Введенское кладбище, или московский Пер-Лашез

Nov 02, 2015 21:09

Помню, как впервые оказавшись в Москве и отправившись на обязательную тогда для новичка автобусную экскурсию по столице, была удивлена и даже по-провинциальному шокирована тем, что обязательный объект экскурсии - кладбище. Ведь как ни называй, подбирая слова понейтральнее - некрополь, место вечного упокоения, музей надгробной скульптуры, как ни философствуй о том, что все там будем, что такое кладбище - серьезнейший культурный объект, суть одна: ты глазеешь и порой даже восхищаешься местом, которое для огромного количества людей - точка беды и прощания с родными, близкими и любимыми. Вот и вчера, будучи едва ли не на самой интересной в своей жизни экскурсии, я мысленно не раз просила прощения у всех встреченных там обычных людей, для кого наша группа была праздными гуляками…


Как ни странно для меня, а фотографий из такого роскошного для фотографирования места будет не так, чтобы очень много. (Вообще-то там это дело вообще разрешено только по «благословению» ГУП «Ритуал», но пусть бы попробовал меня кто остановить!)






Почему тогла не много фото? Да потому, что я слушала и слушала, и слушала… Многие считают, что платить за такое не стоит, что можно подготовиться самостоятельно, почитать все в интернете и прийти вполне подготовленному теоретически. Можно, конечно. Но в данном случае точно не нужно, потому что экскурсию проводил «публицист, краевед и потомственный москвич Андрей Леднёв», человек с такими знаниями «вширь и вглубь», с таким собственным интересом к предмету, что даже я больше слушала, чем бегала за красивыми ракурсами, лишь иногда пытаясь совместить то и другое.


Погулять самостоятельно после экскурсии? (Вообще-то там фотографирование вообще разрешено только по «благословению» ГУП «Ритуал», но пусть бы попробовал меня кто остановить!) Так и хотела, вот только вместо запланированных двух с половиной часов мы гуляли почти четыре, заканчивая экскурсию почти бегом и при полной вечерне-осенней темноте. Да-да, ночью и на кладбище…
Собственно, потому и фото, с которого положено бы начать рассказ, вот такое, ночное, уже на выходе)


Но внутри кое-что все же успела…
Немецкое, Иноверческое, ныне Введенское… XVIII век. Интернеты вам скажут, что в XIX веке сюда перенесены останки генералов Ф. Лефорта и П. Гордона. Соврут. Есть здесь Лефорт, нет здесь Лефорта, никто не знает. Его действительно затеялись перезахоронить, приступили к делу, но… по некоторым данным, так и не донесли, застряв где-то перед речкой Синичкой. А вот Патрик Гордон, «вершитель истории закатной "Московии", боевой генерал и адмирал, великий фортификатор, негоциант, дипломат, наставник Петра Великого в ратном деле» (и не только в ратном), есть.





Синичка, кстати, и сейчас течет у подножия Введенского холма, только, как и другие речки-москвички, замурована в бетон.

Кое-что, всего лишь кое-что… В памяти краткие вспышки фамилий, историй и лиц. И музыка. Да-да, звучала музыка. «Лакримоза» в исполнении Марии Вениаминовны Юдиной, например. У меня никак не выходит вставить аудиофайл, но ведь и отсюда можно только слушать.

image Click to view


Русская пианистка, лишь один эпизод из жизни которой говорит больше, чем толстые монографии:
"Однажды в Радиокомитете раздался телефонный звонок, повергший в состояние ступора всех тамошних начальников. Звонил Сталин. Он сказал, что накануне слушал по радио фортепьянный концерт Моцарта в исполнении Юдиной. Спросил: существует ли пластинка с записью концерта? "Конечно, есть, Иосиф Виссарионович", - ответили ему. "Хорошо, - сказал Сталин. - Пришлите завтра эту пластинку ко мне на дачу".

Едва была повешена трубка, руководители Радиокомитета впали в дикую панику. Дело в том, что на самом-то деле никакой пластинки не было, а концерт передавали из студии. "Но Сталину, - рассказывает Шостакович, - смертельно боялись сказать "нет". Никто не знал, какие будут последствия. Жизнь человеческая ничего не стоила. Можно было только поддакивать".

Срочно вызвали Юдину, собрали оркестр и ночью устроили запись. Все тряслись от страха. И только Юдина была спокойна. Дирижер от страха ничего не соображал, пришлось его отправить домой. Вызвали другого - та же история: он дрожал сам и сбивал оркестр. Только третий дирижер смог довести запись до конца. Это был уникальный случай в истории звукозаписи - смена трех дирижеров. К утру запись была готова. На другой день в сверхсрочном порядке была изготовлена пластинка в одном экземпляре, который и был отправлен Сталину.

Но история на этом не закончилась. Через некоторое время Юдина получила конверт, в который было вложено 20 тысяч рублей - огромные по тем временам деньги. Ей сообщили, что это сделано по личному указанию товарища Сталина. И тогда она написала Сталину такое письмо: "Благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за Вашу помощь. Я буду молиться за Вас денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. Господь милостив, он простит. А деньги я отдам на ремонт церкви, в которую хожу". (С.Волков).

