В начале было Слово

Jan 26, 2019 19:13

С Пророком не забалуешь, сказал "Харам!" (табу), значит, харам: "Человек не может сотворить ничего подобного из того, что создал Всевышний, даже муху". У меня блог не про религию - про красоту, а потому не будем вдаваться в нюансы современных трактовок Корана и задаваться вопросом "а как же тогда в ортодоксальной Саудовской Аравии снимают сериалы про пророков?" Просто примем как факт, что во времена давние, когда молодой ислам шел на смену язычеству, опасения о поклонении нарисованным и изваянным образам было небеспочвенным. Но человек от Сотворения мира жаждал красоты, хотел любоваться ею или создавать своими руками, а потому, прижатый к стенке строжайшим на то запретом, создал ЕЁ - Каллиграфию. Во всяком случае, в мусульманском мире произошло именно так. Сегодня можно относиться к этому с уважительным пониманием, можно - "толерантно"-снисходительно, бывает и вариант насмешливо-невежественного отношения, но если в человеке в принципе существует отклик на красоту и гармонию, ему не так важны истоки, сколько сама эта красота.



Написала о каллиграфии, а показываю абстрактную акварельные картинки? А вы присмотритесь...

Это как раз о том, что каллиграфия - не просто искусство красивого письма, не просто шрифты и суры из Корана. При желании мастер каллиграфии может передать ею и красоту слова, и красоту живого существа, и красоту мира вообще. Обладатель премий лучшего каллиграфа Ирана, зам.руководителя Центра изобразительного искусства Ирана Али Тан может, сами видите. Это именно его работы.
2.


4.


5.


6.


7.


Кто заглядывает ко мне в Facebook и Instagram, тот уже в курсе, что недавно занесло меня (спасибо, Лена appassionata_lr) на урок персидской каллиграфии и на выставку работ ведущих иранских каллиграфов в Культурный центр "Дар" в Москве (Али Тан, Махди Джамшиди, Голам Реза Рахпейма).
8.


9.


Сколько раз любовалась этой "музыкой для глаз", этим "искусством совершенства", столько раз приходила в голову и мысль: а не запрети Пророк живопись? Родилось бы это ни на что не похожее волшебство, и не оказалась бы без этого много беднее общемировая культура? Не стоит ли поблагодарить его за спровоцированное им разнообразие способов выражения человеком своих чувств и видения красоты нашего мира? Мира, в котором всё равновесно и в котором если закрывается одна дверь, всегда открывается другая...
10.


Бумаге, на которой это написано, больше 200 лет

11.


12.


13.


14.


15.


Однажды я пробовала себя на мастер-классе по каллиграфии славянской, теперь вот рискнула взять в руку не перо, а тростниковый калям.
16.


17.


18.


19.


Буду ли (и надо ли?) сравнивать? Пожалуй, нет. Это совсем разные вещи как по испытываемым при письме чувствам, так и по ощущениям: иные движения кисти, по-разному держится инструмент... Общее же - "таблетка от плохого настроения": уходит вовне все лишнее, с тобой остаётся только чистый лист, твоя сосредоточенность или, напротив, свобода. А когда в руках именно калям, то ещё и его восхитительный скрип по бумаге. Бумаге, под которой кожаная (в идеале) подложка, бумаге, которая оживает и отзывается и на талант Мастера, и на усердие ученика.
20.


*первая строчка моя)) Заработала персональную похвалу, образец того, как надо было писать, свое имя и единственная в группе - калям в подарок))

каллиграфия, выставка

Previous post Next post
Up