Объять необъятное, запихать 700-летнюю историю в один, пусть и не очень короткий пост, показать парадное лицо и все закоулки, поделиться восторгом, стыдом и болью, рассказать о предстоящем событии, к которому сама отношусь неоднозначно, вновь признаться в любви к Москве… это же сверхзадача, ой! Придется по поговорке «глаза боятся - руки делают». Да и не буду я выстраивать классический рассказ, может, без плана оно и живее получится…
О чем речь? Об экскурсии в Высоко-Петровский монастырь. И вот здесь как раз про стыд: как можно было, любя и ценя Москву за уникальные старинные уголки, ходить мимо него столько раз, видеть грандиозность того, что за стеной, и не проявлять должного любопытства?! Как можно было знать о нем лишь то, что с ним воюет Литературный музей за здание Нарышкинских палат? Да еще и соглашаться в душе, что, мол, а нечего тут, мало все церковникам, еще и такую красоту им отдай! Стыжусь вот теперь, да. Все-таки до вынесения суждений и оценок надо смотреть на картину целиком. Примерно так:
Может быть, снаружи и кажется, что монастырь и палаты - не единое целое, а изнутри… ну, что отсюда можно вынуть без ущерба для ансамбля? Давайте для начала побродим и просто посмотрим, безо всякой информации.
Думаю, глядя на состояние монастыря, нельзя не задаваться болезненным вопросом: почему? почему он в таком состоянии, будто его все 700 лет существования обходили стороной ремонты и реставрации? Можно вообще попенять РПЦ, требующей себе Исаакиевский собор и не вкладывающейся в это московское сокровище. Во всяком случае, я сама, гуляя по территории до экскурсии, все эти мысли в голове у себя перебирала. Как оказалось, ответ есть и он заключается в необходимости столь масштабных работ, что возвращение к жизни ВДНХ, Северного речного вокзала или даже сооружение нового парка в Зарядье может показаться милыми цветочками на фоне этой «ягодки».
А дело вот в чем. Даже на первом фото вам, наверное, видно, что с уровнем земли в монастыре что-то явно не так: все постройки выглядят заглубленными, а фундаменты их много ниже асфальта. Так вот зрение вас и обманывает, и не обманывает, так как на самом деле все еще много хуже - здесь 4 метра (!) лишней земли. Точнее, не просто земли, а земли и строительного мусора, свезенных сюда во время строительства станций метро Чеховская, Пушкинская и Тверская. Мало того, нарушенная из-за этого гидроизоляция строений подтачивает их сыростью и плесенью, крошится на глазах кирпич, ссыпаются фрески. Не беда, и не такое реставрировали? Да, тоже так думаю, вот только здесь, в этом четырехметровом слове проходит масса подземных коммуникаций, вот, наглядное свидетельство: это «зелененькое» - напрямую из метро. Такие дела… нескорые и трудные.
И все-таки главное чувство, которое рождается внутри монастырских этих стен - преклонение перед историей. Это же просто не объять разумом - место, связанное с такими именами и событиями! Святитель Петр, основатель монастыря и первый митрополит всея Руси, перенесший митрополичью кафедру из Киева в Москву, тот самый, что пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей Руси, князья Иван Калита и Дмитрий Донской, великий князь Василий III, поставивший здесь первый каменный храм, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, который получил имя в честь святителя Петра и при котором монастырь обрел сегодняшние узнаваемые черты, война 1812 года и годы советской власти, для монастыря одинаково разрушительные по силе - все осталось в памяти этих стен.
Я постараюсь не растекаться словами и описаниями, все-таки живем в век интернета, и каждый может, заинтересовавшись, найти всю информацию сам, я лишь немного сориентирую тех, кто захочет пойти туда сам, без экскурсии.
Храм святителя Петра, 1514 год
Как уже сказала, первый каменный храм, необычный, в сечении - восьмилепестковый, из восьми полукружий, как крест в кресте - символ Вифлеемской звезды. Красный цвет наружных стен символизирует царское достоинство собора как места богомолья государей.
Храм неотапливаемый, богослужения совершаются только летом, в нем нет даже электричества, чтобы освещался он так же, как в XVI веке, лампадами и свечами.
Чудом верующие считают произошедшее 7 июля 2006 года: в день празднования Рождества Иоанна Крестителя в купол собора ударила молния, прошла через бороду на купольном лике Христа Спасителя и через паникадило вошла в нимб Пророка Иоанна Предтечи на иконе. В храме шла служба, но никто не пострадал, даже священник, находившийся практически под этой иконой. Следы видны до сих пор, и на куполе, и на иконе.
Храм Боголюбской Иконы Божьей Матери
Построен по указу царя Петра I над могилами дядьёв Ивана и Афанасия Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта 1682 года. Позже храм стал местом упокоения более двадцати представителей рода Нарышкиных, в том числе деда и бабки царя Петра I.
Еще в советское время храм начали реставрировать, открыли часть изумительно живых и красивых фресок, но на этом все и закончилось, лишь не так давно все это вновь стало объектом изучения и восстановления.
Само помещение храма пока для посещений закрыто, там идет оценка будущего объема работ и подготовка к реставрации.
Большое спасибо сообществу
mosblog, огромное спасибо лично Юлии
rijaya_koshka и не меньшее - послушнику монастыря Богдану за организацию экскурсии. Первое пока спасибо, второе не за горами:)
В один пост так и не получилось) Продолжение следует…