И личная судьба: ее жених, альпинист, перед свадьбой погиб в горах.


И все же взгляд ловит и ловит прекрасное, отметая от разума трагическое…




















Что-то пока в состоянии не лучшем, хотя именно такое состояние отчетливее всего говорит о глубине времени, текущем в этом месте. Но и реставрированных надгробий немало. Проведенных удачно, как здесь, на памятнике XIX века…


…или здесь, на могилах Георга Лиона и Александры Ивановны Рожновой, где мемориал украшен цветной мозаикой по мотивам картины Арнольда Бёклина "Остров мертвых"…


…и неудачно, как с случилось с неканоническим изображением Христа на барельефе, созданном Анной Голубкиной.


Вы же понимаете, экскурсия! С человеком, переполненным знанием! В каждой точке - рассказ, рассказ, рассказ… Я буду неделю писать, если попытаюсь передать все услышанное. Так что прямо тут, среди поста, просто рекомендую сходить любому, кому интересно: ник Андрея в Фейсбуке - Яузская Москва, группы он водит на Введенское не редко. Ну, а я еще немножко переберу фотографии и то, что услышала.

К слову, после экскурсии чаша весов добра и зла в отношении Юрия Михалыча качнулась у меня в душе в сторону добра. Оказывается, процесс планомерного уничтожения старинных кладбищ, начавшийся со стирания следов «отеческих могил» еще большевиками и продолжавшийся беспамятными «строителями коммунизма», был остановлен именно им. А ведь могли лишиться и Ваганьковского…
А именно это кладбище, Введенское, спас могущий разразиться международный скандал: слишком много здесь имен и фамилий таких, после уничтожения памяти которых стране можно было уже и не отмыться.
Утрачено многое, к сожалению. Не прошла даром идеология, в которой «все вокруг советское, все вокруг мое» - воровали с могил нещадно. Не прошли даром 90-е, когда украли практически всю бронзу. Теперь можно только услышать, что и здесь вот, в основании памятника Карла Юльевича Давыдова, была когда-то бронзовая виолончель.


Но и здешняя история - история не только потерь, что-то обрело «вторую жизнь». Ее я, пожалуй, попробую передать полностью.
Мавзолей семьи Эрлангеров, построенный по проекту Федора Шехтеля, на одной из внутренних стен которого мозаика «Христос-Сеятель» работы Петрова-Водкина (что само по себе уже звучит удивительно). В ряду прочих памятников не самый, может быть, роскошный, но с самой удивительной современной историей.


«Как-то Бог сделал, что я заболела. И я лежала в постели 10 лет, выходила из дома только в церковь. И я молилась тогда: «Господи! Не дай мне погибнуть, а пошли на добрые дела в городок, это я кладбище называла городком... Пойдем, детынька, я тебе покажу, что там есть», - это из документального фильма «Прощеное воскресенье», героиня которого - Тамара Павловна Кронкоянс, без которой мавзолей, скорее всего, пришел бы в такое же запустение, как и другие, и не увидел бы никто ту мозаику Петрова-Водкина, и не было бы на Введенском клабище часовни старца Зосимы, последнего духовника Троице - Сергиевой Лавры перед её закрытием после революции. Приговоренная к смерти врачами, она пришла сюда и стала жить в железном вагончике возле этого мавзолея, руками разгребать в нем разруху, расчищать мозаику. И так 12 лет! Собирала подаяние, на него и жила, и содержала дорогие для нее могилы, и сооружала часовню старца Зосимы (ее грабили бомжи, а она восстанавливала вновь), и сделала часовню из самого этого мавзолея. И выглядело бы все это чистой православной сказкой, если бы не реальность, в которой Тамара Павловна - человек вовсе не елейно-добренький, а, скорее, тот самый московский блаженный, юродивый - одновременно святой и невыносимый. Бывала груба с посетителями, кого-то пускала в часовню, кого-то нет по одной ей ведомым причинам, пошли конфликты с кладбищенскими работниками, церковниками, и 12 лет жизни здесь закончились вызовом милиции и выдворением с кладбища. Часовню-мавзолей, созданную ее руками, разумеется, приписали к церкви, часовня же старца Зосимы, насколько я поняла, живет «своей жизнью».





Вы думаете, это конец истории? Кто-то из наших спросил, мол, а где «блаженная Тамара» похоронена, опередив и мой такой же вопрос. Ведь трудно представить, что могло быть какое-то иное продолжение. Но оно есть: Тамара Павловна жива, и после ухода ее с Введенского кладбища произошло с ней еще одно невероятное для обывателя событие. Ее духовник отец Георгий из Почаевской лавры ей сказал, что она должна попросить у всех прощения и уйти с кладбища навсегда, что она и сделала прямо в храме в Прощеное воскресенье. Говорят, видят ее нередко у одного из храмов на Солянке…

Нет, после такой истории, после того, как посмотрела этот фильм, надо сделать паузу. Но продолжение следует…

кулюторная жЫзнь, где меня носило

Previous post Next post
Up