Наконец-то я снова пишу о выставке! О моем любимом времяпрепровождении, о красоте, об истории, о том, ради чего я когда-то оживила свой журнал после многолетней его заброшенности. Простите, не удержалась)) Вместо серьезного вступления к серьезному рассказу о том, как хорошо быть блогером собственно событии снова выдала порцию личных эмоций. Все-все, приступаем...
«Состязание с натурой» - открывшаяся вчера выставка, посвященная интереснейшему явлению в искусстве фарфора - «обманкам», создающим иллюзию подлинных объектов природы. Расположилась она в Малом дворце ансамбля Царицыно, открытие которого для посетителей - тоже немалое событие, так как во дворец этот с 2004 года свободного доступа не было, а использовался он всего лишь как административное здание. И вот, первая и сразу замечательно интересная выставка, плод совместного труда множества замечательных людей из музея-заповедника Цырицыно, музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века», музея-усадьбы «Архангельское», музея декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПА им. С. Г. Строганова и Российской Государственной библиотеки. Все ее экспонаты имеют отношение к имитации живой природы - цветов, плодов, животных, птиц и насекомых.
Свои восторги я оставляю пока при себе, а фотографии сопровождаю текстами, которые использованы в оформлении самой выставки.
2.
Выставка посвящена одному из ярких и занимательных явлений в европейской культуре - художественным «обманкам», создающим иллюзию реальных объектов природы.
Мода на trompe-l`oeil («обман глаз» в переводе с фр.яз.) в керамике берет свое начало в изделиях французского мастера XVI века Бернара Палисси, который декорировал блюда и
тарелки точными слепками с рыб, земноводных и рептилий. Эти изображения приобретали очень естественный вид благодаря покрывающим их цветным глазурям, изобретенным самим автором.
В эпоху барокко, в XVII-ХVIII веках, искусство trompel`oeil получило необычайное распространение в станковой живописи, а также в росписях церковных интерьеров и
дворцовых залов. После того как европейскими мастерами XVIII столетия был открыт секрет производства фарфора, куртуазная культура эпохи обрела блестящие возможности
для воплощения своих роскошных затей и художественных причуд. Нарядный и гигиеничный материал произвел настоящую революцию в убранстве парадного стола. Постепенно он вытеснил драгоценные металлы, а также специальные виды теста, кондитерский марципан и карамельный сахар, из которых изготавливались разнообразные настольные украшения в виде архитектурных сооружений и садов, скульптуры
и природных объектов.
В первой трети XIX века керамические натуралии, предназначенные для убранства стола, уже изготавливали на многих французских и немецких фабриках, а затем в Англии,
Голландии и России. Мода на подобные trompe-l`oeil сохранялась вплоть до эпохи модерна, когда многочисленные отечественные заводы производили изделия, различные по стилю и стоимости: от изящного фарфора до простодушного фаянса,
пользовавшиеся неизменным спросом у покупателей.
Начиная с первой половины XVIII века законодательницей «фарфоровой» моды становится Мейсенская мануфактура - первый в Европе завод по производству «порцелина» (так на Западе называли фарфор). Именно здесь, в Германии, было поднято на небывалую высоту искусство создания фарфоровых фруктов, овощей, птиц и животных, вступающих в состязание с натурой поразительным жизнеподобием сво-
их форм и красок.
3.
4.
5.
В середине XVIII столетия в формах и декоре столовых и чайно-кофейных сервизов, созданных на Мейсенской фарфоровой мануфактуре, преобладала флоральная тема, характерная для стиля рококо. Рисунки из богато иллюстрированных научных изданий широко использовались при создании изделий из фарфора. Четыре тома знаменитой энциклопедии «Phytantoza - Iconographia или настоящее представление нескольких тысяч как местных так и иноземных, собранных из всех четырех частей света растений, деревьев, кустарников, трав, цветов, фруктов…», изданной в Германии в 1737 - 1745
годах, стали источником вдохновения для художников Мейсена.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Иногда предметы полностью повторяли размер, форму и окраску природных объектов. Это были миски и масленки в виде дынь и арбузов, кочанов капусты, пучков спаржи, лотки и блюда в виде листьев, а также предметы из чайно-кофейных сервизов, уподоблявшиеся цветкам розы или тюльпана. Сохраняя утилитарное назначение,
чаще всего они служили украшением десертного стола, соседствуя с настоящими фруктами и выполненными в фаянсе или фарфоре блюдами-обманками, предлагающими гостям соблазнительно спелые плоды или морские диковины (раковины, крабы, кораллы).
12.
13.
Прекрасным примером увлечения натуралиями в искусстве керамики может служить известный сервиз «Bruhlsche Allerlei» («Всякая всячина Брюля») с его необычайно эффектным декором. Этот ансамбль был создан в 1740-х годах для первого министра Саксонского двора, могущественного графа и директора Мейсенской мануфактуры Генриха фон Брюля талантливым мастером Иоганном Фридрихом Эберлейном. Другим скульптором, создавшим множество новых форм для посуды с лепными украшениями в виде лимонов, артишоков, цветной капусты, спаржи, виноградных лоз, ягод клубники и цветов, был главный модельмейстер Мейсена Иоганн Иоахим Кендлер.
14.
15.
16.
