"...повышенные страхи бывают оттого, что некоторые современные родители исповедуют совершенно несвойственную нашей культуре, да и любой традиционной культуре, модель отношений с ребенком.
Они вместо того, чтобы быть старшими друзьями своего ребенка, вместо того, чтобы проявлять свой родительский авторитет и четко ребенку объяснять, что хорошо и что плохо, где добро и где зло, играют в так называемое партнерство.
Дескать, мы с тобой партнеры, мы такие же, как ты, ты мудрее нас, мы ничего не знаем, решай сам. Ребенок же не понимает, что это такая модная и очень вредная педагогическая инновация.
Он думает, что его родители - слабаки.
Они в его глазах перестают быть его защитой.
При этом по телевизору все время рассказывают о всяких ужасах.
С одной стороны ребенок представляет себе жизнь как скопище катастроф, преступлений, войн. С другой стороны, он считает, что родители - это партнеры, а партнеры по песочнице не могут его защитить."
Половина российских детей неадекватны.
Жизнь Почему появилось так много психов?Детский психолог Ирина Медведева сказала в интервью «Русскому курьеру», что людям сейчас навязывают такие стереотипы поведения...
Детский
психолог Ирина Медведева, которая является директором Института демографической безопасности и сопредседателем Международного общества артпедагогов и арттерапевтов, сказала в интервью «Русскому курьеру», что родители, которые начинают воспитывать детей по новым педагогическим методикам, сами загоняют их в пограничные состояния психики.
- Как обстоят дела с психическим и психологическим состоянием детей?
- Сейчас очень много
детей, находящихся в пограничных состояниях
психики. Их гораздо больше, чем было в позднесоветское время, когда я работала в детской психиатрической больнице. Тогда таких детей было по разным социологическим оценкам от 4 до 6%. Сегодня специалисты считают, что половина всех маленьких россиян находится в пограничных состояниях психики. Но я думаю, что эти цифры несколько преувеличены.
- Что это за дети?
- Пограничные состояния психики - это когда люди находятся на грани сложного характера и болезни. Сюда входят разнообразные неврозы и психопатии. У детей в пограничных состояниях психики бывают разные девиантные, то есть отклоняющиеся проявления, при абсолютно ненарушенных интеллекте и сознании. Кто-то страдает повышенными страхами. Именно повышенными, потому что все люди чего-то боятся, а дети тем более. Но у детей в пограничных состояниях психики повышенные страхи - страхи, которые буквально съедают душу. Все нормальные люди в каких-то ситуациях стесняются. Но дети в пограничных состояниях обладают гиперзастенчивостью. Они стесняются в самых разных обстоятельствах и с самыми разными людьми. Все люди в какие-то моменты жизни проявляют
агрессию, которая выражается в ярости, в повышенных тонах, но у детей в пограничных состояниях психики такая агрессивная реакция бывает иногда в самых неожиданных обстоятельствах.
- Что это за обстоятельства?
- Такие дети повышенно ранимы, поэтому даже тогда, когда обычный человек не видит обиды, такие дети могут не просто заметить обиду, а могут отреагировать агрессивно.
- Почему так много детей в пограничных состояниях?
- Такие состояния зависят от окружающей среды. Сегодня среда очень неблагоприятна, и из-за этого дети с тонкой психикой часто становятся детьми в пограничных состояниях. Я думаю, что тонкость психики - это одна из национальных черт
России. У нас очень много таких людей и, соответственно, людей, которые с трудом выносят несоответствующую их душевному строю жизненную ситуацию. Такая ситуация длится уже почти 30 лет, и для меня совершенно понятно, почему пограничных состояний и в детской среде, и во взрослой очень много.
- Что такое тонкая психика?
- Повышенная чувствительность, если просто ответить на этот вопрос. Ранимая душа.
- Что это за неблагоприятные условия, которые негативно воздействуют на психику?
- Наша среда является неблагоприятной из-за того, что после так называемой Перестройки начались попытки произвести культурный слом. Они до сих пор не прекращаются, хотя сейчас они уже не столь агрессивны, как вначале. Люди жили по одним принципам, а потом когда произошла Перестройка, им стали внушать, что нужно жить не просто по другим, а по противоположным принципам. В моей практике подтверждается открытие величайшего швейцарского психиатра и психоаналитика Карла Густава Юнга о наличии у людей коллективного бессознательного. Юнг так назвал глубинную память человека, в которой каким-то загадочным образом закодированы основные модели поведения, мирочувствование, мировоззрение, свойственное той или иной культуре, в которой живет человек и жили его предки. У детей коллективное бессознательное еще очень свежее. Оно еще не задавлено жизненными установками, которые взрослый человек, даже если они ему не нравятся, избирает как основные, потому что такова жизнь. Если в
семье нарушаются фундаментальные нормы русскойкультуры, то происходит сшибка сознательного подчинения и бессознательного бунта и психика ребенка травмируется. И напротив, когда мы просим родителей вернуться в воспитании ребенка к нашей культурной традиции, уже от одного возвращения к корням его психика может гармонизироваться.
