Как и в любом старинном городе, дореволюционная городская застройка Тотьмы по большей части была деревянной - и в основной своей массе до нашего времени, к величайшему сожалению, не сохранилась.
Уцелевшие памятники деревянного зодчества Тотьмы - вкупе с её бесподобными по красоте храмами XVIII века - та самая манящая "изюминка" этого невероятно живописного, тихого северного городка, стоящего на берегу Сухоны. След. фото - Входоиерусалимская церковь (1775-1795 гг):
Старинная деревянная застройка разнообразна - здесь можно увидеть и элементы модерна, и мотивы классицизма, и фантазийную узорную резьбу на домиках-теремках. Мы нынче присмотримся к двум разноплановым зданиям, украшающим собой самую протяжённую улицу Тотьмы - бывшую Почтовую, с 1924 г переименованную в ул. Ленина. Дом номер 29, нынче - многоквартирный жилой:
Построен в 1851 году. Нечётное количество окон, треугольные фронтоны второго этажа, полуциркульные фронтоны с "а-ля замковыми камнями" первого этажа - фасад дома явно делали "под классицизм".
Несмотря на то, что в крупных городах и столицах классицизм к середине XIX в уже вышел из моды, в архитектуре российской глубинки этот "образцовый", суховатый стиль ещё долго не сдавал позиции как в каменном, так и в деревянном зодчестве.
Как именно выглядел дом до революции - выяснить, к сожалению, не удалось, но доподлинно известно, что деревянная застройка Тотьмы в советское время перелицовывалась нещадно, неоднократно и неузнаваемо, а посему вполне возможно, что какие-то старинные детальки здания до нашего времени попросту не сохранились.
Крайнее левое окно первого этажа заложено - признак внутренней перепланировки.
Кровля явно не старинная - возможно, над вторым этажом имелась надстройка, вроде вечно-актуального мезонина в три окна (а уж в деревянном классицизме-то без него никуда).
Явно неродной вход-предбанник:
Ощущение, что с этой стороны он пристроен еще до революции, но уже значительно позже 1851 года. Дом старый - сменил несколько поколений хозяев, каждый из которых нередко старался внести в облик здания свои коррективы.
Возможно, изначально вход в здание был со двора - а на улицу выходили лишь окна.
Мысленно рисуем с обеих сторон от здания забор с воротами и калиткой, к которой вели деревянные мостки-тротуары.
Потом очередной хозяин решил, например, в первом этаже разместить магазинчик (а дом расположен в очень проходном месте), и пожертвовал одним оконным проёмом для устройства двери для входа покупателей.
Навес крыльца по стилю разительно отличается от тональности, в которой выдержан фасад здания - я бы даже сказала, в нём есть что-то от модерна. Смелая линия изгиба, очень выгодно подсвеченная, смотрите, какой потрясающий резной жгутик, такой тонюсенький:
Датируем крыльцо, эээ, ну скажем, началом XX в - очень любопытно было бы посмотреть, как же именно оно тогда выглядело. Разумеется, его нижняя часть с непосредственно дверью, смахивающая на сколоченный ящик, появилась в советское время.
И нынешние жильцы пользуются-таки входом со двора.
Справа от дома - церковь Рождества Христова (1745-1779 гг), возле которой Почтовая улица (пардон, улица Ленина) делает крутой изгиб.
Оторвёмся от нашего классицизма и пройдём метров на сто дальше по улице - там нас ждёт очередное открытие, ради которого пришлось прыгать по капитально раскисшей после ливня неасфальтированной дорожке, внимательно глядя под ноги:
Улица Ленина, дом 41.
Потрясающий резной теремок.
С датировкой - неопределённость, вторая половина XIX в.
Явно подреставрирован, шикарно выглядит для своего возраста.
Загадочно выкрашен - похоже, кто-то из самых привередливых жильцов решил сохранить аутентичный фасад благородного оттенка потемневшего старого дерева (установив при этом пластиковые рамы):
Витые колонки и "серёжки":
Наличники, глаз не отвести:
Тщательно отделанный карниз:
Очень мелкая резьба, просто ювелирная:
Чердачное окно:
Коричневые следы на стене справа и слева от окна - интересно, от чего (изоляторы электрических проводов?):
С этой стороны мезонин с одним окном - на противоположной стороне (неокрашенной) окна два и они меньшего размера:
Красоты много не бывает:
Фотогенично, живописно, праздник для глаз:
Водосборная воронка, тоже шедевр:
И всяческие мелкие деталюшки:
А в двух шагах с этим деревянным богатством - каменная красота. На переднем плане - Рождественская церковь, вдали - Входоиерусалимская:
А за спиной у фотографа - Сухона:
Смотреть - не пересмотреть, одним словом.