(Это черновик! Правила в разработке, правка и неабьюзная критика возможны).
Вдогонку феминистской этике.
ЭТИКЕТ (франц. etiquette) - установленный порядок поведения где-либо (первоначально в определенных социальных кругах, напр. при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.).
Большой энциклопедический словарь Из множества других я выбрала это определение, потому что оно делает акцент на относительности, конвенциональности и жесткой социальной детерминированности этикета. Задача любого современного (!!!) свода этикетных правил - обеспечение психологического комфорта членов той или иной социальной группы.
Феминистки - это ГРУППА женщин, придерживающихся определенных философских и политических убеждений. Соответственно, для нас вполне оправданно иметь свой свод конвенциональных правил поведения, и это не является никаким «откатом», «либерастничанием», «проявлением квир-идеологии» и пр.
Данный пост представляет собой попытку сформулировать такую конвенцию на основании правил обхождения, сложившихся в группе КД-16, а также тех, что были установлены мной лично в моих сообществах и переняты (уж простите за саморекламу) рядом радфем- и радфем-френдли сообществ ВК. То, что подсмотрено у КД-16, будет оговорено специально, остальные положения по умолчанию мои. Я понимаю, что пост может вызывать серьезные возражения прежде всего своей субъективностью. Но хочу подчеркнуть, что предложенная мною конвенция была поддержана другими феминистками и перенята в качестве политики других сообществ, причем без всякого моего в том участия, а это говорит как минимум о ее жизнеспособности.
В отличие от этики, этикет более привязан к прагматике: конкретным ситуациям и обстоятельствам. Отличительной особенностью современных феминисток как группы является территориальная удаленность подруга от подруги и дистанционный формат коммуникации. Огромную роль в речевом взаимодействии феминисток играет интернет, а именно блог-платформы и социальные сети. Соответственно, бОльшая часть книги нашего этикета вполне справедливо будет посвящена вербальной стороне взаимодействия и меньшая - невербальной, в рамках вербальной больший удельный вес будет иметь дистанционное письменное общение, а в его рамках, в свою очередь - поведение на блог-платформах и в соцсетях.
Ключевые понятия феминистского этикета.
Феминистка - это женщина:
- позиционирующая себя как феминистка и атеистка;
- не поддерживающая практики эксплуатации женского тела: проституцию, суррогатное материнство, порно, - а также практики, причиняющие женщине боль и истощающие ее ресурсы: естественные роды, грудное вскармливание, БДСМ, болезненные бьюти-практики и пр.;
- знакомая с теорией феминизма хотя бы на уровне материалов, посвященных домашнему и сексуальному насилию;
- придерживающаяся следующих идеологических позиций: мейл-эксклюзив, транс-эксклюзив, квир-эксклюзив;
- не тянущая в фемдискурс все составляющие своей жизни, включая самые антиженские по своей сути: каблуки, занятия тверком и т.п.;
- не совершающая попыток интеграции феминизма и движений по защите окружающей среды.
Псевдофеминистка, она же лжефеминистка, - это женщина, ошибочно позиционирующая себя как феминистка, а на самом деле являющаяся активисткой совершенно других, мужских по руководству и сути социально активных движений, противоречащих и часто даже противоположных феминизму, таких, как интерсекционализм, аболиционизм, ЛГБТ-движение, квир-движение (увы, на данный момент оно практически поглотило ЛГБТ), эко-движение, animal rescue, буржуазный либерализм (включая идеологию Майдана), марксизм, социализм, сексуальное либертарианство, даже религиозный гуманизм (религия и гуманизм в строгом понимании термина несовместимы, но я просто не знала, каким словом обозвать призывы верующих к «просто милосердию и человечности», без требования каких-либо изменений).
