Методичко

Mar 31, 2012 15:58

В жизни каждого профессионального (выступающего за деньги) автора-исполнителя наступает момент, когда он беспощадно рвет должен всерьез стать сам себе продюсером и позаботиться о том, чтобы выпустить приличный аудиоальбом.
Приличный - значит отвечающий стандартам звукозаписи, которые по сегодняшним нормам восприятия довольно высоки. Если предполагается художественная концепция «гитара-голос», то производство фонограммы может быть вполне бюджетным, но если речь идет об аранжировках и привлечении сессионных музыкантов, то возникает ситуация, когда необходимо искать средства на воплощение своей затеи. То есть - обращаться за спонсорской помощью.

В наших бедных головах бытует довольно много мракобесия по поводу взаимоотношений артиста и спонсора. У меня есть некоторый опыт этих взаимоотношений, в том числе в части осуществления довольно сложных проектов. Я готова им поделиться.
Рассказы про то, что спонсоры часто требуют каких-то унизительных услуг от спонсируемых артистов - это по большей части, конечно, преувеличение. Разумеется, у каждого свой опыт. В конце концов, какой артист - такой и спонсор. Бардовской песне обычно стремятся помогать люди интеллигентные, и никаких неприятностей общение с ними не сулит. Конечно, всякий человек, хряпнув водочки на корпоративе, может вдруг измениться до неузнаваемости, но корпоративы - это отдельная тема, сейчас не об этом.

Отношения со спонсором имеет смысл строить на основе строгой отчетности и абсолютной прозрачности. И не важно, организация это или хорошо вам знакомый человек. И не важно, требует он этой отчетности или нет, вы должны быть готовы в любой момент ее предоставить.
Прежде всего, необходимо составить краткое описание проекта и очень подробную смету, в которой по возможности прописать все предполагаемые расходы.
Если в проекте предполагается несколько спонсоров, нужно определиться, на какой именно этап работ вы просите у каждого конкретного спонсора деньги, и составить отдельную смету на этот конкретный этап. Если у вас возникает соблазн попросить у двух или нескольких спонсоров на одно и то же - воздержитесь. Просто не делайте этого никогда, и будет вам счастье.

Смета может быть составлена в произвольной форме, но она не может выглядеть, например, так:
1. Запись альбома «Любовь и кровь» - 3000$
Понимаете, сразу возникает вопрос - а почему не 2950$?
То есть: отдельной строкой - студийное время, отдельной - гонорары музыкантам, и так далее.
Кстати, круглые цифры на практике получаются довольно редко, уверяю вас.

В описании проекта должно быть указано, что вы хотите сделать (какие произведения) и какими художественными средствами (симфонический оркестр, комбо-сотстав, цимбалы и бубен). Желательно, чтобы вы сами были уверены, что ваша затея имеет художественную ценность и воплотить ее - необходимо. То есть, если вы не уверены - тогда вам просто пока не надо ничего записывать. А если уверены - тогда есть вероятность, что вам удастся заразить этой уверенностью и спонсора. Описание может быть и устным, но обязательно внятным.

Что касается расходов. В экономике культуры фандрайзинг понимается шире, чем привлечение средств из внешних источников. Рациональное использование ресурсов - это тоже фандрайзинг. Поэтому рассмотрите все имеющиеся возможности, сто раз подумайте и взвесьте: нужна ли вам студия за 3000р. в час, или можно обойтись за 300? Может быть, имеет смысл только вокал писать в студии подороже, потому что только в ней имеется какой-то особый улучшайзер, который сделает ваш голос божественно прекрасным, а гитары можно прописать в студии подешевле и так далее. Может быть, не приглашать пианиста за 10 тыс. трек, а работать с тем, кто ломит меньше, а играет в рамках поставленной задачи не хуже? Экономить на сведении, конечно, не следует - но и тут варианты, устраивающие вас и по цене, и по качеству непременно найдутся.

Соотношение цена-качество в сфере звукозаписи работает так же, как и в любой другой сфере. Постарайтесь реально оценить насколько затраты соответствуют желаемому результату. Результат зависит, прежде всего, от качества материала и мастерства исполнителя. Так может быть, не надо тратить на запись диска миллион тысяч рублей, чтобы на выходе получить просто хороший (или даже отличный) в смысле аранжировок и звука альбом? Тем более что хороший и даже отличный в этом смысле альбом можно сделать в разы дешевле, а продаваться он будет ровно так же и ровно за те же деньги. В общем, хорошо подумайте и все посчитайте, чтобы потом не испытывать жестокого разочарования от того, что вложено много, а выхлоп нулевой.
Однако вернемся к спонсорам.

В процессе записи нужно стараться собирать все возможные финансовые документы (в нашем случае это могут быть расписки о получении гонорара музыкантами, или об оплате студии). Мой опыт подсказывает, что спонсоры, как правило, не требуют отчета о затратах, но то, что ты в любой момент можешь о них отчитаться - сильно добавляет уверенности в своей правоте. Это поможет и в планировании дальнейших работ. Всегда полезно освежить в памяти прошлый опыт, прежде чем взяться за новое дело. Все расходы зафиксировать документально не удастся, но основные - не поленитесь. Просто заведите такую тетрадку, в которой будут расписываться за полученные деньги приглашенные музыканты, аранжировщики, звукорежиссеры, дизайнеры - это не сложно. Потом в случае необходимости, вы эту тетрадочку достаете и смотрите: ага, на эту песню ушло столько-то студийных часов и столько-то денег гонораров. Пригодится.

Дальше - выполнение обязательств перед спонсором. О них, конечно, следует договариваться на берегу и выполнять с благодарностью, достоинством и четкостью. Логотип на обложке, бесплатное выступление, упоминание в мемуарах - все, о чем вы договорились со спонсором, должно быть выполнено неукоснительно. Не кусай руку дающего.
Поэтому в тот момент, когда спонсор согласился дать вам денег, оговорите с ним без всякого стеснения, что он за это хочет? Если он скажет, что кроме всего прочего, хочет, чтобы вы включили в альбом его любимую песню «Оренбургский пуховый платок» - вежливо откажитесь. Объясните, что данное произведение не вписывается в концепцию альбома и нарушит его художественную целостность. Скорей всего, он все равно даст денег. Потому что у него в любом случае только один мотив их дать: ему нравится ваше творчество и ваш проект, и он хочет быть к этому причастным. А вот если он дает деньги только при условии включения в диск песни про платок - откажитесь от сотрудничества с таким спонсором. Найдите деньги в другом месте. Нужно стараться избегать влияния спонсора на контент.

Спонсор должен поверить в то, что вы затеяли доброе, хорошее, высокохудожественное дело, что вы очень хотите, а главное - можете его сделать. Вот описание концепции, вот смета, вот мое честное слово. Вот как-то так.

Если у вас возникли по ходу чтения какие-то вопросы - пишите в комменты. Постараюсь ответить.

АП-ликбез

Previous post Next post
Up