Предыстория.
Уходящей в глубокую древность, многовековой истории Богоявленского собора Авраамиева монастыря Ростова Великого и его удручающему состоянию на лето 2013 года уже была посвящена одна из моих публикаций.
Много лет пребывающий в аварийном состоянии, старинный русский собор дождался-таки реставрации. Событие, с одной стороны, отрадное, ибо лучше поздно, чем никогда. С другой стороны, достаточно одного взгляда на фасад восстановленного здания, чтобы заметить: древней кирпичной кладки, мягко говоря, поубавилось.
Фото, приведенные здесь, условно делятся на две части: до реставрации и после. Ориентация простая: в ходе реставрации со стен был снят слой белой обмазки, обнажив красный кирпич. Старинную кладку от современной отличить тоже не сложно: разница в фактуре кирпича и цветах раствора, известковый древний - белый.
Моё первое знакомство с ростовским Богоявленским собором случилось в 2011 году.
Построенный по наказу Ивана Грозного в 1553-1555 годах, угрюмый полуразрушенный храм, немым укором застывший посреди небольшого монастыря, вызывал совершенно противоположные чувства.
Как же так вышло, что в городе-музее Золотого Кольца, отечественной туристической Мекке, у всех на глазах рассыпается архитектурный памятник?
До 2015 года ситуация вызывала массу вопросов. В новостях из “Спецпроектреставрации” было замечено сообщение о начале проектных работ по тому же объекту, затем появилась шокирующая новость о неудачной попытке реставрации здания в 2015 году (руками халтурщиков приснопамятного ”Эшела”), завершившейся окончательным обрушением южной галереи собора. Вот этой:
В последующие годы сменился подрядчик, восстановительные работы были продолжены. Перед нами - их результат. (На след. фото - южная галерея, август 2018 г)
Говорят, что старинный кирпич XVI века, в ходе разборки стен сваливавшийся в кучу у обочины дороги, вывезли неизвестно куда. Жаль, меня рядом не оказалось - я бы забрала парочку себе, в свой домашний музей L.
Реставрационно-восстановительные работы завершаются в ноябре 2018 года.
В нынешнем августе я была в Авраамиевом монастыре - без его посещения не обходится ни один приезд в Ростов Великий.
К монастырю обычно иду мимо легендарной “Рольмы”, превращенной ушлыми коммерсантами в торгово-развлекательный центр.
Держу курс на белоснежный Никольский храм монастыря с его колокольней, за которыми и прячется Богоявленский собор, он прикрыт и становится заметен лишь метров за триста, выныривая из-за остатков монастырской стены.
Я его не узнала.
Он сменил масть.
И возраст. Это вообще он?
Рискну предположить, что напоследок его вдобавок торжественно заштукатурят и побелят. И от древнего Иоанновского собора останутся лишь воспоминания.
Сайт госзакупок летом 2018 порадовал полным пакетом конкурсной документации, о таком первоисточнике только мечтать, ибо сразу нашлись ответы на многие вопросы. А вообще, сей бестселлер читать - только с валидолом…Простите за личное, иначе не получается.
Сказ о реставрациях XX-XXI веков.
Богоявленский собор требовал безотлагательных ремонтных работ еще в дореволюционную пору. Известные события первой половины XX века перечеркнули все надежды на возможность их проведения. Опустевший храм ветшал и рушился, превратившись в склад, и лишь к концу 1950-х годов усилиями архитекторов-искусствоведов ему был присвоен статус памятника зодчества.
Объектом культурного наследия федерального значения Богоявленский собор стал еще в хрущевскую эпоху, в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г за № 1327.
Планомерные научные исследования на памятнике начали производить в конце 1960-х - начале 1970-х годов.
В 1972 году Ленинградским филиалом института “Гипротеатр”, авторским коллективом в составе В. С. Баниге, А. Н. Милорадовича, И. Н. Кауфман, был разработан первый на советский период проект реставрации Богоявленского собора, дополненный по ряду пунктов в 1973 году, руководствуясь которым, в 1970-80-х годах был проведен комплекс мероприятий по воссозданию некоторых утраченных элементов собора.
