22 октября родился Иван Бунин

Oct 22, 2015 05:56

«Как ни грустно в этом непонятном мире, он все же прекрасен» (Бунин)



Сегодня исполняется 145 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина (22 [10] октября 1870, Воронеж - 8 ноября 1953, Париж), русского писателя, поэта и переводчика, «последнего рыцаря» русской дворянской культуры, запечатлевшего Россию конца XIX - начала XX в., лауреата Пушкинской премии (1903, 1909), первого российского лауреата Нобелевской премии по литературе (1933), которая была присуждена ему «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».




Дореволюционное творчество Бунина (повести «Деревня» (1908), «Суходол» (1912), рассказы «Антоновские яблоки» (1900), «Чаша жизни» (1915), «Господин из Сан-Франциско» (1915) «Легкое дыхание» (1916), «Сны Чанга» (1916) и др.) определило его первостепенное место в литературной жизни России.






Бунин не принял Октябрьской революции и в феврале 1920 года вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой покинул Россию. После нескольких лет скитаний поселился в Париже. Здесь же, в Париже, он и похоронен, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. "Он умер под чужим небом в ненужном и горьком изгнании, которое он сам создал для себя, в непереносимой тоске по России и своему народу... Мало найдется в нашей литературе таких щемящих рассказов, полных скрытой любви к простому человеку. И не только любви, но и полного понимания, полного проникновения в его мысли и сердце" (К. Паустовский). В эмиграции Бунин написал свои лучшие произведения, такие как: "Митина любовь" (1924), "Солнечный удар" (1925), "Дело корнета Елагина" (1925), "Жизнь Арсеньева" (1927-1929, 1933), «Темные аллеи» (1943). По словам К. Г. Паустовского "Жизнь Арсеньева" - "одно из замечательнейших явлений мировой литературы".
Долгое время произведения Бунина в СССР не издавались, его имя было возвращено русской литературе после второго съезда советских писателей в 1954 году. Было подготовлено его собрание сочинений, вступительную статью к которому написал К. Паустовский. С 1955 года он стал наиболее издаваемым писателем первой волны русской эмиграции. Дневники "Окаянные дни" были опубликованы только с началом перестройки.

Некоторые произведения Бунина были экранизированы, хотя до сих пор еще никому не удалось в полной мере перенести  на экран подлинную атмосферу бунинской прозы. Среди последних экранизаций - «Суходол» Александры Стреляной (2011) и «Солнечный  удар» Никиты Михалкова (2014).


   

Фильм-спектакль «Натали» (1988)
Фильм-спектакль «Грамматика любви» (1988)
Фильм «Несрочная весна» (1989)
Телеспектакль «Холодная осень» (1990)
Фильм «Посвящение в любовь» (1994)
Фильм «Лето любви» (1994)
Фильм «Мещерские» (1995)







Константин Паустовский, который считал Бунина своим учителем, посвятил ему полную уважения и признательности главу своей книги «Наедине с осенью»
«…Бунина надо читать, читать самому и навсегда отказаться от жалких попыток рассказывать не бунинскими, обыденными словами о том, что написано им с классической силой и четкостью.
Нельзя рассказать своими словами «Ненастный день потух» Пушкина, «Над вечным покоем» Левитана или «По синим волнам океана» Лермонтова. Это так же бесполезно, как поверять сухой алгеброй гармонии Моцарта и всех великих композиторов от XIV века до Стравинского.
Поэтому я не буду делать попыток, заранее обреченных на неудачу, пересказывать Бунина и толковать его вещи применительно к «злобе дня». «Злоба дня» не может существовать без тесной связи со всем, что предшествовало нашему времени и что в какой-то мере его определило.
Книги Бунина замечательны тем, что они - все - в своем времени и вместе с тем связаны живой своей плотью с прошлым народа.
В прозе и поэзии Бунина явственно присутствует ощущение жизни как длительного и в основе своей прекрасного пути от рождения человека до смерти…»

«…Чем больше я читаю Бунина, тем яснее становится, что Бунин почти неисчерпаем.
Во всяком случае, нужно много времени, чтобы узнать все им написанное и узнать бунинскую бурную, несмотря на элегичность автора, неспокойную и стремительную в своем движении жизнь.
Часть своей жизни Бунин рассказал сам (в «Жизни Арсеньева» и во многих рассказах, которые почти все в той или иной мере связаны с его биографией), часть рассказала его жена Вера Николаевна Муромцева-Бунина, выпустившая в 1958 году в Париже свою книгу «Жизнь Бунина» - очень ценный свод воспоминаний и материалов о Бунине.
Жизнь Бунина вся до последних дней была отдана скитаниям и творчеству.
Бунин был смел, честен в своих убеждениях. Он один из первых в своей «Деревне» развенчал сладенький миф о русском крестьянине-богоносце, созданный кабинетными народниками.
У Бунина, кроме блестящих, совершенно классических рассказов, есть необычайные по чистоте рисунка, по великолепной наблюдательности и по ощущению далеких стран путевые очерки об Иудее, Малой Азии, Турции, Греции и Египте.
Бунин -первоклассный поэт чистой, если можно так выразиться, «кастальской» школы. Его стихи до сих пор не оценены. Среди них есть подлинные шедевры по выразительности и передаче трудноуловимых вещей.
Всю жизнь Бунин ждал счастья, писал о человеческом счастье, искал путей к нему. Он нашел его в своей поэзии и прозе, в любви к жизни и своей родине и сказал великие слова о том, что счастье дано только знающим…

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.»

Biblioteca Națională Republicii Moldova, literaturile lumii, literatura rusă, elena stratan, ivan bunin, aniversări, scriitori

Previous post Next post
Up