Далеко не всем архитектурным памятникам Тотьмы выпало счастье быть отреставрированными два десятилетия назад. Церковь, о которой сегодня пойдет речь, собственно, расположена даже не в самой Тотьме - а в её, так сказать, северном предместье с говорящим названием Варницы, непосредственно указывающим на род занятий его жителей, издавна добывающих здесь соль.
Облик церкви Воскресения Христова в Варницах после революции был ”подкорректирован” новыми властями - снесён купол колокольни - и, постепенно разрушаясь, памятник до наших дней дошёл в не самом лучшем состоянии. Но даже в таком виде громадное здание, общая композиция которого, тем не менее, вполне читается, производит сильное впечатление
.
Когда-то на противоположных берегах извилистой речки Ковды здесь располагались две деревеньки - Галицкая и Углицкая, которые нынче уже почти ”слились” с самим городом (они указаны на Яндекс-картах в полутора километрах к северу от автовокзала Тотьмы). Место это - весьма примечательное, поскольку именно здесь в XIII веке были обнаружены минеральные источники с высокой концентрацией соли, незаменимого для человека (и в ту пору весьма недешёвого) продукта, и заложены основы будущего солеварного промысла на сих территориях, получивших название Тотемского Усолья.
Солеварни на многие столетия стали залогом финансового благополучия для их владельцев, часть из которых (монастыри - Спасо-Прилуцкий, Спас-Каменный, Суморин) - добывала и торговала солью беспошлинно. Так, в переписи (перечне) грамот великих государей о соляном торгу, находящихся в архивах вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, самой ранней указана ”Грамота великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа России о соляной продаже на четырнатцеть тысящ пуд соли безпошлинно в лист, 81 году” (здесь имеется в виду 7081 год “от сотворения мира”, т.е. 1573 г по современному летосчислению ”от Рождества Христова”). Таковые грамоты многочисленны - изъяли солеварницы из собственности монастырей лишь в эпоху правления Екатерины II, после знаменитого Манифеста 1764 г о секуляризации.
От солеварен и соляных колодцев здесь даже кое-что сохранилось. В речке Ковде до сих пор стоят деревянные рассолоподъемные трубы-матицы (они на предыд. и след. фото), служащие для укрепления стенок скважин, из которых извлекалась вода соляных источников - так называемый ”рассол”, который затем выливался в широкие и плоские железные ёмкости - црены - подвешивающиеся на дюжине крюков над огнём для дальнейшего длительного выпаривания жидкости.
”Цырен, мерою в длину две сажени без шести вершков (около 4 м), поперег две сажени без трех четвертей (около 372 см)” - это снова данные из монастырских архивов. Црен устанавливался в специально срубленном амбаре, который и назывался варницей.
Подробнее о процессе солеварения в Тотьме можно прочесть в интереснейшей статье по ссылке:
https://www.booksite.ru/fulltext/1to/tma/alm/ana/5.htm .
Мы же вернёмся к рассказу о Воскресенской Варницкой церкви.
Здание строилось в два этапа - граница между частями, построенными в разное время, проходит по карнизу между окнами первого и второго ярусов. В 1743-1750 гг был возведён одноэтажный ”теплый” храм - притвор, трапезная, четверик, пятигранная апсида, все составляющие единой высоты, только апсида чуть уже в плане.
Живописные узорные наличники нижнего храма:
Вход в нижний храм располагался с западного торца - сейчас сей проём заложен, на его месте, после надстройки над притвором колокольни, для усиления несущих конструкций был установлен контрфорс. А входной проём был перенесён на северную стену притвора.
Третье слева окно трапезной по южному фасаду при советской власти было превращено в ворота - в конце 1990-х ему вернули прежний вид. И к нему - к окну - нынче ведет народная тропа - интересно ведь посмотреть, что там творится внутри J
Внутри - низкие своды, окна с распалубками:
Остатки росписей повсеместно:
Арка, отделяющая трапезную от четверика:
Свод арки:
Стена, отделяющая четверик от алтаря, судя по всему, на ней был закреплён иконостас:
Алтарная апсида:
Окна заколочены досками, решетки - вот не помню - то ли новые, то ли старинные, часть окон заложена, связи явно не выполняют возложенных на них функций:
Проём, ведущий в притвор:
В притворе: над головой - это уже колокольня, с мифической конструкцией наподобие “лестницы”, “ведущей” на второй этаж в верхний храм:
Не, больно подозрительно. Погляжу потом на Соборах.ру - может, кто уже рискнул здоровьем J
Верхнюю церковь надстроили в 1772-1775 годах. Над притвором нижней церкви поставили колокольню - восьмерик на четверике:
И вот тут уже - даёт о себе знать оно, тотемское барокко.
