Приветствую всех! Ох, давно же я сюда ничего не писал. Работа, дела, отстутствие некоего нужного настроения и вот почти годовой перерыв в моей ЖЖ жизни. Но я собрался с мыслями и надо опять начать творить.
Сегодня я предлагаю прогуляться по одному из немногочисленных, пока еще действующих, подъездных путей города Санкт-Петербурга. Фотографии будут не сильно атуальные, т.к. прогулка была совершена в 2018 году, так сказать, достаю фото из своего архива. К сожалению, в наше время и в нашей стране все очень быстро меняется, и многие кадры из этого поста сейчас уже повторить не получится, но возможно этим пост будет более ценен для истории.
1. Подъездной путь, который мы сегодня будем исследовать, расположен в историческом районе Невская застава. Когда-то я уже про него писал в посте про завод
Трубосталь. Это большой район на левом берегу Невы, где с конца 19 века и с началом индустриализации страны, как грибы в лесу, стали появляться заводы и предприятия. Само собой, заводам нужна была современная транспортная логистика и поэтому весь район был изрезан железными дорогами. Ссылка на одну из них есть выше. Как и в ту прогулку, эту мы начинаем на станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский или просто Сортировочная. От нее и отходит наш подъездной путь. В кадре ворота территории станции. За ними проходная в сторону Ремонтно-экипировочного депо Московского вокзала. Туда я не пойду, там уже охрана шастает,а развернусь и начну прогулку.
2. Давно я хотел тут погулять и пофоткать т.к. железная дорога проходит как в типовых индустриальных пейзажах, так и местами прямо через жилые кварталы. Но обо всем по порядку. Начало стандартное: ангары, заборы, гастарбайтеры, заброшки. Как вам трава справа высотой 2,5 метра?
3. Слева ангары, в них расположился автосервис, который занимается всякой внедорожной и спортивной техникой, на заднем плане типовое промышленное здание, сейчас там офисы.
4. Такая мощная техника стоит на их парковке.
5. Обернемся. Со стороны станции еще доносится звук поездов и гудки, но скоро все стихнет и прогулка будет проходить под типовой саундрек - тишину. Хотя местами тишина будет прерываться, у нас на пути четыре очень оживленных переезда.
6. Местный переезд. Справа небольшая промышленная площадка с ангарами, там и мебельное производство и сортировка мусора, автосервисы видны, а слева выглядывает угол все того же офисного здания.
7. Справа за кустами часть территории Октябрьского Электровагоноремонтного завода. Про него я подробнее расскажу, когда буду писать про очередной подъездной путь этого района. Слева дымит труба котельной бывшего завода Патриот. Тут выпускали всевозможную учебную и спортивную технику и оборудование. Небольшое предприятие с таким же названием и сейчас есть на территории, выпускают тренажёры и лодки, но большая часть помещений сдается в аренду.
8. Слева видна странная заглушка в заборе, как будто тут раньше на территорию заходил жд путь, но следов шпал я не заметил. Справа за другим забором желтеется строительная техника, это площадка строительного управления №288. Между прочим компания с историей. Основана в 1968 году. Занимается строительством и реконструкцией жилых и промышленных объектов. В частности, они строили несколько цехов соседнего Октябрьского завода и завод Coca-Cola.
9. На дворе начало ноября и атмосфера уходящего лета дает еще более меланхоличный настрой прогулке.
10. На территории СУ 288 сохранилось какое-то историческое здание из красного кирпича. Что там сейчас и что было раньше узнать не получилось.
11. Красиво же! Промышленные железные дороги прекрасны!
12. Еще одно здание на территории завода Патриот.
13. Ленточный транспортер за забором строительного управления, скорее всего это небольшой бетонный завод.
14.Взгляд в обратную сторону. Тут когда-то была стрелка, еще один путь отходил налево по ходу нашего движения.
15. Через метров сто слева начинается разруха. Остатки складов с пандусом для разгрузки. Вдоль этих складов и проходил путь.
16. Рельсы лежали на месте этих березок и дальше, через сохранившиеся ворота, уходили на территорию Петербургского Энергомеханического завода.
17. А это то, что осталось от этого завода. Завод был основан еще до войны, выпускал оборудование для энергетической отрасли, после развала СССР стал частным и просуществовал до 2016 года, после чего владельцы осознали, что выгоднее продать землю под жилье, чем заниматься каким-нибудь производством, что и было сделано. В момент прогулки цеха завода активно сносили, а сейчас там уже стоят очередные муравейники в 25 этажей посреди промышленной застройки. Шикарное место!
18. За некоторое время до моей прогулки, я был в этом районе и проезжал мимо завода, тогда я заметил на территории этого труженика ТГК-2. Стоял одиноко в центре разрухи. Тогда я затупил и не заснял его, в этот раз тепловоза уже и след простыл. Рядом с ним был вход в подземное бомбоубежище завода. Фото не мое.
19. Поскорбив о заводе и тепловозе мы идем дальше. Заборы - заборы...
20. Еще одна бышая стрелка. Здесь отходил второй путь на Энергомеханический завод. Можно увидеть часть ворот, через которые вагоны подавались вовнутрь цеха. Сейчас в этом здании различные арендаторы.
