Вот уже несколько дней не могу подступиться к большому рассказу о Вязьме, все отделываюсь паровозами да картинками природы вокруг нее. А все потому, что не сложился у меня этот город в единое целое, не получается даже вступление написать так, чтобы понятно было мое к нему отношение или просматривался его внятный облик. Проще всего было бы набросать схему «храмы-памятники-разруха/позор», но и это не могу, потому что встретила меня Вязьма сказкой, этаким белоснежным Фениксом, восстающим из неприкаянности и блуждания в вековых горестях. Таким… абсолютно, до щемящего сердца русским образом.
Разве у кого повернется язык сказать, что это не чудо чудное и не диво дивное? Вот оно, русское узорочье, во всей красе!
Почему-то везде пишут, что всего два их сохранилось таких, каменных трехшатровых храма: вот эта церковь Одигитрии в Иоанно-Предтеченском монастыре Вязьмы и Дивная церковь в Угличе, но ведь есть еще и храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - в Москве, в самом центре. И все же из всех трех эта - самая! Посвящена она иконе Одигитрии - путеводительницы и защитницы Смоленской земли со времен Владимира Мономаха.
Столько эпитетов к ней просится, столько вызывает она эмоций, что уж лучше совсем молчать и не сочинять ни про свечи в небо из белой кипени, ни про что-то еще, не менее сказочное… у каждого тут явно свои ассоциации.
Сюда, конечно, лучше летом, чтобы не было пронизывающего ветра, чтобы присесть и насладиться бело-зелено-голубыми красками, послушать тишину и покой этого места. Но лучше так, чем никак - в отношении этого храма и этого монастыря совершенно справедливые слова.
Внутрь попасть не удалось, закрыто, но к такому невезению я обычно отношусь с пониманием: значит, не время мне…
Монастырь невелик: надвратная церковь Вознесения, келейный корпус, сад, огород. Говорят, монахини здесь славятся особой приветливостью.
Преподобный Герасим Болдинский, основатель монастыря.
Могила героя Отечественной войны 1812 года генерал-майора Александра Жеребцова считалась утерянной после потрясений ХХ века, пока не так давно ее не обнаружили именно здесь, у храма Одигитрии. Стоявшего ранее памятника рядом не оказалось, и было решено создать другой.
Особо почитаемые в Вязьме Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская и супруг ее, святой благоверный князь Вяземский Симеон Мстиславич.
Встретили мы их не только в монастыре, но и в самом центре города, где пытаются они сберечь его от такого вот...
Здесь вяземская сказка и заканчивается, начинается просто измученный ежевековыми войнами, не добитый в Великую Отечественную и не замечаемый властями сейчас уездный городок. История его так тяжела и мучительна, что читая ее, понимаешь, почему в нем такое количество храмов и не меньшее количество памятников-монументов: одни спасают душу в окружающей серости, другие - опора памяти о былых героях, на которой держатся самоуважение и гордость тогда, когда больше гордиться нечем.
Но об этом позже, пусть этот пост будет только о красивом в Вязьме, а продолжение следует…