Картуши из фигурного кирпича - одинакового рисунка, но разных размеров - под окнами помельче и расположены горизонтально. На гранях колокольни - крупней раза в два, размещены вертикально:
Полукруглый фронтон колокольни с розеткой - запал в душу, увезла с собой J.
Ярус звона с пронзительным просветом в небеса:
Обезглавленная колокольня с пятиглавием четверика, обратите внимание на форму глав:
Четверик, с пятиглавием, но уже без колокольни:
Обозреваем южный фасад. Картуши верхней церкви, под-над окнами второго яруса:
Третий ярус:
Фронтоны над окнами третьего яруса, богатый карниз с зубцами:
Осматриваем северный фасад:
Окно трапезной верхней церкви, кладка снизу доверху рассечена трещиной:
Картуш трапезной верхней церкви:
Вход в верхний храм осуществлялся через заложенный нынче проём второго этажа, к которому вело крыльцо, на месте входа сейчас сделано окно - оно на снимке:
Рамка вокруг этого, переделанного из двери, окна отличается от рамок остальных окон. А от прежнего портала, обрамляющего бывший вход, остался след - кусочек витой арки из фигурного кирпича, вон она, уходит справа налево и вверху обрывается на полу-изгибе:
Из верхнего же храма был доступ и на колокольню:
Наличие дверного проёма на втором этаже и ведущего к нему крыльца подтверждается отсутствием в этой части здания окон в нижнем храме и картуша под окном трапезной верхнего храма.
Вид с востока:
Два алтаря, чётко один под другим, вид с юга:
Апсида верхнего храма:
В след. кадр одновременно попадают два карниза, киот восточной стены (наполовину заслонён кровлей) и обрамление центрального окна верхней апсиды:
Не удивлюсь, если Тотьму назовут еще и родиной кирпичного стиля J
Да, чуть не забыла. На Соборах.ру действительно обнаружились фото интерьеров верхнего храма. Одно из них:
В начале XX века церковь Воскресения Христова в Варницах близ Тотьмы выглядела следующим образом:
Тот же ракурс чуть ближе:
Затем - революция, закрытие в 1930-х, приспособление под хозяйственные нужды местных колхозов, вплоть до 1980-х годов в здании располагались ремонтные мастерские совхоза ”Тотемский” (след. фото - начало 1980-х гг):
Отсутствует завершение колокольни, одна глава четверика, окно нижней церкви превращено в ворота. Окружающая храм каменная ограда с решётками тоже исчезла.
В августе 1960 г здание было включено в список памятников культуры государственного значения. А три года спустя, в августе 1963 г, оно был переведено в список объектов культурного наследия уже регионального значения.
Когда в конце 1990-х в Тотьме в массовом порядке принялись восстанавливать изуродованные советской властью храмы - до Варниц полноценно руки так и не дошли. Успели поставить леса, перекрыть кровлю, поставить утраченную северо-западную главку, вернуть форму растёсанным проёмам. На этом силы и средства закончились. В процессе восстановительных работ в марте 1998 года храм запечатлел Уильям Брумфилд:
По состоянию на ноябрь 2013 года на реставрацию Варницкой Воскресенской церкви требовалось примерно 40 млн. рублей. В ноябре 2013 г курс доллара был 33 рубля, баррель нефти стоил - 111 долларов. Исходя из этого, 40 млн руб, вполне возможно, нынче нужно помножить на два…
В наши дни за состоянием здания следят, похоже, лишь местные жители - достоверно известно, что именно они в 2013 году организовали массовый городской трудовой ”воскресник”, чтобы выгрести горы строительного и бытового мусора, скопившегося за долгие годы в помещениях нижнего храма.
Примерно в то же время инициативной группой, под руководством директора Тотемского музейного объединения Алексея Новосёлова, была предпринята попытка сбора средств для осуществления восстановительных работ на памятнике - но 40 млн для городка в 9,5 тыс жителей - сумма неподъемная, особенно сейчас…
(Продолжение следует…)