Радфем - это женщина:
1) позиционирующая себя как радфем;
2) знакомая с фемтеорией хотя бы на уровне прочтения списка минимум, представленного
в каталогах статей в паблике "Радфем-цитатник" и находящаяся в процессе постоянного изучения фемлитературы;
3) резко отрицательно относящаяся ко всем лицам мужского пола без единого исключения;
4) являющаяся противницей:
- института брака и т.наз. "близких отношений";
- романтической любви;
- гетеросекса;
- института материнства и всех его составляющих, как-то: суррогатное материнство, естественные роды, грудное вскармливание, неоплачиваемый или малооплачиваемый репродуктивный труд, идентификация матери с дитятей;
- сексуального либертарианства и всех его составляющих, как-то: порно, проституция, БДСМ, ЛГБТ-движение, навязываемая сексофилия и идеология сексуального "раскрепощения";
- квир-идеологии и транс-политики;
- феминизма равенства и демагогий о женском агентстве, женской субъектности и женских привилегиях.
5) критично относящаяся к сексу самому по себе, осознающая, что в человеческом обществе секс - это инструмент контроля и насилия над женщиной, что его значение в человеческой жизни в принципе преувеличено, допускающая, что секс не является потребностью и желание секса нам навязывается, как и многое другое;
6) применяющая в своей жизни минимальные принципы радфем-идеологии, хотя бы на уровне отказа от фото с обнимку с мужем и несверкания голой задницей с высоты каблуков;
7) ведущая постоянную работу по деконструкции собственной личности, обнаружению признаков патологической социализации и избавлению от них.
КД-16 - полное название «Кровавая десятка 16» («кровавая десятка» - ироничное самоназвание, 16 - в память о «Ячейке-16» - революционной радфем-группировке второй волны) - это коллектив, сложившийся вокруг сайта и сообщества «Womenation» - группа философинь-идеологинь, феминологинь, переводчиц и просветительниц. Членство в КД-16 нигде на бумаге не прописано; костяк группы составляют администрации сообществ Womenation и Feminism в ЖЖ, а также юзерка accion_positiva. Но, как и в любой группе, в КД-16 есть не очень часто отсвечивающие участницы: как правило, это подруги-единомышленницы вышеуказанных женщин, не очень известные широкой публике. Чтобы не ошибиться с остальными, исходите из того, насколько часто женщина пишет в "Виминейшн" и "Феминизме",
Нападение - категоричный вызов на дискуссию в любом тоне и в любой форме, произведенный не на своей территории (например резкий комментарий в чужом блоге).
Дискуссия - спор, в котором каждая из сторон считает свою позицию единственно-верной, не допускает своей неправоты, старается добиться капитуляции оппонентки.
Полемика - спор, в котором принята презумпция непознаваемости или отсутствия истины и стороны подчеркивают возможность своей неправоты.
Человеческая значимость женщины - это ее некая метафизическая ценность, признание которой не допускает уничтожение или порчу данной человекоединицы. Признание человеческой значимости не заслуживается, а приобретается женщиной с рождением, не обсуждается и не оспаривается. Непризнание чьей-то человеческой значимости означает, что данная женщина, по мнению оценщика/-цы, не делает ничего полезного для человечества либо даже вредит человечеству, не заслуживает положительной оценки и каких-либо положительных чувств, кроме жалости.
Травля - коллективные действия абьюзного характера, совершаемые пятью и более женщинами и/или мужчинами с целью принудить женщину к не желаемым ею действиям или удалить из коммуникативного пространства.
Преследование - навязчивое общение с женщиной против ее воли, слежка за ней.
Конфиденциальная информация - это информация о состоянии здоровья, в т.ч. психического, сексуальной жизни, сексуальной ориентации, способах заработка, семейном положении, членах семьи и семейных обстоятельствах, домашний адрес, телефон, скайп, место работы/учебы в данный момент. Конфиденциальной информацией не являются: имя и фамилия, страна проживания, профессия, любые действия в рамках феминистских инициатив, взаимоотношения с другими феминистками, за исключением сексуальных.
