Отставной заместитель нач. ген. штаба Узи Даян - человек умеренно левых взглядов. По его собственным словам, Ликуд для него естественный политический выбор.
Накануне парламентских выборов Даян вступил в Ликуд, усилив позиции этой партии в среде тех, кого не устраивали ни слишком криминогенная Кадима, ни дезориентированная, потерявшаяся во внутренних склоках Авода. В ответ Даян ожидал получения весомого поста или даже портфеля, возможно, министерства просвещения. Однако вышло иначе. На просвещение перебросили Гидеона Саара, который предпочёл бы стать министром юстиции, однако в сложившейся ситуации не имел ни малейших шансов занять этот пост.
Даян был разочарован, но остался в Ликуде. На встрече, состоявшейся на этой неделе в Хайфе, он поделился своими соображениями с небольшой группой хайфских ликудников.
Даян лев, но при этом далеко не глуп и весьма обаятелен (это у них, пожалуй семейное). Он не уходит от ответов и умеет внятно высказывать свои соображения.
Главную угрозу Израилю, бывший руководитель Совета Национальной Безопасности видит в иранской бомбе. При этом, по его словам, не стоит повторять, что Иран угрожает существованию страны, чтобы не давать повод кому бы то ни было считать, что существованию Израиля может что либо угрожать. "Но Иран нужно будет остановить," - считает он, - Даже если придётся атаковать, даже ценой жертв, даже против желания США".
Даян считает чрезвычайно опасным для страны и увязывание вопроса о строительстве еврейских посёлков в Иудее и Самарии с проблемой иранского атома. "Помимо того, что это аморально, - убеждён он, - обусловливать санкции против Ирана с правом евреев на заселение страны, в итоге США откажутся действовать, мотивируя именно нашим строительством, и мы не получим поддержки, но ещё и окажемся виновными..."
Опасность со стороны арабов Эрец Исраэль (Даян называет их палестинцами), он видит в провозглашении независимого государства в Иудее и Самарии. "Это государство немедленно признают во всём мире, и тогда начнётся невероятное давление на Израиль с требованием убрать еврейские поселения с территории суверенного арабского государства." Даян видит серьёзную опасность в независимом арабском государстве к западу от Иордана, но не верит в способность Израиля аннексировать Иудею, Самарию и Газу. Поэтому он считает, что выходом может стать автономия арабских районов под политическим управлением Иордании.
Попав в Ликуд из кругов традиционно близких к Аводе, Даян шокирован неумением ликудников управлять государством и "решать вопросы", назначая своих чиновников на ключевые посты. "То, что в Мапае освоили к концу 48-го года, в Ликуде (Даян говорит "у нас") не научились делать до сих пор". "В итоге, мы обеспечиваем работой своих оппонентов, но при этом ещё и подвергаемся нападкам за якобы политические назначения"...
По мнению Даяна, для того чтобы начать влиять на общественное мнение, правым (к умеренной категории которых, он себя сам причисляет) необходимо создать общественные институты и организации, аналогичные левым: "Совету мира и безопасности" или "Институту израильской демократии". Такие структуры смогут формировать профессиональное мнение по актуальным и стратегическим вопросам, но не с крайне левых позиций. Даян считает, что сегодня в обществе существует большая и никем пока не занятая политическая ниша разочаровавшихся в левых позициях и ищущих альтернативу, которую и должны предоставить подобные организации.
По мнению Даяна, существующие сегодня правые интеллектуальные организации не обеспечивают должного реноме. Даян думает, что причина не только во враждебности СМИ, но и в не достаточном умении подавать себя и отстаивать в общественной дискуссии своё мнение. Он убеждён, что можно сделать куда больше и без столь солидной финансовой поддержки, какую получают "Шалом ахшав" и другие аналогичные организации от правительств чужих государств.
У самого Даяна есть опыт создания такой структуры - "Сдеротского собрания", ставшего в стране достаточно известной общественно-политической платформой. Может статься привнесение управленческих навыков в Ликуд, где традиционно не умеют этого делать изменит давно сложившуюся традицию...