- Что происходит с детьми, когда у них происходит сшибка бессознательного и сознательного?
- Дети невротизируются. Центральная воля подчинена новым установкам, которые дают продвинутые родители, а периферическая воля сопротивляется. Отсюда тики. Что такое глазной тик? Это когда глазные нервы не подчиняются центральной воле. Что такое энурез? Это когда мышцы мочевого пузыря не подчинены центральной воле. Она подавлена, и тогда она разгуливается на периферии. Также конфликт между коллективным бессознательным и сознательными установками проявляется в демонстративном поведении.
Фото: © depositphotos.com
- Иногда повышенные страхи бывают оттого, что некоторые современные
родители исповедуют совершенно несвойственную нашей культуре, да и любой традиционной культуре, модель отношений с ребенком. Они вместо того, чтобы быть старшими друзьями своего ребенка, вместо того, чтобы проявлять свой родительский авторитет и четко ребенку объяснять, что хорошо и что плохо, где добро и где зло, играют в так называемое партнерство. Дескать, мы с тобой партнеры, мы такие же, как ты, ты мудрее нас, мы ничего не знаем, решай сам. Ребенок же не понимает, что это такая модная и очень вредная педагогическая инновация. Он думает, что его родители - слабаки. Они в его глазах перестают быть его защитой. При этом по
телевизору все время рассказывают о всяких ужасах. С одной стороны ребенок представляет себе жизнь как скопище катастроф,
преступлений, войн. С другой стороны, он считает, что родители - это партнеры, а партнеры по песочнице не могут его защитить.- Не могли бы вы привести примеры вредных современных педагогических методик?
- Какие еще существуют модели воспитания, которые идут вразрез с нашим менталитетом?
- Самое страшное - это когда родители начинают под влиянием всяких глупых и вредоносных статей заниматься усиленным сексуальным просвещением ребенка. Русская культура, а, следовательно, это закодировано в генетической памяти, повышенно целомудренна, потому что русская культура зиждется на
православии. В православии тема физической любви табуирована для обсуждения. Недаром русский язык, который является одним из самых богатых языков в мире, не дал культурных слов для обозначения физической любви. И когда эту тему не просто рассекретили, а выставили на обозрение, множество детей дало на это патологическую реакцию. Вообще, когда раньше времени растормаживают тему влечений - это страшное преступление не только перед
нравственностью, но и перед детской психикой. Хочу заодно сказать, что психика и нравственность очень связаны между собой. Когда детей не воспитывают, а расчеловечивают, то есть внушают им те или иные модели безнравственного поведения, как эталонные, у детей от этого едет крыша. Так что те родители, которые хотят воспитать психически здорового ребенка, должны заботиться о его нравственности.
- Какие еще есть модели
воспитания, которые нельзя воплощать?
- Есть еще модель, когда родители перестают делать детям замечания, когда родители думают, что замечания - это насилие над ребенком, когда они верят каким-то глупостям, что в Японии детям до пяти лет не говорят слово «нельзя». Рассказы про то, что в Японии маленьким детям не говорят «нельзя» - это чушь, потому что японская культура основана на чувстве долга. Оно стоит в центре национальной этики. Может быть, там и не говорится слово «нельзя», но при этом произносятся другие запретительные слова.
- Сейчас появилось очень много гиперактивных детей. С чем это связано?
- В большинстве случаев это ложный
диагноз. Дети, которым перестали делать замечания (это называется недирективная педагогика), на сознательном уровне, может быть, ликуют от этого. На бессознательном же уровне они очень тревожатся, потому что в их генетической памяти записана иерархичность. Первая иерархия, с которой сталкивается человек - это иерархия Родитель - Ребенок. Ребенок на бессознательном уровне тревожится и бессознательно пытается нарваться на родительскую власть своим гиперактивным поведением, потому что его бессознательная сфера хочет родительской власти. Очень часто дети, которые приходят к нам с Татьяной Львовной Шишовой на занятия с таким диагнозом, быстро избавляются от него. Как только родителям объясняешь, что они должны воспитывать детей в нашей традиции, то есть поощрять за хорошее поведение и порицать, а если нужно, то и наказывать за плохие поступки, этой гиперактивности как не бывало.
Интервью взяла Алла ТУЧКОВА