Искусство кхмеров и выставка "Angkor - рождение мифа" в Париже

Dec 30, 2013 09:57

В музее восточных искусств в Париже (Musée national des Arts asiatiques-Guimet) искусству Камбоджи посвящено несколько залов.




Большая часть экспонатов - это муляжи из Ангкор из бывшего музея Индокитая на Трокадеро.

22 января 1861 года французский натуралист Анри Муо, заплутав в джунглях севернее озера Тонлесап, наткнулся на живописные развалины Анкора, которые долго искал. В своих поисках он руководствовался записками европейских путешественников, которые бывали в Ангкоре задолго до него. Но именно работа Муо, опубликованная уже после его смерти, сделала Камбоджу весьма популярной у европейцев. В Ангкор устремились сотни,  тысячи туристов.

Буддийское божество Авалокитешвара, олицетворение милосердия и сострадания. Его ликов  в Байоне ровно 200, по 4 на каждой башне. Моделью для скульпторов служил Джаяварман VII.







Интерес к искусству кхмеров пробудила экспедиция Луи Делапорта (Louis Delaporte) в 1881 - 1882 году, который привез множество муляжей барельефов (70), добился открытия Музея Индокитая на Трокадеро и был его директором до своей смерти в 1925 году.



Макет известного храмового комплекса Ангкор-Байон.


Много скульптур музею передали коллекционеры.



Муляж балюстрады в Ангкор



Муляж балюстрады с Террасы слонов в Ангкор, привезенный из экспедиции в 1882 году. Змея Нага.









До 27 января в этом музее выставка "Ангкор - рождение мифа", выставлены из запасников все муляжи барельефов из экспедиции 1882 года. Муляжи эти уникальны своим качеством изображения,  а еще и потому, что оригиналы сильно повредили, а многие и полностью уничтожили красные кхмеры во время культурной революции.

По легенде... Пахтание Молочного моря.
Постоянно боролись друг с другом боги и демоны, обитатели наземного и подземного царств, но однажды собрались они вместе для великого дела - сбить Молочное море, окружающее гору Меру, и получить напиток бессмертия - амриту. Сначала сделали мутовку, для чего к верхней части горы прикрепили ствол. Вокруг ствола намотали змею Нага. Тянут боги змея за голову в одну сторону, демоны - за хвост в другую: гора вращается, море взбивается. Сначала из пены появились белый трехголовый слон, белый конь Агни, морские рыбы и чудовища. Сбили море до нужной консистенции, и из него вышли небесные танцовщицы-апсары, за ними появилась богиня красоты Лакшми (индийская Афродита), потом разные животные, предметы и, наконец, стала выделяться амрита. Тут-то боги решили обмануть демонов и завладеть амритой. Затеяли боги потасовку. Пока дрались, змеи Наги украли амриту, благодаря чему стали покровителями Камбоджи.



Сюжеты барельефов главным образом бытовые или повествующие об исторических событиях, эпос и легенды.

Битва за Шри-Ланку (остров Цейлон)
Cцены из «Рамаяны». В битве за Ланку Рама вместе с армией обезьян сражается с 10-головым Раваной, похитителем прекрасной жены Рамы Ситы. Равана едет на колеснице, запряженной чудовищами, и командует армией гигантов.











Голова гиганта. Asura.


Это одна из настоящих статуй (не муляж), подаренная музею коллекционером. Brahma из Prasat O Dambarg - там в настоящее время полностью все разрушено.




Горгулия - водосток.
















Также на выставке было много фото с колониальных выставок в Париже и Марселе. Например, для выставки в Париже в 1931 году был воссоздан на 5000 метрах камбоджийский храм Angkor Vat, вечером подсвечивался.



Здесь другие фото Парижская колониальная выставка 1931 года

Общий вид музея восточных искусств, коллекция там расположена на трех этажах, кроме Камбоджи, есть и другие страны Азии.



Bыставка очень интересная, на фото, естественно, только часть. Я вернулась на нее второй раз с фотоаппаратом и смотрела посты о Камбоджи в сообществе ru_travel, вот такой пробудили интерес...



Все башни Байона украшены огромными ликами. Это типично кхмерский тип внешности: широкий нос, сочные, хорошо очерченные губы. Днем кажется, что у всех изображений одинаковое выражение лица и одинаковая мягкая улыбка. Однако ночью в лунном свете лики преображаются. Среди них нет двух похожих между собой. Сколько ликов - столько оттенков недобрых человеческих чувств они выражают: нескрываемое презрение, злобная ухмылка, снисходительно-брезгливая усмешка, гримаса отвращения. Наступает день, и бесстрастные одинаковые лики вновь устремляют взгляд из-под полуприкрытых век то ли внутрь себя, то ли в бесконечность...



Previous post Next post
Up