(Из этики КД-16) Переход на личности - переход с обсуждения идеологических вопросов на личные качества оппонентки, ее сексуальную и семейную жизнь, одежду, типа питания, способ жизнеобеспечения, взаимоотношения с людьми, не имеющими отношения к данному спору. С переходом на личности не нужно путать рассуждения на теоретическом (!!!) уровне о вреде того или иного адаптивного выбора: бьюти-практики, брак, роды и пр.
Навешивание ярлыков - ситуация, когда женщине даются отрицательные определения, поверхностные, несправедливые, не соответствующие действительности либо маркирующие ее невыгодность и «несъедобность» для мужчин в резко-негативном ключе (трансмизогинка - женщина, «не дающая» трансам МТФ)
Требование эмоционального обслуживания - непрошенный рассказ в неподходящем для этого месте (т.е. не в какой-нибудь группе взаимопомощи, а, скажем, на площадке политиагитации) о своем отрицательном опыте.
Эмоциональное использование - длительная (2 недели и более) эксплуатация женщины или группы женщин в качестве бесплатных психотерапевтесс при полном нежелании самостоятельно искать выход из ситуации.
Манипуляция женской гендерной социализацией - требование привилегий на основании своего отрицательного опыта, привычка использовать свои несчастья в качестве козырного туза в любом споре с целью вызвать у оппонентки жалость или неоправданное чувство вины.
Самооценка - осознание/неосознание человеком своей человеческой значимости; в данной конкретном контексте я использую этот термин как синонимичный понятию «положительная оценка-приятие себя», предложенному accion_positiva.
Поступок, заслуживающий благодарности, - трата женщиной своих ресурсов без пользы для себя лично в пользу другой женщины/группы женщин или феминистского движения.
Благодарность - различные формы признания ценности поступка женщины. Размер благодарности определяется вкупе степенью полезности поступка и количеством затрат со стороны женщины.
Неблагодарность - различные формы непризнания ценности поступка, заслуживающего благодарности. Предельное выражение неблагодарности - это нарушение этикетных правил в отношении женщины, совершившей такой поступок.
Пространство дискурсивной неприкосновенности - индивидуальный уголок в Сети, в котором женщина может размещать и высказывать что угодно, кроме моббинговых текстов, не подвергаясь ни критике, ни осуждению. Чтобы тот или иной уголок был признан пространством неприкосновенности, он должен:
1) принадлежать одной-единственной женщине;
2) содержать выложенную на виду (шапка, название, прикрепленный пост) информацию о том, что хозяйка расценивает его не как политическую трибуну, а как личную площадку для общения.
По умолчанию (т.е. при отсутствии опознавательных знаков) личные аккаунты в соцсетях и личные блоги считаются пространством неприкосновенности, а какие-либо сообщества и публичные страницы - не считаются.
Удар по самооценке - а вот это понятие требует более пространного пояснения. Оскорбление является однозначно общественно порицаемым и даже наказуемым деянием - в нормальных обществах уголовно, в российском только административно. Но оно слишком узко и не объемлет собой всех ситуация нанесения женщине психологической микротравмы нефизическим способом. Следовательно, оно не отвечает основной задаче нашего этикета - обеспечение психологического комфорта участниц коммуникации. Богатый выбор понятий для обозначения акта нанесения психологической микротравмы предоставляет дискурс интерсекционалисток и так называемых либфем - «обесценивание опыта», «неуважение», «невоспитанность» и даже «проявление мизогинии». И, разумеется, ни одно из них не выдерживает даже минимальной критики: мизогиния и обесценивание опыта - термины радфем-философии, имеющие значения, в корне отличающиеся от того, что под ними подразумевают непросвещенные, а неуважение и невоспитанность - понятия, жестко привязанные к патриархальным дискурсам. Воспитание так и вовсе чреда актов насилия с целью социализации личности в соответствии с ее гендерной ролью и - во вторую очередь - иными социальными ролями. Что же тогда невоспитанность? Нетравмированность? А разве это плохо?
