Лихачевское шоссе в Долгопрудном начали расширять в 2009 году.
К весне 2011 года значительная часть работ была проделана, дорога частично прошла по частновладельческим участкам одной из старейших деревень на территории современного городского округа, деревни Лихачево. Со времен Российской империи в этом «казенном поселении» жили не крепостные, а так называемые «государственные крестьяне», которые, в отличие от помещичьих крестьян, считались лично свободными.
К настоящему времени остались шесть участков, которые как бы «врезаны» в дорожное полотно, островки частного хозяйства и символы свободного духа посреди полосы автотрассы.
В связи с чем понадобилось расширение Лихачевского шоссе?
В 2005 году Правительством Московской области было принято решение о застройке микрорайона Центральный в г. Долгопрудный (
www.lawmix.ru/mskoblzk/4135) Строительство крупного жилого микрорайона неизбежно влечет многократное увеличение городского населения. Небольшой подмосковный город не в состоянии обеспечить горожан рабочими местами, поэтому трудовая деятельность подавляющего числа старожилов-долгопрудненцев и жителей новостроек проходит вне города (преимущественно, в Москве). Следствием увеличения численности населения, общего роста личного автопользования становится повышение нагрузки на автомобильные магистрали, затруднение въезда и выезда из Долгопрудного. По словам специалиста отдела по вопросам строительства администрации Долгопрудного Андрея Эйриха, уже сейчас можно констатировать, что количество транспортных средств, зарегистрированных в городском округе Долгопрудный за последние годы, выросло более чем в десять раз (
http://dolgoprudny-news.ru/stories/360).
Документы генерального плана развития города, которые легли в основу обоснования Постановления Правительства на тот момент, подтверждают, что в районе деревни Лихачево расширение автодороги планировалось провести с восточной стороны (в сторону промзоны, не затрагивая индивидуальные жилые участки), там же для этих целей была зарезервирована полоса свободной земли.
Уже сейчас, учитывая многократное увеличение автотрафика, можно убедиться, что расширение Лихачевского шоссе не решает транспортной проблемы: автомобильные заторы начинаются на выезде из Долгопрудного, в городском округе Химки.
Какие варианты решения транспортной проблемы в Долгопрудном были рассмотрены властями перед началом массовой застройки?
Постановление о застройке микрорайона Центральный было принято без учета и анализа различных вариантов решения транспортного вопроса. Основная часть города Долгопрудного ограничена каналом им. Москвы и Савеловской железной дорогой. В настоящее время используется три автомобильных въезда/выезда из города: через железную дорогу на Дмитровское шоссе (в районе ст. «Водники» и «Новодачная») и на МКАД через Лихачевское шоссе и микрорайон Левый берег города Химки. Очевидно, что для обеспечения нужд жителей города транспортной инфраструктурой, следует принимать во внимание общую ситуацию и решать проблему комплексно (ht
http://www.ecmo.ru/news/n-1718/ Однако качестве единственной меры по обеспечению возрастающего автомобильного потока транспортной инфраструктурой, Постановление 2005 года предусматривало только реконструкцию (расширение) Лихачевского шоссе.
Какую инициативу проявляли сами жители города для решения транспортных вопросов?
Инициативные группы граждан, начиная с 2005 года, неоднократно направляли в различные инстанции свои предложения по решению транспортной проблемы, однако ни один из «предложенных снизу» вариантов до сих пор не был рассмотрен.
Например, в 2006 году жители Долгопрудного обращались к главе города с предложением построить автодорогу от платформы «Новодачная» с западной стороны Савеловской железной дороги с выездом на МКАД в районе платформы «Марк»; расчистить и восстановить автомобильную дорогу от деревни Гнилуши до выхода на МКАД в районе платформы «Марк» (рядом с ЗАО «Бетас») или до пересечения в Коровинской эстакадой.
По инициативе «снизу» неоднократно поднимался вопрос о необходимости срочного строительства путепроводов через Савеловскую железную дорогу, но, признавая правомерность этих требований, к реализации данных вариантов пока не приступали.
Вместо этого власти в одностороннем порядке, под предлогом улучшения транспортной ситуации, реализуют различные строительные проекты, противоречащие интересам горожан, - речь идет о коммерческой застройке, которая усугубляет транспортный вопрос.
Каким образом учитываются интересы проживающих в городе людей при реализации строительных проектов?
