"Поклонение волхвов" фра Беато Анджелико и фра Филиппо Липпи

Jan 02, 2017 10:47







Около 1445 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон

фрагменты









Данная работа представляет один из первых образцов тондо, круглых картин, ставших в 1400-х годах популярными местными религиозными художественными произведениями. В данном случае это может быть Блюдо Рождения (deschi da partо) - разрисованное с двух сторон плоское блюдо, используемое для принесения фруктов, сладостей и подарков молодой матери после родов.

Аттрибутирование этого великолепного тондо имеет сложную историю.

В середине семнадцатого века (и, вероятно, гораздо раньше) оно описывалось как работа Фра Анжелико. В девятнадцатом веке оно было продано с атрибуцией к Боттичелли, Фра Анджелико, Филиппо Липпи и Филиппино Липпи. С конца девятнадцатого века до середины ХХ века оно считалось обычно ранней работой Филиппо Липпи, написанной под влиянием Фра Анджелико.

С момента своего приобретения галереей Вашингтона в 1952 году, это тондо упоминалось в каталоге как совместная работа Фра Анжелико и Филиппо Липпи. Лицо Мадонны и линия малых фигур на крутой тропинке рядом со стенами Вифлеема (вверху справа) являются частями, написанными наиболее четко в стиле Фра Анджелико, в то время как фигуры на переднем плане написаны узнаваемо в стиле Липпи.

Эти стилистические вариации нелегко объяснить, так как предположение, что два таких известных художника сотрудничали в работе над одной и той же панелью, неправдоподобно. Самая популярная гипотеза (первоначально опубликованной Бернард Беренсон в эссе 1932 года) заключается в том, что картина была начата в мастерской Фра Анджелико, осталась почему-то незавершенной, и закончена спустя некоторое время Липпи. Альтернативными гипотезами являются: что тондо было начато Липпи и завершено в мастерской Фра Анджелико; что оно была начато и в значительной степени завершено Анджелико, но позже изменено или "модернизировано под Липпи"; что оно было полностью написано в мастерской Анджелико, а стилистические вариации быть вызваны тем, что в работе участвовали помощники. Некоторые критики подозревали участие Беноццо Гоццоли.

живопись, фра Филиппо Липпи, фра Анджелико

Previous post Next post
Up