И снова про цены на газ, часть третья

Nov 18, 2021 07:42

Слушайте, вот я может, и тупая, ну тогда было бы здорово, чтобы кто-то умный объяснил. Я не исследовала данные Евростата, допустим, или хотя бы немецкого статистического ведомства, или коллектора данных, а кто исследовал? Эксперт Крутихин, на которого ссылается аж Süddeutsche Zeitung в том, что, мол, высокие цены на газ в Европе обусловлены единственно токмо волею российского президента ради навязывания немцам Северного потока и исключения Украины из газового транзита? Да и собственные их колумнисты не далеко от этого мнения ушли. Много лет имея дело с немецким газовым сектором, я вот реально не понимаю, каким образом, это ж как с выборами заокеанских президентов: съесть-то он съест, да кто ж ему даст.

Я в принципе не верю в теории заговоров, потому что серьезно, вот эти люди, их изобретающие, пробовали организовать что-то умеренной сложности, включающей в себя какое-то количество незнакомых между собой людей, например, свадьбу? Одна моя коллега вот так вот забронировала отель для празднования намечтанного ей венчания аж за два года, а всего за полгода до даты ей сказали, что отель якобы упустил из виду бронь за три года других брачующихся типа из ЮАР, и все они поголовно с родственниками купили уже билеты, так что ей, увы, в итоге пришлось все перенести. Мне поэтому кажется невероятной фабула производственного романа Blackout (в принципе, дико занудного и скучного, так что не рекомендую, я сама прочла его только потому, что в отрасли, по моему ощущению, читали его уже все): автор, безусловно, очень хорошо, то есть дотошно от слова тошнота, подготовился в обзоре текущей ситуации на рынке европейской энергетики и попытался разжевать ее на коленке, так что этот роман отлично подошел бы в качестве кризисного сценария для отработки коммуникаций между партнерами для минимизации ущерба, но вот что все задуманное антагонистом оказалось выполнено в такой точности и синхронности балерин Лебединого озера на сцене Большого театра, что лишь случайность и гениальность одного-единственного героя помогла с этим справится -- в это я не верю. Как сказал Майлз Форкосиган, герой романов Буджолд, не найду сейчас точную цитату, люди -- странные создания, и пытаться управлять ими -- все равно что играть в шахматы фигурами, которые постоянно меняют форму и правила ходов.

Правила либерализованного европейского энергорынка заключаются в том, что вместо торговца газом, владеющего при этом и газохранилищами, и сетью газопроводов, возникли три отдельных роли рынка, которые не могут больше выполняться одной-единственной компанией. Трейдеров на немецком рынке газа при этом больше полусотни. Операторов магистральных газопроводов, подключенных к интерконнекторам на границе, через которые импортируют или экспортируют газ -- 11-12, а то и больше в зависимости от того, по каким признакам считать. Ну и операторов газохранилищ там штук тридцать. Они, конечно, кооперируют между собой, есть отраслевые объединения и лоббистские союзы, но сказать, что это легко и все движутся в одном направлении в едином порыве, вообще никак нельзя, то есть вообще, слишком уж несовместимы интересы, да еще и государство при этом имеет решающий голос, бдя интересы конечных потребителей в силу своих информированности и разумения. Это в России существует один Газпром, но как он должен всему немецкому газовому рынку за раз навязать свою волю -- не понимаю, объясните. Газпром в Германии даже не монопольный производитель.

Потом давайте учтем цикличность работы газовых хранилищ. В летнюю половину года спрос уменьшается со снижением необходимости топить. В это время импортированный газ закачивают в хранилища. В зимнюю половину -- вдобавок к импорту пользуются и заблаговременно закачанным газом из хранилищ. Так устроена система и газовые потоки, что с апреля по сентябрь идет заполнение, а с октября по март -- опустошение. Откуда взять дополнительные мощности на то, чтобы зимой пополнять запасы, когда это всегда было временем их подъедать? Газпром - не Газпром, но трубы не резиновые, и на импорт газа есть ограничение в виде пропускной мощности пунктов на восточной границе, а так же дальнейшей системы его транспортировки, и вопрос не только и не столько в том, готова ли Украина помогать в прокачке до сих пор не законтрактованных объемов или нет.