Альянс власти и бизнеса интересы частных лиц во внимание не принимает. В особо конфликтных случаях власти создают видимость поиска компромисса. Власть диктует жителям свои «правила игры» и не идет на взаимные уступки.
Расширение Лихачевского шоссе происходит таким образом, чтобы минимально затронуть дорожным полотном изъятые у частных собственников индивидуальные жилые участки, предоставив освободившиеся от прежних владельцев земли под коммерческую застройку.
Первоначальный проект реконструкции Лихачевского шоссе до 4 полос должен была производится за счет застройщика. Обязательства по выплате компенсаций, предоставление жилых квартир по договорам мены также лежали на инвесторе-строителе таунхаусов на месте деревни. Именно по этой причине городские власти до последнего времени на протяжении нескольких лет саботировали переговоры с жителями Лихачево, а все предложения о вариантах обмена земельных участков на квартиры в микрорайоне Центральный исходили от представителей компании-застройщика. Именно поэтому компромиссный вариант «сдвинуть» жилые участки в сторону канала (с восточной стороны изъять часть каждого участка, попадающую под дорогу, а с западной стороны, со стороны канала им. Москвы, присоединить участок, по площади совпадающий с изъятым) не рассматривается ни при каких обстоятельствах.
Коммерческому инвестору земля вдоль канала в размере 12 га нужна целиком, а не частями, поэтому никаких компромиссных решений, позволяющих жителям Лихачево остаться «на своей земле», не предусмотрено.
Предположительно, застройкой этого участка таун-хаусами планирует заниматься группа компаний ПИК или ООО «Актис-строй» (
http://www.metrinfo.ru/articles/53763.html)
Говорят, что всем жителям деревни предлагали хорошие компенсации за их собственность. Почему же большинство согласилось переехать, а шесть землевладельцев - отказались? Их не устроила цена?
Первые попытки расселения деревни начались в 2006 году. К жителям Лихачево в частном порядке обращались представители компаний-риэлтеров с предложениями о выкупе или обмене земельных участков на квартиры. Кто-то согласился по неведению, будучи убежденным в законности и неизбежности таких «предложений», кто-то выторговывал за свой участок и дом адекватную цену, а кто-то наотрез отказывался от «интересных предложений», понимая их подоплеку, считая безосновательным предложения частных фирм, потому что никаких официальных уведомлений от властей о необходимости изъятия земельных участков собственники земли не получали.
Убедить жителей деревни обменять свои участки на квартиры или получить компенсацию за них с 2007 года «помогали» противоправные действия неопределенных лиц: взломы домов, поджоги и т.п. «Несогласных» под предлогом аварийных отключений неоднократно пытались лишить электроэнергии. В деревне было нарушено водоснабжение, а когда добросовестные потребители коммунальных услуг, не имеющие никаких задолженностей, обратились в областной суд, им ответили: «Вас все равно снесут, что бы вы ни делали».
С началом строительства участки «несогласных» окопали траншеями, лишив их возможности не только подъехать, но и подойти к своим домам. Была проведена судейская проверка этого факта, и судья, стоя в канаве шириной 1,5 метра и глубиной 0,5 метра, заявила, никаких затруднений с проходом и проездом она не видит.
Несогласных несколько раз вызывали в Комитет по имуществу города Долгопрудного и спрашивали их пожелания относительно расселения, однако никаких дальнейших шагов со стороны администрации не предпринималось.
Деревенские домики в Лихачево проигрывают в сравнении с современными комфортабельными таунхаусами и коттеджами. Стоит ли бороться за право проживания в них?
Каждый человек сам, с учетом своих личных приоритетов, запросов и возможностей, способен решить, насколько его устраивают условия проживания, в противном случае он сам принимает меры по улучшению этих условий. Деревенские дома, аналогичные лихачевским, можно встретить в каждом регионе России. Очень многих людей такие дома вполне устраивают. Другие люди, как только появляются материальные возможности, ремонтируют, реконструируют старые дома или строят новые. Жители деревни Лихачево на данный момент лишены такой возможности, потому что провести реконструкцию и строительство им не позволят городские власти, точнее, власти не позволят узаконить реконструкцию и строительство.
Тому, кто предпочитает жить в собственном доме и владеть приусадебным земельным участком, конечно, стоит бороться за такую возможность.