Животные и птицы также становились объектами для натуралистического воспроизведения в керамике. Фигурные сосуды привлекали внимание необычностью
своего облика, тонкостью росписи и в то же время служили для подачи горячих блюд, приправ или десертов. Вслед за немецким заводом в Мейсене подобные изделия стали создавать на других фабриках Западной Европы и России.
17.
18.
19.
20.
Из описания праздника в Таврическом дворце, устроенного Г.А.Потемкиным в честь Екатерины II:
«…дорожки с пригорками, густо усаженные цитронными, померанцевыми деревьями, как-то: сливы, вишни и разных цветов виноград».
21.
22.
Предметы из сервиза «Архангельская ферма»
23.
24.
25.
В 1810-е годы в России особую популярность в среде русских помещиков приобрели изделия из тонкого стекла или хрусталя с изображениями насекомых. По сути, они являлись разновидностью «шутих» и «обманок». Мухи, нарисованные в технике гризайль на стенках, выглядели настолько натурально, что создавалась полная иллюзия, будто они плавают в рюмке или стакане, наполненном прозрачным напитком.
Интересно, что выражения «муху убить», «муху зашибить», «муху задавить», «муху раздавить» являются своеобразными идиоматическими синонимами для предложения
«выпить вина».
Примеры из художественной литературы XIX века:
«Сочини-ка ты мне того, чтоб муху задавить, то есть, рюмочку. (Ф.М. Достоевский. Село Степанчиково и его обитатели);
«Любили они муху зашибить. Бывало мимо кабака проехать нет возможности». (А.П. Чехов. Происшествие);
«Приходи покалякать когда, поболтать, а и муху можно раздавить». (Д.Н. Мамин-Сибиряк. Дикое счастье).
В своем словаре В.И. Даль писал: «муха в питье или в еду - к подарку».
Нередко рюмки и стаканы украшались медальонами с изображением вензелей («BJ», «JKЩ», «JJK»). Примечательно, что монограммы составлены не только из латинских
букв, но и из кириллических, причем некоторые составлены из трёх инициалов, обозначающих фамилию, имя и отчество. Подобные произведения являлись приятным подарком, отвечая настроениям эпохи сентиментализма - культу любви и воспоминаний, нежных чувств и дружеских шутливых посланий.
26.
На протяжении XIX века мода на изделия trompel`oeil возрождалась неоднократно. В эпоху историзма, с 1830-х годов, обращение к традициям прошлого в декоративном искусстве было закономерным. И в Западной Европе, и в России вновь стали имитировать природные объекты при создании форм чайно-кофейной посуды, копируя старые модели и создавая новые. Изготовленные в середине столетия на Императорском фарфоровом заводе предметы уникального сервиза тет-а-тет в виде яблока, ананаса, груши, винограда стали образцами для их повторения во второй половине столетия на частных заводах А.Г. Попова и А.Т. Сафронова. Престиж таких дорогостоящих эксклюзивных изделий был высок, поэтому их охотно воспроизводили на других предприятиях, но уже для более широкого рынка. Произведения, подражавшие старинному стилю «сельских глин» Б. Палисси, выпускались на заводе С.И. Масленикова; их украшали рельефными изображениями рыб, земноводных и пресмыкающихся.
27.
28.
29.
30.
31.
К началу ХХ века фарфоровые и фаянсовые обманки занимали заметное место среди массовой продукции заводов товарищества М.С. Кузнецова и предприятий И.Е. Кузнецова. На кузнецовских фабриках творчески перерабатывали для массового производства некоторые известные модели, созданные еще в XVIII веке, например масленка в виде пучка спаржи и чашка-«роза». Конечно, такие изделия значительно
уступают произведениям XVIII и первой половины XIX века в тонкости пластической отделки и мастерстве росписи, что неизбежно при изготовлении более дешевой и доступ-
ной продукции. Ассортимент предметов в жанре обманки на заводах Кузнецова был обширен: сахарницы, масленки, кувшины, фруктовницы в виде различных овощей, плодов и животных насчитывают десятки наименований.
32.
33.
Подражая формам когда-то модных и престижных украшений интерьеров знати, керамические натуралии постепенно перемещались из дворянских дворцов и усадеб в квартиры разночинной интеллигенции, купеческие особняки, в дома городских мещан, а затем и зажиточных крестьян.
34.
35.
Подобные предметы, забавные и несколько наивные, были рассчитаны на простонародный вкус - чем «чуднее, тем интереснее». В советскую эпоху вплоть до конца 1930- х годов продолжали изготовлять фаянсовые как атрибуты мещанского быта. Тем не менее для обычного человека эти предметы были дороги как сентиментальные «осколки прошлого».
36.
37.
38.
Теперь от меня: оформление выставки выше всяких похвал! Жалею, что постеснялась высказать в реале свои эмоции по этому поводу дизайнеру Юлии Наполовой, но уж здесь точно не промолчу. Фарфоровые «обманки» соседствуют с живой природой из царицынских оранжерей, стены оформлены страницами из старинного ботанического атласа, в столе с посудой лежат рецепты от Елены Молоховец и других известных кулинаров прошлых веков… Браво! Я давно не получала такого эстетического удовольствия.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Советую ли сходить всем, у кого есть такая возможность и кому любопытна эта тема? Не просто советую, настоятельно рекомендую, ведь фотографии - всего лишь фотографии…
47.
Выставка продлится до конца сентября.