Зачем это все?

Aug 02, 2014 18:25

Меня, как и очень многих, кто занимался и занимается РР очень волнует вопрос о том, а, собственно, зачем же это все?

Наверное, многие меня закидают тапками и не согласятся  с рядом вещей, но все же я решила написать то, о чем думаю уже много месяцев.

[И вот какие мысли:]
Думаю, несмотря на заверения "старых адептов" различных методик в том, что нет задачи вырастить гения, все же обычно РР начинается именно с этой мысли. Не могу себе представить родителей, которые побегут покупать многотысячные наборы от "Умницы", думая: "Вырастим обычного рядового инженера, а "Чтение с пеленок" это просто,  чтобы не скучно было. Потратим три-четыре тысячи на картонки, но результата ждать не будем, зачем он нам?!". Нееее, друзья, все мы (адепты РР) в той или иной степени, начиная, думали о том, чтобы вырастить некую нестандартную личность, превосходящую по своим интеллектуальным и моральным качествам личности уже имеющиеся, и все мы так или иначе искали тот самый универсальный способ сделать ребенка гением, ну, или хотя бы одаренным.

Ну, а потом выясняется, что все не так просто, и ребенок либо не смотрит карточки вообще, либо смотрит, но не выдает результатов, а то еще и отстает от сверстников по каким-то показателям, либо не хочет складывать квадраты и играть в мандалы, либо вообще ничего не хочет, а интересны ему машины, проезжающие мимо коляски и кулаки во рту.

За три года я, как и многие, наверное, прошерстила весь интернет в поисках имен нобелевских лауреатов, воспитанных по Доману, в поисках информации о детях Никитиных, Тюленева, Лены Даниловой и других разработчиков РР. Естественно, мне было интересно узнать, что сейчас делают сестры Князевы  - девочки-вундеркинды, и другие ранние студенты ВУЗов. И что же я нашла? Да НИЧЕГО. Ровным счетом НИЧЕГО. Везде муссируются истории Ники Турбиной, Сережи Парамонова и Нади Рушевой, и ничего нет про тех же сестер Князевых. Но это ведь тоже неплохо - ведь, получается, что с ними все нормально: они не сошли с ума, вопреки заветам скептиков, не спились и не скололись, не выпрыгнули из окна. Они просто живут, нормальной человеческой жизнью, преподают где-то в Америке (единственная информация, которую удалось найти), и за счет своей нормальности просто неинтересны СМИ. Да, они не перевернули мир, не сделали великих открытий, не получили нобелевскую премию (пока, по крайней  мере), но все же добились не так уж и мало, по обычным меркам - стали самыми молодыми профессорами за всю историю человечества.

Но все же, все же... Все это как-то не то ...

Ведь Князевы, судя по всему, были классическими вундеркиндами и там, кстати, не было РР, их обучение началось после трех лет. А вот по детям методистов - статистика грустновая, из того, что удалось таки найти. Дети Никитиных - ну, совсем уж обычные, и действительно жаль усилий, которые были потрачены и плюс - вся эта шумиха вокруг них сделала в свое время их детство довольно тяжелым. Дочка Тюленева, которая в 2 года печатала рассказы на машинке, разносит его продукцию в качестве курьера.... И все, и больше никаких сведений ни о ком. А где эти тысячи детей, выращенных по Доману-Маниченко, где выпускники Института Домана, где дети Лены Даниловой? Где все те тысячи детей, научившихся читать и считать в два года и показывающих невероятные успехи в освоении академических знаний?

Правда. справедливости ради, надо заметить, что статьи, похожие на э​ту  тоже встречаются нечасто. Ну, части мам просто стыдно, это понятно, но кроме родителей полно желающих осветить "негативную" сторону того или иного явления, а в случае с РР - подобного рода статей не так уж и много, я бы даже сказала - совсем нет, мне встретилась пара штучек, но в основном с абстрактными рассуждениями, а не с реальными фактами. Через это получается, что негативной стороны у РР - тоже нет. Получается, что оно само по себе - по сути просто бесполезно, никаких "заделов на будущее" не дает. А дает, по большому счету одно - ребенок с РР гораздо больше времени проводит в компании родителей, чем ребенок без РР, что само по себе не так уж и плохо. Плохо то, что многие родители, стремясь исполнить заветы Ибуки и иже с ними, и не упустить время, фактически насилуют ребенка, принуждая смотреть карточки, которые ему интереснее пожевать, слушать музыку, которая его раздражает, и нервничают, если отстают от графика развития, зарабатывая себе комплексы и неврозы. Ну, а потом, спустя время переживают, что ребенок не стал-таки гением, приписывая эту неудачу опять же себе - значит, мало занимались, мало заставляли, не так делали....

И вот что я поняла для себя. Все, что я когда-либо делала и делаю в жизни, обычно в той или иной степени зиждется на одном - на интересе. Лично мне все это делать было и есть просто  интересно. Скажи мне, что ребенок будет гением, но при этом у меня самой не будет восторга от процесса - и я не стану ничего делать, или стану в столь малой степени, что это ничего не даст. Да, изначально, я  ждала каких-то конкретных результатов, и даже сейчас их подсознательно жду - но и это больше из интереса, чем из реальных предпосылок чего-то великого. Ну, вот правда! Я никогда в жизни до этого не видела, как ребенок в 1 годик показывает буквы - в живую, рядом. А благодаря РР - увидела))) Правда, кроме самих букв, ничего для этого по сути не сделала, и подозреваю, что если бы у ребенка не возникло желание их понять и запомнить, то я могла бы долго мучить и его и себя, но ничего не добиться в этом направлении. Слава богу, что я никогда не упиралась в расписание и цели, никогда не проводила тематических неделек и интегрированных занятий, и через это - не находила повода злиться на ребенка и на себя за то, что ничего не получается так, как планировалось. У кого получалось - отлично, но это был не наш путь, и хорошо, что мне хватило ума это все осознать.