Следует помнить, что качество жизни - понятие более широкое, чем уровень жизни человека, который предполагает исключительно материальную обеспеченность. На качество жизни влияют объективные условия среды обитания, наличие свободы деятельности и выбора, доступ к культурным ценностям, возможность выражать свое мнение и вносить свой вклад в решение коллективных вопросов, возможность вести переговоры и искать компромисс в конфликтных ситуациях. Можно сказать, что жители деревни Лихачево борются не только за свои дома и участки, они борются за право каждого гражданина принимать участие в решении вопросов муниципального самоуправления и планирования.
Почему дорогу начали расширять до того, как тем или иным способом удалось добиться полного переселения деревни Лихачево?
Заказчики и исполнители работ уверены в том, что соблюдение законодательства - не обязательное условие для удовлетворения интересов обладающих властью и капиталом. Реконструкция Лихачевского шоссе происходит с грубыми нарушениями. Для реализации этого проекта используются самые различные методы: запугивание, давление на судебную систему при помощи административного ресурса, информационная кампания в СМИ, вводящая в заблуждение жителей города и т.п. (например:
www.mk.ru/daily/newspaper/interview/2012/11/06/770632-nedolgaya-razvyazka-v-dolgoprudnom.html). Случай с Лихачево - не единичный. Начиная с 2005 года, а может быть, и раньше, повсеместно идет незаконное строительство различных объектов, которые узаканивают потом задним числом, причем для этих целей власти идут даже на изменение законодательства.
Какие нарушения законодательства были допущены при расширении Лихачевского шоссе?
Прокурорская проверка, проведенная летом 2012 года, показала, что работы по расширению Лихачевского шоссе проводились без наличия соответствующих документов, подтверждающих право проведения строительных работ. Фактически дорогу начали строить на самовольно захваченной земле.
Строительство дороги происходило на не предназначенных для этих целей земельных участках (целевое назначение: индивидуальное жилищное строительство). Согласно действующему законодательству, участок, на котором ведется строительство, должен быть зарегистрирован в государственном кадастровом реестре и иметь соответствующее целевое назначение.
Факты самовольного захвата и нецелевого использования земли были установлены прокуратурой, и нарушителям было вынесено предписание об оплате штрафа в размере 20 000 рублей и об устранении нарушений до 5 ноября 2012 года. Несмотря на это нарушения до сих пор не устранены.
Вопрос об изменении целевого назначения участков, по которым уже проложено дорожное полотно, был поставлен только в феврале 2013 года. Часть этих участков до сих пор не прошла окончательную кадастровую регистрацию.
Основанием для реализации проекта расширения Лихачевского шоссе Государственная экспертиза указывает архитектурно-планировочное задание. В то же время документ за подписью Первой зам. главы города А.Д. Кочетининой говорит об отсутствии архитектурно-планировочного задания, так как оно не составлялось. Отсутствуют также необходимые в таком случае акты выбора земельных участков.
И это касается только градостроительных нарушений! О поджогах домов и давлении на жителей мы уже рассказали выше.
Если всемогущество властей и бизнеса столь велико, то почему до сих пор остались нетронутыми несколько участков в Лихачево?
Потому что у властей нет никаких правовых оснований для изъятия. Решение Правительства Московской области об изъятии земельных участков путем выкупа до сих пор не зарегистрировано. В декабре 2009 года Управление Росреестра Московской области отказало Правительству в его регистрации, а в июле 2011 года Высший Арбитражный суд также отказал Правительству в удовлетворил его требований в отношении этого документа.
Кроме того, жителями Лихачево в судах было доказано, что проектирование расширения шоссе на землях частных владений было произведено в нарушение и Гражданского, и Земельного и Градостроительного кодекса.
С 2005 года прошло много времени. Как изменилась ситуация, связанная с проектом расширения Лихачевского шоссе?
Если поначалу проект предусматривал расширение шоссе до четырех полос, то в 2009 году появились первые упоминания о создании в районе Лихачево «участка скоростной шестиполосной магистрали с 9 метровой зоной безопасности длиной около 3 км» (
http://www.vesti-moscow.ru/rnews.html?id=66600&cid=16 Генеральным подрядчиком реконструкции шоссе на данный момент выступает региональное управление автомобильных дорог «Мосавтодор». Открытый аукцион на право реконструкции участка Лихачевского шоссе состоялся 29 марта 2012 года (
dostavka-sm.ru/news/likhachevskoe_shosse_v_dolgoprudnom_rekonstruirujut_za_milliard_rublej/2012-03-03-251 его победителем стало ООО «ДубнаДорСтрой» стало.
