Начало:
Марбург Бориса Пастернака Поиски утраченного Дом Пастернака Франкфуртская улица, плавно переходящая в улицу Am Grün показалась мне самой короткой дорогой в университет от дома Пастернака.
И действительно, вскоре Am Grün уперлась в здание университета.
Но Пастернак ходил в университет по Гессенской дороге (сейчас это ул. Гиссельберг плавно переходящая в Лебединую аллею). Она приводила студента к воротам Босомыг (Barfusserthor). От них всего удобнее идти в Университет по одноименной улице, но Пастернак выбирал более живописный верхний уровень - улицу Босомыг.
"Эта улица начинается от ворот, носящих название Barfusserthor; вероятно, было и здесь то же самое, что и на какой-то картине, которую я когда-то видел. Несколько десятков бунтовщиков должны были с веревками на шее, босыми войти в город и протоптать всю эту Barfusserthorstrasse по снегу. Это был зимой, было верно темно, и дома скучивались еще непрогляднее, еще круче висели над головой, и только фонари, редкие и большие фонари над цирюльнями и гостиницами разрывали, вероятно, эти черные цепи сумерек и давали падать их концам. Это были те самые дома, которые я завтра увижу по пути в университет".
Разговор о самой улице у нас еще впереди. И может быть, к тому времени кто-нибудь подскажет мне, о какой картине вспоминает Пастернак? На чьей картине он мог видеть монахов-францисканцев с веревками на шее? Монахов-аскетов, именуемых кордельерами во Франции (corde - веревка, бечевка, канат, шнур) и босомыгами (босяками, босоногими) в Германии, оттого, что опоясывали свои одежды веревками и ходили босиком.
"...Эта дорога приводит к улице, ведущей в университет, нет, надо сказать иначе: к улице, которая в конце, совсем в конце, после площади и колодцев и еврейского закоулка, - становится университетом, аудиторией, прямо переходит в аудиторию".
После ратушной площади...
После разнообразных источников воды...
После еврейского переулка, который когда-то выглядел вот так
А теперь скрывается возле того симпатичного здания
И выглядит несколько иначе
Мы дошли и до университета
Вход в который нам никто не преградил
"Я учусь в старом Марбурге, в аудиториях с цветными окнами, сижу на скамьях, выбитых в стенах коридора, наваливаюсь всем телом на громадную, обитую железом дверь, которая не стала подвижнее оттого, что ее 300 лет отпирают, любуюсь скворцом, свившем гнездо в актовом зале с органом, где - рыцари в окнах, похожих на медовые соты, и высокие дубовые стулья".
Вот только гнезда скворца я не обнаружила, да рыцарей в окнах (скорее всего плохо искала), а все остальное на месте...
Ноги сами собой привели меня к актовому залу - Aula, в котором обычно, в начале каждого семестра, проходили торжества посвященья в студенты марбургского университета.
"Такое странное ощущение вызывает эта тысяча дубовых спинок с тысячей голов в восковом, землистом полумраке зала, - который создают сетчатые серо-зеленые окна из слюды, похожие на чешуйчатые крылья мух!!"
"После многих имен я услышал свое, подошел к ректору, пожал ему руку, и мне вручили "иммитрикуляцию" и лист, что я: "durch Handschlag feierlich gelobt habe" и т. д. Т. е. я теперь действительный студент Марбургского университета в такой же мере, как и Московского".
За неимением кадров "торжественного посвящения рукопожатием", предлагаю вам фотографию работы неизвестного мне А. Царенко, у которого перед носом, в отличие от меня не закрыли дверь в актовый зал.
Марбургский университет, основан в 1527 году гессенским ландграфом Филиппом на территории бывшего доминиканского монастыря. Это самый старый в мире протестантский университет.
Университетская церковь до сих пор находится в бывшей церкви доминиканцев. На фото - это правое крыло здания.
На здании университета много памятных досок. Одна из них посвящена немецкому философу, главе марбургской школы неокантианства Герману Когену.
Впрочем, о Когене мы с вами поговорим в продолжении, которое следует.
Выделенные цветом строки цитируются по письму Пастернака младшей сестре Жозефине 17 мая 1912 г.
Последняя фотография взята из альбома
_m_u_