый войною из-за любви дурака» - именно столько будет стоить победа. Победа, которая ему не нужна - он понимает это целиком и полностью; и ещё не поздно отказаться, ибо точно знает, что пойдёт до конца и, достигнув цели, не обретёт ничего кроме горького разочарования… но всё же идёт на вершину, как на казнь, потому что Игра требует своего завершения…
И насколько язвительно, издевательски звучит его «За право быть богом расплата любовью - цена не высока». Всё понимая, ненавидит сам себя за свой выбор…
И осуждать его в этот момент совершенно невозможно, потому что сам его выбор - и есть наказание, и куда уж страшнее…



Автора фото не помню, к стыду своему… ((

А во «Властелине Ничего» - такое отчаяние, что глубже самой Бездны. Всё прошёл, добился всего и - пустота. Бессильно спускаясь вниз со своего ненужного пьедестала, колотя кулаком по чудом сохранившемуся обломку мёртвого мира, видит, что всё - тщетно, и даже смерть уже не придёт… Такому Рейстлину искренне сочувствуешь. Невзирая на.

И, кстати, «Властелин Ничего» - ещё одна из арий, которую я нынче слушаю только в исполнении Андрея, потому что никто более не вкладывает в эту арию такую гамму чувств, никто не играет настолько на разрыв…
У Бирина изумительно красивый голос, которым он очень здорово владеет - как драматическим инструментом, умея интонациями передать каждую эмоцию до мелочей.



Автор фото - Владимир Полин

И влюбляешься в его исполнение постепенно, в течение нескольких месяцев, от "да, здОрово сыграно" - до ощущения происходящего на твоих глазах невероятного чуда. И я не погрешу против истины, сказав, что роль исполнена идеально - по красоте образа, вокала и, самое главное, по энергетике. Именно этом составе мюзикл настолько заряжает энергией, что, едва выйдя из зала, хочется бежать обратно за повторением. А потом ещё и ещё ))
Так что низкий поклон Руслану Герасименко за то, что привёл Андрея в ПИ. И низкий поклон самому Андрею за творимые на сцене чудеса.

Спасибо, что дочитали. Впереди посты про других Рейстлинов ;)

ЗЫ: все фото потащены из официальной группы мюзикла ВКонтакте, за что их авторам отдельная благодарность!

grafoman, последнее испытание

Previous post Next post
Up