Биография в танце

Oct 24, 2013 21:09

кстати вот о книгах, опомнилась, что хотела прочесть еще до премьеры "Баядерки" в МАМТе, и только сейчас читаю эти мемуары Макаровой - до чего интересно, не оторваться. Припоминаю, что только воспоминания Ван Данцига о Нурееве я читала с таким же увлечением, запоем (хотя там было интересно повествование с точки зрения хореографа).

К стыду своему признаю, что о балерине практически ничего не знала, кроме того, что она поставила эту самую Баядерку (удалось посмотреть ее в апреле в Ковент Гардене) и просмотренного на ютубе небольшого док фильма о ее возвращении на родину в Питер и выступлении в "Евгении Онегине". По представлениям так - Звезда.

А в книге автор такой открытый, живой человек, постоянно находящийся в творческом поиске, в личностном росте, познающий мир танца-искусства с неуемной жаждой.


Сама книга поделена на две части - период до гастролей в Лондоне, во время которых балерина приняла решение остаться на Западе - и после (примерно до 79 года). Есть послесловие, осветившее последующие 30 лет (прошедшие после первого выхода книги зарубежом).

Макарова ярко пишет о детстве, о почти случайном поступлении в училище Вагановой и об этой школе, о своем пути в Кировском театре, о ролях и как они ей давались; не стесняясь рассказывает про свои ошибки (т.е не строит из себя безупречную легенду балета) наравне с успехами (отзывы критиков скромно помещены в разделе комментариев), уделяет внимание своим партнерам (с какой теплотой она вспоминает Соловьева, Долгушина и др), учителям и хореографам (очень интересно про Якобсона и его необычный хореографический стиль).

Мне понравилось, что в истории про "побег" я как то не ощутила негатива, как и вообще какого то особенного смакования трудностей советской жизни; только неприятно поразили процитированные фрагменты письма бывшей учительницы - Вечесловой (читала и ее мемуары (советских времен, конечно)).

Очень интересно про работу на Западе с разными театрами, партнерами и хореографами (рассказывает про работу с Тюдором, любопытно анализирует отдельной почти главой стиль Баланчина, упоминает работу с Ноймайером (оказывается, номер "Эпилог", который видела на "Дягилев PS" в прошлом году в Питере (в исполнении Буше/Бордин) был поставлен им на Макарову и Эрика Бруна в 1975 году Хореография Ноймайера - настоящий кладезь смысла и чувств, из которого произрастают все движения)), очень интересен анализ/сравнение исполнительных техник западных и русской балетных школ; про встречи, пусть и краткие - с легендами - Кшесинской, Спесивцевой

Поражает, как бесконечно много трудилась над своими ролями балерина, каждый раз пытаясь найти что то новое даже уже в хорошо знакомых, как, например, Жизель; постоянно находилась в творческом прогрессе, старалась освоить разные танцевальные языки и хореографию. Вчера прочла главу про то, как ставила "Тени" в АБТ, как долго добивалась результата и сколько душевных и физических сил было потрачено.

В общем, хотя она еще не вся прочитана, книга мне кажется чрезвычайно интересной и открыла для меня Макарову не только как балерину, но и как личность. Кстати, книга очень хорошо издана, на великолепной бумаге, выглядит подарочной (правда, из за этого она особенно тяжела), с большим количеством иллюстраций - фотографий, с довольно подробными комментариями. Как то она превзошла все мои ожидания.

Рекомендую интересующимся балетом. Мне кажется, покупала прямо в издательстве.

балетомания, книги

Previous post Next post
Up