Я предлагаю отказаться от всех перечисленных понятий и использовать иное - удар по самооценке, - под коим подразумевается любое высказывание, экспликатура и/или импликатура которого содержит посылы «эта женщина безнравственна» (неважно, по какой шкале оценки) и «человеческая значимость данной женщины вызывает сомнение», а также невербальные информационные послания (например бойкот) и действия, имеющие подобные постулаты в качестве предпосылки.
Удары по самооценке бывают разной степени, в зависимости от посыла:
- слабые: «тебе недостает того-то для решения такой-то задачи»:
- средней силы: «твоя человеческая ценность ниже, чем у другого человека», «твоя человеческая ценность вызывает некоторые сомнения»;
- сильные: «твоя человеческая ценность достаточно низка», «ты виновата в неприятностях таких-то людей»;
- очень сильные: «ты не имеешь никакой ценности вовсе», «ты абсолютно безнравственна, вредишь человечеству», «ты совершаешь чудовищные поступки, виновата в страданиях и смертях»
Пример 0. Как мы можем убедиться, удары по самооценке со стороны КД-16, касающиеся только вопросов компетенции в философии феминизма и феминологии, не идут ни в какое сравнение с самым настоящим психологическим террором со стороны трансов МТФ.
В связи с доказательством факта удара по самооценке нам пригодятся следующие лингвистические термины.
Экспликатура - вербализованная, т.е. проговоренная часть высказывания. Эксплицированный удар по самооценке - это открытое оскорбление посредством обсценных (бранных), груборазговорных (дура) слов и слов, чье значение полностью состоит из отрицательной оценки (мразь).
Импликатура - невербализованная, формально никак не выраженная информация, содержащаяся в высказывании. Вычисляется простым способом: при изменении или утрате импликатуры высказывание теряет смысл.
Пример 1. Высказывание Дочь Марии Петровны - ученая теряет смысл в случае, если у Марии Петровны нет дочери. Следовательно, в высказывании присутствует имплицитная информации о наличии дочери у Марии Петровны.
На оскорбительных оценочных импликатурах построена бОльшая часть «вежливых» оскорблений, обидных острот-«шпилек» и прочих приемчиков вербальной агрессии со стороны нематерящегося быдла.
Пример 2. Высказывание Девушка, вы из какой колонии? является нехилым ударом по самооценке, поскольку содержит в качестве импликатуры приравнивание женщины к людям самого низкого социального статуса из всех существующих - заключенным.
Оценка -компонент значения слова (значение слова неоднородно и состоит из компонентов!), представляющий собой отношение говорящего к объекту речи: чернявая девка или смуглая девушка
Пример 3. Распространенным случаем использования оценочных, не-нейтральных слов с целью поставить под сомнение человеческую значимость женщины является распространенное в квир-дискурсе использование уничижительного словечка тетка в значении «женщина». Характерно, что никому из подобных мужыгов в суровой мужской вагиной и дам с нежным женским членом не приходит в голову называть всех мужчин дядьками.
Коннотация - дискурсивная ассоциация, окружающая слово или иную языковую единицу. Со львом ассоциируются сила и благородство, с лисой - хитрость и пр.
Пример 4. Назвать антиквир-феминистку квир-активисткой - сильный удар по ее самооценке, потому что слово квир в фемдискурсе имеет коннотацию «тварь, которая сводит на нет все достижения феминизма».
Кроме вербальных способов удара по самооценке существуют невербальные.
Бойкотирование - прерывание коммуникации. В Сети актом бойкотирования являются бан и расфренд, в реальной жизни - не пригласить или даже не пустить на мероприятие.
Исключение из группы - посредством бана, например.
Ну а теперь сами по себе…
Правила феминистского этикета.