От 2 до 5

May 12, 2014 00:31

Есть такие книги, которые начинаешь читать - и хочется пищать от удовольствия и восторга!!! и прочесть эту книгу побыстрее, и в то же время, растянуть удовольствие....и всем-всем про неё рассказать!

Очередная книга из этой серии - на детскую тему - "От двух до пяти" Корнея Чуковского.
я большой любитель обычных книг, которые можно держать в руках, нюхать типографскую краску и делать пометки, и для этих целей вот такую себе приобрела:



Лабиринт
Но ее можно спокойно скачать или прочитать он-лайн (например, вот здесь).

Я знаю, что многие эту книгу читали - она широко известна лет тридцать, как минимум... но мне она попалась на глаза только сейчас, когда я читала Домана: он с восторгом ссылается на работу Чуковского! (вот где растёт патриотизм и гордость за соотечественника!). так что мой восторженный пост для тех, кто ничего про эту книжку не знает или мельком ее пролистал.
По-моему, эта та книга, которую должен прочитать каждый родитель, который говорит с ребёнком на русском языке!

Чуковский с некоторой горечью пишет, что он вообще-то серьезный ученый, а широко известен стал лишь благодаря "Мухе-цокотухе"... и книга его, хоть и содержит массу забавных детских высказываний, написана с целью исследования вопросов формирования детской речи, а не как сборник анекдотов. "Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме "Мойдодыров" и "Мух-Цокотух", вообще ничего не писал."

Через всю книгу прослеживается глубокое уважение к ребенку, восхищение его титанической работой по освоению языка...и видно, с какой ответственностью и знанием дела Чуковский относился к каждой написанной им букве! после прочтения последней страницы книги он мне уже был как родной практически, в образе доброго дедушки внешне похожего на Деда Мороза. ....из тех людей, с которыми бы я с удовольствием познакомилась и поболтала...эх...

Дети настолько виртуозно оперируют суффиксами и приставками, настолько постигают логику родного языка, что из года в год "придумывают" одни и те же слова, а также устаревшие слова или встречающиеся в родственных славянских языках! а еще по этим "придуманным" словам можно понять отношение ребенка к тому, о чем/ о ком он говорит.
"Когда трёхлетняя Нина впервые увидела в саду червяка, она зашептала в испуге:
- Мама, мама, какой ползук!
И этим окончанием УК великолепно выразила свое паническое отношение к чудовищу. Не ползёныш, не ползушка, не ползунчик, не ползатель, а непременно ползук! "

Или, например, частица не- - оказывается, обижает детей:
- Ненаглядная ты моя!
- Нет, наглядная!

В книге подробно разбираются и вопросы-почемучки детей, и почему нельзя от них отмахиваться.
Польза и влияние сказок...Целая глава про фантазию. "Без фантазии и в физике, и в химии будет полный застой, так как создание новых гипотез, придумывание новых приборов, новых приёмов опытного исследования, догадки о новых химических соединениях - это всё продукты фантазии."
"Трезвым, осторожным рутинерам принадлежит настоящее, а тем, кто фантазирует, - будущее."

И про стихи...  стихи вообще отдельная большая и важная тема, которая раскрыла мне глаза :) я нашла объяснение, почему одни стихи мне казались подходящими для детей (и нравились в детстве), а другие - нет (откроешь иной раз книгу в магазине, прочтешь пару строк - и хочется плеваться и ругаться..) Так вот и у Чуковского такие же впечатления :)
Придуманные детьми стихи всегда музыкальны, а музыкальность эта достигается плавностью и тягучестью звуков. Они не допускают скопления согласных - детскому речевому аппарату не так-то просто их выговорить. и даже в знакомые слова они для рифмы и певучести добавляют гласных:
Дайте, дайте, дайте мне
Ка-артофельно пюре!

"А вот характерная строка из одной поэмы для детей:   Пупс взбешён...
Попробуйте произнести это вслух! П с в з б - пять согласных подряд! И взрослому не выговорить подобной строки, не то что пятилетнему ребёнку.
Или: Ах, почаще б с шоколадом....
Щ е б с ш! Нужно ненавидеть детей, чтобы предлагать им языколомные щебсши."

"А один четырехлетний мальчик, которому только что объяснили слово "всегда", долго бегал взад и вперёд по дорожке, а потом подбежал к маме и заявил свой протест против бренности всего сущего:
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!"

Этот стишок Чуковский напечатал в своей книге, а через тридцать лет поэт Лев Ошанин написал всем известную песню с этими строками....

Глава про стихи меня настолько впечатлила, что я сразу же закупилась сказками Чуковского, заказала яркую и красочную "Руслан и Людмилу" Пушкина и былины в стихах.

Ну и кое-что развлекательное из детского юмора напоследок :) :

- Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы - и сейчас же за книгу. А мама - барыня какая! - сразу стирать начала!

Девочке 4,5 лет прочли "Сказку о рыбаке и рыбке".
- Вот глупый старик, - возмутилась она, - просил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху.

рекомендую, от 0 до 6 лет, раннее развитие, развитие речи, что почитать, дети

Previous post Next post
Up