Меня умиляет, когда начинают сравнивать между собой объемы экспорта Газпрома: вот сейчас меньше, чем два месяца назад, или что они пару лет уже как снижаются независимо от пандемии. Ну допустим, а что при этом происходило со спросом? С ценами? С другими энергоносителями? Со свободными мощностями? Есть статистика, есть немецкий и европейские планы развития сетей с учетом изменения потребления -- я понимаю, конечно, что это сложно, и о том, как эти данные собираются, я тоже промолчу, и что в принципе подсчет объемов газа -- дело может и точное, хотя и с большими оговорками, а подсчет получаемой из него энергии -- абсолютно другая большая разница, и что не все, что учитывается как экспорт или импорт, является таковым, и то же самое относится и к хранилищам, потому что и они могут работать пограничным интерконнектором в зависимости от их расположения и подключения к газовым магистралям... Я не знаю цен на газ, я не знаю ситуации со свободными мощностями на прокачку газа, я не знаю, кто из трейдеров в каком хранилище располагает какими объемами газа и сколько за них заплатил, и почему они предпочитают, условно говоря, тратить газ из хранилищ, нежели закупать новый, потому что коммерческая тайна обусловливает непрозрачность контрактов на закупку и продажу, благодаря которой трейдеры и могут конкурировать между собой, получая свои прибыли. Но я так же могу себе представить, абстрактно рассуждая, что нынешней весной, когда в Германии вообще никто не знал, какими окажутся темпы вакцинации, когда будет снятие карантина, восстановление и в каком объеме экономики в целом и производства в частности, торговцам газом не было смысла пополнять хранилища небесплатным газом, на который, возможно, не будет спроса через полгода. Сейчас, увы, именно это может выливаться в его потенциальное отсутствие и высокие цены. А тем, кто берет один изолированный показатель одного конкретного производителя газа тире торговца газом тире оператора газовой магистрали в другой стране, сравнивая этот показатель с самим собой и извлекая из этого глубокомысленные выводы и не учитывая при этом потребности и действия сотни других участников -- привет тебе, привет, маленький любитель заговоров и простых ответов на сложные вопросы.

Что касается Северного потока, то он и по мощностям не в состоянии заменить украинский транзит, и из-за своего расположения может, наверно, максимум скомпенсировать потерю L-газа с истощающихся месторождений где-нибудь в Голландии. Мне кажется, что именно из-за этого немцам трудно от него отказаться, так как процесс замены техники на газ другого качества сейчас в полном разгаре, а где еще брать H-газ? Строить терминалы для сжиженного -- тоже долго, требует планирования и инвестиций в этот проект с непонятной окупаемостью. В последний газовый кризис 2012 года от ограничения поставок через Украину, кстати, сильнее всего пострадала федеральная земля Баден-Вюртемберг, и вот где она (на юго-западе), а где Северный поток (совсем не там). Потеря мощностей при слиянии двух частей рынка в одну осенью этого года -- тоже немаловажный фактор. На границе между ними существовало бутылочное горлышко, которое никуда не делось, несмотря на слияние двух частей рынка в одну этой осенью: единственный способ получить дополнительные мощности -- это прокладка труб, то есть дорого и долго, причем эти планы строятся на десять лет, только вот закон об объединенном немецком рынке не учитывал такие мелочи, как потерю гарантированных мощностей -- это, конечно, отдельный и сложный вопрос. Не говоря уже о том, что новые газопроводы потребовали бы обязательной проверки и сертификации, это вам не Керченский мост быстро кинуть, не задумываясь особо о возврате инвестиций.

Самое, казалось бы, понятное обывателю в связи с повышением газовых цен -- существовавшая раньше привязка к нефти и долгосрочные контракты. Как объясняют на лекциях про основы газового рынка, ее изобрели в самом начале при использовании газа как нового энергоносителя, чтобы привлечь клиента связкой с чем-то таким стабильным, как нефть. Увы, один нефтяной кризис за другим и скачущие цены сделали ее невыгодной, да и газ перестал быть новомодным изобретением, выигрыш дел в суде для изменения существующих долгосрочных контрактов годами экономил покупателям деньги, так что вряд ли кто-то к ней вернется в обозримом будущем. Кстати, это вопрос условий договоров, конечно, но вряд ли Газпром получает баснословные платежи от актуальных газовых цен, если выполняет только свои долгосрочные контракты, в которых, возможно, эта привязка в основном сохранилась, а не актуальная рыночная цена какого-нибудь хаба.

Ну и если правы англоязычные аналитики, проблема высоких цен на электроэнергию заключается в принципе pay as clear, то есть киловатт-час платится по ставке самого дорогого энергоносителя, в данном случае, газа (по сравнению с дармовой энергией солнца и ветра, например). Они считают, что от принципа этого вряд ли откажутся, и пик цен временный, спадет уже весной. Единственное, что жалко -- я пару последних лет забывала поменять поставщика электроэнергии, как правило, это может принести порядка сотни евро в год за счет премии новым клиентам, не говоря уже о возможно выгодной цене. В этом году даже напоминалку в календарь себе поставила, но учитывая галопирующие цены, смена вряд ли принесет какую-то выгоду, да и текущий мой поставщик -- довольно крупная фирма, так что надеюсь, что она-то хотя бы не разорится этой зимой.

энергетика

Previous post Next post
Up