Более того, со временем действительно приходит осознание того, что раннее чтение, счет, письмо и все прочее- это вовсе не показатель развития. Знание наизусть кучу сведений из жизни животных и флагов всех стран - не показатель ума и даже памяти. Более того, когда начинаешь углубляться в развитие, как таковое, приходит понимание, что столько всего нужно успеть ребенку сделать, столько всего понять, что просто жалко тратить время на то, что ему никогда в жизни не пригодится. Ну, вот скажите мне, где и при каких обстоятельствах обычной жизни может пригодиться знание всех флагов мира? В этом ракурсе знание всех знаков дорожного движения - гораздо практичнее, а польза для развития памяти та же самая. Или к примеру, что даст человеку, если он не орнитолог, знание, к какому классу относится сойка? А если орнитолог - то он выучит это в процессе обучения профессии и работы, и вовсе не обязательно это изучать в 2 года. В этом ракурсе, опять же, полезнее знать, что птицы могут быть переносчиками заболеваний и лучше не гонять стаю голубей, чтобы не получить от них крылом по лицу и подцепить через это какой-нибудь орнитоз. Тоже ведь знание, но для жизни гораздо более полезное, чем местожительство какого-нибудь эму. Нет?

Говорила и говорю, что я не против энциклопедических знаний, и даже очень это приветствую, но с одной оговоркой - это все должно быть интересно самому ребенку. И это должно быть не просто согласие ребенка на то, что дала мама, а он должен этим гореть, желать, спрашивать, стремиться это узнать сам! У нас таких интересов к разным фактам не наблюдается и не наблюдалось, зато было неукротимое стремление решать головоломки и собирать конструкторы - чем мы успешно и занимаемся.

Более того, со временем я пришла к мысли, что на самом деле ребенку нужно получать не конкретные знания, а некие общие навыки, что является гораздо более полезным с любой точки зрения. К примеру, что даст изучение динозавров? Кроме развития памяти и усидчивости - по сути ничего. Ну, еще это интересно, но и все, в общем-то. Более того, подозреваю,что изучать динозавров ребенок с плохой памятью и не станет, потому что у них сложные названия, и если голова к этому не приспособлена, то и интереса не будет. Получается, что у плохую память динозавры не улучшат, а хорошей - оно не сильно-то и надо. Но зато знание динозавров можно "измерить" - их либо знаешь, либо нет. Так же можно измерить умение читать, считать, писать. А как измерить игру в конструкторы? Где тот результат в собирании конструкторов, про который можно сказать, что это - ребенок делать умеет? Ведь если он собрал из конструктора что-то конкретное - это еще не значит, что он сможет собрать из него же что-то более сложное, не так ли? Но что дает собирание тех же конструкторов - развитие моторики, воображения, пространственного мышления, логики, памяти (ведь надо запомнить, что и как собирать, чтобы получилась нужная вещь), усидчивости,  математических способностей (моя знакомая-математик, узнав, что мы увлечены конструкторами, сказала, что это одно из самых лучших занятий для развития математического мышления, а счет - дело десятое. Во как!).  Это довольно большой набор навыков, но все они при этом не поддаются измерению и про них не напишешь замечательный пост в ЖЖ))) Но в отличие от названий динозавров или флагов, эти навыки останутся с ребенком навсегда.

Ну, а что касается результатов....

Я их не жду больше. Я не ставлю никаких целей, не рисую в воображении результатов, не злюсь, если выходит не так, как я хотела - и скорее всего именно поэтому результаты меня поражают. Что вырастет из Сани - я пока не знаю, и даже не пытаюсь представить. Он - самостоятельная личность, и что он выберет в результате, как дело жизни - я не хочу решать даже в воображении.

Так зачем же все это?
Для меня - просто ради интереса. Ради удовольствия. Я считаю, что наивысшим удовольствием в жизни может быть создание чего-то такого, чего никто до тебя не создавал, или осознание чего-то нового для себя. На самом деле, я думаю, что Эйнштейн, когда создавал свою теорию - меньше всего думал о славе, скорее всего - он наслаждался этим путем, этой работой мысли, этим процессом осознания. Когда Моцарт писал музыку, а Да Винчи изобретал, скорее всего оба стремились к наивысшему наслаждению творца, с которым не может сравниться ничто в жизни. Кто испытал хотя бы чуть-чуть подобное состояние в жизни - поймет о чем я говорю. И именно для этого я делаю то, что я делаю. Я хочу дать ребенку возможность испытать это чувство творца, пройти, хотя бы с какой-то степени путь осознания грандиозности мироздания и карточки для этого, увы, не подойдут. Как и не подойдут никакие методы, кроме одного - познакомить ребенка с широтой этого мира, и дать ему проникнуть в его глубину. И постановка целей и ожидание результатов в данном случае - дело зряшное и даже опасное, потому что уводит с этого грандиозного пути.

Мысли

Previous post Next post
Up