В частности, были восстановлены кокошники северо-западного придела...
...и проёмы звона колокольни, а также укреплены разрушенные участки кирпичной кладки...
...возвращены исторические размеры всем оконным проёмам восточного фасада, и первоначальный вид шатрового Авраамиева придела, вплоть до покрытия его глазурованной черепицей.
В начале 1990-х, после перерыва, была предпринята попытка продолжения работ, завершившаяся неудачей по причине отсутствия средств.
С 1994 на территории монастыря (в Никольском храме, не так серьезно пострадавшем в советские годы) возобновились богослужения, обитель потихоньку стала благоустраиваться - но до полного благолепия ей даже сейчас очень далеко.
С 1996 по 2003 гг ряд безотлагательных ремонтных работ, продливших жизнь собору, всё же удалось выполнить: обновили кровлю алтаря, четверика, галерей и глав, частично пролили цементом бутовый фундамент (с давно уже сгнившими от постоянной сырости грунта деревянными сваями), кое-где подновили кладку стен, установили временные металлические связи на четверике.
Четыре кирпичных внутренних столпа именно в эти годы были стянуты железными бандажами, дабы замедлить процесс дальнейшего расслоение кладки, а под своды и арки четверика подведены деревянные опорные конструкции, что в итоге спасло здание от неминуемого обрушения.
После 2003 года вплоть до 2015 никаких работ в соборе не проводилось.
Замечу, что стоял он в эти годы в буквальном смысле без окон без дверей, всем ветрам и непогодам нараспашку, на фото это хорошо видно.
Собственником объекта культурного наследия с 2004 года является “Местная религиозная организация епархиальный монастырь “Авраамиев Богоявленский женский монастырь” Ярославской епархии РПЦ.
1 июля 2015 года архитектурный ансамбль Авраамиева монастыря, объект культурного наследия федерального значения, был зарегистрирован в Едином госреестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации.
За три года до этого, 22.11.2012 г, в Департамент культуры Ярославской области поступило заявление от настоятельницы монастыря игумении Миропии (Юрченковой), на основании которого был-таки сделан первый шаг в деле устранения угрозы полного уничтожения памятника древнерусского зодчества: составлено Задание на проведение реставрационных работ, датированное 03.12.2012. Процесс пошёл.
В 2013 году были осуществлены научно-проектные работы, инженерные обследования состояния памятника, результаты которых легли в основу проекта реставрации, выполненного специалистами московского института ”Спецпроектреставрация”.
Читаем акт технического состояния здания, 2013 г:
”Своды подклета: кирпичная кладка деструктирована, обрушена центральная часть свода северо-западного придела.
Основной ярус четверика: трещины на конхах трех апсид, вертикальные трещины на малых западных барабанах, трещина на пяте восточного свода центрального нефа и выпадение кирпичей из замка свода, трещины на подпружных арках южного и северного нефов, трещины в зоне примыкания западной стены к своду, глубокая трещина в арке над входом в юго-восточный придел, обрушение центрального свода северного нефа.
В кирпичной кладке стен имеются трещины. (Ширина трещин варьируется в пределах 10-20 мм. Толщина стен 2-8 кирпичей - Прим. авт)
Повсеместно: шелушение, выветривание, выкрашивание, вымывание, разрушение раствора кирпичной кладки.
Основной причиной деформаций крестово-купольной системы храма являются неравномерные деформации грунтов основания, которые привели к значительной просадке центральных столбов и неравномерным осадкам несущих стен, которые, в свою очередь, привели к срезу опорных частей подпружных арок, парусов и цилиндрических сводов центральной части храма как в подклете, так и в основном объеме.
На отдельных участках обнаружены разрушенные фрагменты деревянного связевого каркаса.
Наружные водоотводные конструкции отсутствуют. Гидроизоляция стен не обнаружена.”
И т. д. Выводы по большинству пунктов однообразны и неутешительны: состояние либо недопустимое, либо аварийное.
Кратко и красноречиво описывает общую картину на 2013 год Акт физического износа и утрат первоначального облика памятника:
Износ и утраты: фундамента - 50 %,
массива кладки кирпичных стен - 50 %.