Стоимость реконструкции, в соответствии с программой «Дороги Подмосковья 2012-2015», оценивается свыше 1 млрд. рублей.
Теперь движение планируется сделать шестиполосным, поменять асфальт на уже действующей части дороги, оборудовать тротуары и ливневую канализацию, высадить газоны и установить освещение на разделительной полосе с металлическими отбойниками (нью-джерси) (
http://dolgoprudny-news.ru/stories/360).
Если бы не «благоустройство» обочин, не две дополнительные полосы, неожиданно появившиеся в проекте расширения, если бы не 4-х метровая разделительная полоса с отбойниками, нет вообще никакой объективной необходимости сносить жилые дома в Лихачево.
Какие опасения вызывает у жителей города такое неожиданное изменение проекта?
Усиление пропускной способности реконструированного до шести полос Лихачевского шоссе увеличит транзитный поток автотранспорта через Долгопрудный. Учитывая, что сейчас вводится ограничение на движение большегрузного транспорта по МКАД в дневное время, логично предположить, что грузовики и фуры будут стоять в ожидании разрешенного выезда «на кольцевую» именно в районе Долгопрудного.
Кроме того, поскольку планируется взимание платы проезд по строящемуся (точно так же, с нарушениями законодательства) шоссе «Москва - Санкт-Петербург», транзитный поток автомобилистов, не желающих оплачивать проезд по этой трассе, устремится через Долгопрудный в объезд пунктов оплаты.
При этом вызывает недоумение, что, согласно экспертизе проекта, предполагаемый к 2020 году суммарный автомобильный трафик улиц Долгопрудного, выходящих на Лихачевское шоссе, почти в два раза меньше трафика, заложенного собственно на участке шоссе в районе Лихачево. Непонятно, зачем в новом проекте предусмотрен отбойник на середине шоссе, ведь это не автобан, а дорога в черте города, где действуют жесткие скоростные ограничения.
Каким образом ситуация с деревней Лихачево касается меня лично?
На месте жителя деревни Лихачево может оказаться каждый из нас, если его собственностью заинтересуется кто-либо влиятельный и богатый. На этом месте уже оказались тысячи и тысячи наших соотечественников по всей стране: кого-то незаконно выселяют из общежития, у кого-то изымают земельный участок, кому-то грозит точечная застройка, где-то вырубаются леса, где-то захватываются берега водоемов… Фальсификация выборов, принятие законов, нарушающих неотъемлемые права человека, разжигание неприязни между разными социальными группами, имеют те же истоки, что и конфликт, сложившейся в Лихачево.
Анализ административных и законодательных реформ последних лет, проводимых правительством, позволяет выявить их общее направление: иерархическая стратификация общества, целью которой является перераспределение ресурсов в пользу правящей элиты (которая представляет собой слияние олигархов и высших эшелонов власти). Так называемая «вертикаль власти» создана для того, чтобы подавлять любую низовую инициативу, направленную на отстаивание гражданами своих неотъемлемых прав и выражается в произволе власти в отношении граждан, если интересы граждан противоречат интересам представителей государственной, областной и муниципальной элиты.
Инициативе отдельных граждан и самоорганизованных общественных объединений, отстаивающих свои права в той или иной области (начиная от незаконной застройки и заканчивая фальсификациями выборов), административный ресурс противопоставляет имитацию аналогичных противоположнонаправленных якобы «самоорганизованных» групп, имитацию «альтернативного общественного мнения» при помощи публикаций в прессе, развертывания кампаний по комментированию новостей и блогов в Интернете, создание фальсифицированных видео, аудио и печатных материалов, освещающих конфликт граждан и властей в выгодном властям ключе. Все эти мероприятия направлены на то, чтобы сместить фокус недовольства самоорганизованных инициативных групп с деятельности властей на противостояние якобы «таким же рядовым гражданам»; создать у незаинтересованных лиц впечатление, что конфликтующими сторонами являются две равноправные стороны, а не граждане и власть.
Чем я могу помочь жителям деревни Лихачево?
Вы можете помочь, в первую очередь, распространением правдивой информации о ситуации с этой деревней. Перепечатайте себе в блог, на сайт или форум ссылку на этот материал. Расскажите о проблеме, с которой столкнулись жители деревни Лихачево, своим родным, близким, знакомым. И следите за новостями!