В минувшую субботу в столице прошел
парад трамваев, уже второй в этом году. 20 апреля праздник был приурочен к 120-летию открытия трамвайного движения в Москве, а 13 июля - в День московского транспорта.
В этот раз желающим разрешили прокатиться внутри некоторых вагонов, шедших от трамвайного депо на Шаболовке к месту выставки у м.Чистые пруды (там есть трамвайный круг - удобно выставлять вагоны).
Зрителей собралось немало, но давки не было. Можно было не спеша забраться во все трамваи, посидеть в салоне, рассмотреть детали кабины вагоновожатых. А в старых вагонах разрешили понажимать на педали.
1. Конка.
7 июля 1872 года в Москве заработала конка (городская железная дорога с конной тягой) - предшественница современного трамвая.
Трамвай на конной тяге запрягался 4 лошадьми, на подъемах к ним добавлялась еще пара. Двухэтажный вагон вмещал до 38 пассажиров и двигался со скоростью пешехода - не более 8 км/час.
Интерьер вагона, который станет участником парада, полностью сохранен. Сегодня это экспонат Музея транспорта Москвы.
2. Знаменитая "Аннушка"
На стекле у каждого вагона была табличка с данными о дате и месте производства, периоде эксплуатации и технических характеристиках, очень информативно, особенно когда уже дома читаешь -))
На входе/выходе внутри вагона стояли волонтеры, в оранжевых жилетах, очень помогавшие разобраться с приборами и рычагами управления старинных трамваев. Рассказывали и показывали много интересного, за что им огромное спасибо.
3. Самый известный киношный трамвай, вагон 2170. Снимался в том числе в фильме "Место встречи изменить нельзя".
4. У некоторых трамваев стояли кондукторы, раздавали желающим билетики.
5. МТВ-82, построен в Москве в 1948 году, период эксплуатации 1947-1981.
Интересно следить за эволюцией подвижного состава, изменением технических деталей и дизайна конструкций. Поручни на дверях появились не сразу, салоны по-тихоньку становились шире, а сидушки заметно мягче.
6. РВЗ-6, вагон номер 222 выпущен в Риге в 1965 году, это 1-й бесшумный советский трамвай.
Во многих составах следили за порядком: вход только в заднюю дверь, выход в переднюю.
7. А вот и первая "Татра". Вагон 378 построен в Чехии 1960 году, годы эксплуатации Татра-2 в Москве 1959-1981.
Мне по конфигурации чешские вагоны больше всего нравятся.
8. Татра-3, 1963-1996.
9. Вся историческая часть подвижного состава коллекции трамваев была на первом полукруге трамвайного кольца. У самого метро "Чистые пруды" установили сцену (а я то думала откуда странные завывания).
Раздавали там шарики и значки.
10. На втором полукруге модели из недавнего прошлого и сервисная техника. Наконец увидела вагон с любимыми сиденьями из моего детства - красными пластиковыми, обтекаемой формы, как в кафе.
11. Татра-Т6Б5, 1983-2007
Народ тащился от автоматов с билетами (прием монеток, выдача билетов) и компостеров. Детям просто поиграть, у тех, кто постарше, - ностальгия.
12. Татра Т7Б5, 1990-2010
13. Вагон 71-135 выпущен в Питере в 2001 году в единственном экземпляре, в Москве 2002-2014.
14. "Львенок"
15. Вагон- рельсотранспортер (1970-2003).
16. Вагон-башня, номер 3075 - для ремонта сети, буксир для очистительной тележки (1946-2003).
17. Снегоочиститель ВТК-01.
Трамваи помывочные и уборщики еще больше привлекали детишек, там есть где полазить, и не запрещали трогать ничего (в старинных вагонах отгоняли от педалей и особенно "руля" тормоза).
18.
В параде приняли участие 19 ретро- и современных вагонов, у меня на фото нет "Витязя-М".
Рада, что наконец побывала на параде трамваев, удалось во всех составах побывать внутри. Надеюсь еще застать всю бесподобную коллекцию на ходу, во время движения от депо к месту парада, хочется увидеть шествие.
Очень помог
видео ролик Александра Усольцева, проект
moscow_walks, с ночной репетиции парада накануне, там подробно рассказывает об исторических деталях вагонов трамвая.
Еще посты о ретро:
Раритетные авто в Музее транспорта «Старая квартира»: московские интерьеры прошлого века Оттепель в Москве Музей Ар Деко в Москве - золотые 20-е Музей советских игровых автоматов Парад ретро автомобилей в Сокольниках Музей Детства на Лубянке