лицевой кладки фасадов - 70 %.
столпов основного объема - 70 %.
сводов и подпружных арок - 70 %.
настенных росписей - 70 %.
цоколя - 70 %.
внутристенных деревянных связей - 100 %.
конструкций кровли четверика и приделов - 100 %.
конструкций деревянных каркасов и кровли глав - 100 %.
заполнения оконных и дверных проёмов - 100 %.
штукатурного слоя и известковой обмазки стен, а также обстановочного комплекса интерьеров - 100 %.
полов подклета и основного этажа - 100 %.
Иными словами, пациент скорее мертв, а исторических интерьеров нам даже после завершения реставрации не увидеть.
Итоговый план работ (по состоянию на 2013 г) состоял в следующем:
В первоочередном порядке в 2014 году: усиление фундаментов и надземных конструкций памятника.
Следующий этап, 2015 год:
- реставрация кирпичной кладки фасадов и внутренних стен здания: усиление и ремонт кладки в местах ее разрушения (или разбора в процессе эксплуатации) с восстановлением заполнения пространства швов кладки и восстановлением сечения кладки с заменой поврежденных кирпичей путем вычинки.
Участки кирпичной кладки со значительными объемами вычинки наружной версты было рекомендовано усилить косвенным армированием. (результат тотальной вычинки - посвежевший западный фасад);
- ремонт стропильной конструкции кровель и глав завершений,...
...воссоздание утраченных перекрытий ярусов и лестниц, восстановление системы водостока кровли. водоотвода от здания, осуществление мероприятия по понижению уровня грунтовых вод, устройство отмостки.
2016 год: реставрация и консервация стенных росписей, устройство покрытий полов, отделочные работы стен интерьеров и фасадов, установка систем инженерного оборудования.
По интерьерам видимых результатов обнаружить не удалось, ибо попасть внутрь собора простому смертному невозможно.
Кроме всего прочего, проект предусматривал полное восстановление западного крыльца здания, утраченного в 1970-х годах.
Обращает на себя внимание стена из старого кирпича, которой заложен проём, может, оставили её в расчёте на дальнейшее возобновление крыльца - если его отстроят, то стену разберут.
Предусмотрительно добавленная приписка в конце плана мероприятий заранее предупреждает о возможности пересмотра сроков их исполнения, в зависимости от изменения в сроках и объемах финансирования работ. Что и сбылось в итоге, сместившись на два года позднее.
В первоначальной версии сводного сметного расчета стоимости реставрационно-восстановительных работ светилась сумма в 245 млн руб (в ценах 2013 года), в дальнейшем существенно подкорректированная (любопытно, за счёт чего).
Zakupki.gov.ru утверждают, что в период с 2015 по 2018 на реставрацию Богоявленского собора Авраамиева монастыря Ростова Великого из федеральной казны потрачено 67 млн руб. Вложилась ли и в какой мере РПЦ в воссоздание бесценного архитектурного памятника - мне не известно, если кто-то достоверно сможет пролить свет на этот вопрос, буду рада услышать комментарии. Малая лепта внесена и мной лично.
Загадочна роль жуликоватой конторы под названием ”Эшелъ” - которая летом 2015 года за 8 244 892, 46 руб взялась выполнить заведомо неосуществимые за два месяца работы, бесславным итогом которых стало обрушение стен южной галереи несчастного собора, вот этой:
Событие стало очередным постыдным примером бессовестного распила бюджетных денег, гендир “Эшела” заплатил штраф и больше у Авраамия не светился.
Каким образом за такую сумму и срок собирались реанимировать убитое здание - непонятно, зато очевидно, что реставрационная сфера превратилась в кормушку для проходимцев. Нет худа без добра: сия некрасивая история словно пошла на пользу процессу, ибо с тех пор ничего не рушится, деньги выделены приличные и работа явно спорится.
В 2017 году контракт на 37 млн был заключен с ООО «Зодчие Северо-Запада”.
В 2018 году работы выполняются силами ООО ”Архнаследие”, общая сумма контракта 22 млн руб.
Ждем с нетерпением.