Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Бал в Мулен де ла Галетт. 1876
фр. Bal du moulin de la Galette
Холст, масло. 131 × 175 см
Музей Орсе, Париж
Женщины Ренуара - такое же художественное открытие, как
городские бульвары Писсарро: облюбовав нечто данное природой, художник досоздает его от себя и открывает на него глаза другим. Женщины, похожие на цветы, нежнокожие и ясноглазые, грациозные и непринужденные: они сидят за столиками кафе, купаются, болтают, танцуют, в их фигурах и движениях - кошачья мягкость; свет, проходящий сквозь зелень, или свет ламп в театральных ложах придает им дразнящее очарование.
Шедевр Ренуара - картина "Бал в Мулен де ла Галетт" (1876). Это подлинно народный веселый бал под открытым небом - в монмартрском кабачке "Мулен де ла Галетт", тогда только что открывшемся, собиралась молодежь из рабочих семей, студенты, продавщицы. Ренуару очень нравилась атмосфера, которая там царила, - "свобода обращения, которая никогда не переходит в распутство, и непосредственность, никогда не граничащая с вульгарностью!" (слова художника, записанные его сыном). Это и передано его прекрасной картиной, где все живет в сквозном движении, в кружении вальса, в улыбках и взглядах.
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Бал в Мулен де ла Галетт. 1876
Фрагмент
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Бал в Мулен де ла Галетт. 1876
Фрагмент
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Бал в Мулен де ла Галетт. 1876
Фрагмент
Полотна Ренуара доносят до нас аромат мопассановской Франции, иногда их можно воспринимать как фон рассказов Мопассана, - но только фон, потому что у Ренуара нет ни остроты, ни горечи писателя: это самый безмятежный художник. Он не уставал наслаждаться зрелищем цветущей жизни, созерцать светоцветовые переливы, ласкать формы своею кистью. В его искусстве много чувственности, которая могла бы казаться грубоватой, если бы он как истый импрессионист, не растворял человеческие эмоции в живописных.
Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004