Босх. Предисловие.

Sep 13, 2014 08:55

С Босхом те же проблемы, что и с Брейгелями: копии картин, варианты и реплики. Иногда известно, чьи. Иногда.
Обновляя своего Босха, наткнулась на Кранаха старшего, который написал копию левой панели триптиха Босха "Страшный суд".




И вот, что ещё нашла:

Оригинал взят у cicerone2007 в Берлин. Картинная галерея. Лукас Кранах Старший
Странно было бы не встретить произведений Лукаса Кранаха Старшего, крупнейшего немецкого мастера XVI века, в собрании берлинской картинной галереи. Но то, что мы увидели в экспозиции, по-настоящему изумило. Во-первых, повторение триптиха Босха с изображением Страшного суда. Хранится Страшный суд в Вене. Судя по репродукциям, творение Кранаха - это не вольная трактовка, а настоящая детальная копия.




Если в монстрах из сцены Страшного суда все вполне босховское, то в изображении страдающих людей проглядывает кранаховское. Словно персонажи портретов и мифологических сцен немецкого мастера оказались в босховском раю и аду.




Рай стал более земным. Пока Бог создает Еву, Адам спит таким же безмятежным сном, как щенок по соседству.




В райских кущах водятся вполне обычные животные и птицы. И лишь в сцене грехопадения на скале затаился странный дикобразоподобный зверек с ветвистыми рогами.




В сценах Ада Кранах опять превращается в ученика с увлечением разбирающегося в хитросплетениях разнообразных взаимоотношений грешников и дьявольских сил.




После этого триптиха самое время отдохнуть, глядя на портреты. В экспозиции есть прекрасный ранний (1503 г.) портрет жены юриста. По всей вероятности, существовало парное изображение супруга. И так же, как в свадебном портрете Иоганна Куспиниана и его молодой жены, муж был погружен в раздумья о возвышенном, а жена сосредоточена на раздумьях о земном.
Портрет целиком:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0e/Lucas_Cranach_d._Ä._037.jpg
Фрагмент:




И еще фрагменты. На этот раз портрета Иоганна Фридриха Великодушного, при дворе которого работал в Виттенберге Кранах. И если в ранних портретах художника человек представал на фоне пейзажа, соотносился с миром, то в парадных изображениях саксонских курфюрстов и их жен живые лица соотносятся со слегка уплощенными, условными аксессуарами.




Одежда, оружие, драгоценности изображены тщательно, но с какой-то избыточной декоративностью. Живой человек окружен в этих портретах предметами-знаками, символами богатства и власти.




Дольше всего мы рассматривали большую картину Кранаха «Фонтан юности» (1546 г.). Она написана уже старым мастером за семь лет до смерти.



http://farm4.staticflickr.com/3627/3443279684_4bd79e7a3c_o.jpg

Полюбуемся фрагментами. К бассейну, в центре которого находится фонтан с фигурами Венеры и Купидона, тянутся старухи. Точнее - их подносят и подвозят к чудесному источнику.




Их нагота - зрелище не для слабонервных:




Разглядывая картину, я вспоминала свой детский ужас при посещении общественной бани. Вот и в бассейне оказываются такие же беззубые, страшные и злые старухи.




Вода их чудесно преображает. И выныривают из нее совсем юные и нежные как котята существа.




На берегу галантные кавалеры приглашают их в шатры, где можно приодеться, а потом ведут к столам, накрытым в Саду любви, или прямиком в кусты:




Думаю, что идея омоложения женщин могла поселиться в головах мужчин только в такую эпоху, когда женская смертность была велика и дам явно не хватало. Лукас Кранах Старший придал мечте о многоразовом использовании женщин трогательную убедительность.



живопись, Кранах ст., Босх

Previous post Next post
Up