21. Рельсы изящно огибают здание и скрываются за поворотом.
22. За поворотом переезд. Тут железку пересекает Уездный проспект. Справа он упирается в улицу Крупской, а слева бывшие ворота предприятия. Красное здание, это пока еще уцелевший цех Энергомеханического завода. Скоро и его снесут. Справа еще одно предпритие, это НПО Гиперзвук. Занимается оно разработкой и внедрением гиперзвуковой технологии в авиационной и космической технике. Уже два года идет процесс банкротства предприятия. Сейчас часть помещений сдаются в аренду, но скорее всего и тут скоро все снесут... Гиперзвук на не нужен...
23. С переезда открывается отличный вид на дореволюционный цех Октябрьского завода. Построен был для Механического завода Николаевской железной дороги, в 1891 году. В этом цехе занимаются деревообработкой. Завод занимает огромную площадь и скоро мы про него еще поговорим...
24. Сразу после переезда начинается прямая. В этом месте железная дорога опять зажата между двумя предприятиями.
25. Обернемся и пойдем дальше. Впереди метров 300 прямой между двух заводов, а дальше выйдем в жилой район.
26. Показались первые дома, это типовые пятиэтажки. С зелеными уютными дворами и бабушками у парадной на скамейках. Вдалеке виден наш ориентир, светящий красным светофор. Слева за забором местная пожарная часть.
27. Справа за кадром остался какой-то недострой, а мы дошли до светофора перед переездом на улице Седова. На путях можно увидеть сбрасывающий остряк.
28. Обернемся. Виден тот самый недострой. За ним офисное здание, тут когда-то был садик.
29. Улица Седова очень загружена трафиком, сфотографировать переезд без машин просто нереально. Световая сигнализация полностью исправна, а вот шлагбаумы только ручные. На заднем плане здание Швейцарского технопарка Moba Haus. И это не новострой! В 1933 году тут построили здание для банно-прачечного комбината, в 2012 году его выкупила Швейцарская компания по производству часов и не снесла, это бы сделали отечественные застройщики, а провела полную реконструкцию. Фасад выполнили под кирпич, хотя изначально он был штукатуренный, добавили очень стильные часы и вот оно, историческое здание, но с новой начинкой и интересным внешним видом. Прошу заметить, что не использовали вентфасад. внутри сейчас различные производства и офисы.
30. Пробка на улице Седова.
31. Вполне ухоженнный и обустроенный домик дежурного по переезду. На момент прогулки внутри никого.
32. После переезда начинается самая красивая часть нашей прогулки, тут железная дорога извивается среди старой жилой застройки, которая изобилует деревьями и уютным ландшафтом.
33. С этой стороны переезда тоже присутствует сбрасывающий остряк и рабочий светофор.
34. Еще раз взглянем на переезд и идем дальше.
35. В этом месте я понял, что немного опоздал с прогулкой. Какая красота была бы тут в пору золотой осени. Хотя и летом наверно тут тоже очень живописно, когда листва деревьев укутывает с двух сторон железнодорожную колею.
36. Еще один вид обратно. В этой локации я сделал множество фотографий, так оно мне легло на душу. Очень постараюсь передать эту атмосферу вам.
37. Я уже писал, что этот район называется Невская Застава, который объединяет сразу несколько микрорайонов города. Наша же железная дорога проходит через микрорайон Село Смоленское. Как не сложно догадаться, район свое название получил от села Смоленское, которое основали здесь переселенцы из этого города и занялись обеспечением функционирования дороги, которая шла на Архангельск и Шлиссельбург. А что нужно путнику? Поесть и поспать, поэтому изначально район представлял из себя путейную деревушку, и не выделялся хорошей криминальной обстановкой. В конце 19 века с началом индустриализации юг города начал наполняться заводами и фабриками. Предприятия строили в максимально удобных для этого местах, так и получилось, что район Смоленское выглядит как бутерброд, с двух сторон заводы, они расположились вдоль Николаевской железной дороги (та самая станция Сортировочная) и Невы, а между ними жилые дома для рабочих. Наша прогулка это доказывает, началась она среди заборов предприятий, сейчас идем через жилой сектор и в конце упремся в линию заводов вдоль Невы.
38. В начале 20 века район также не отличался спокойствем, все же тут жили обычные работяги и эта была дальняя окраина города. Можно сказать, что именно здесь зарождалось революционное движение в Петрограде. История нам гласит, что среди этих фабрик и жилых амбаров Ленин начал свою политическую деятельность, а еще тут он встретил свою спутницу жизни Надежду Крупскую (помните, мы проходили цлицу названую её именем). Красивый вид у жильцов этого дома из окна. Для заметки, ради строительства этого дома снесли детский садик.
39. В советское время заботились о трудящихся, вместо временных деревянных бараков начали строить одни из первых в союзе, как бы это сейчас назвали, жилый комплексов, а тогда жилмассивы с единой архитектурой и продуманной инфраструктурой. Для каждого из заводов строили свои мини городки. В этом районе их сразу несколько. Вид в сторону переезда. Желтый дом в кадре 54 года постройки, так называемая Сталинка.
40. Труба местной ТЭЦ.
41. Впереди виден еще один светофор. На карте 1955 года в этом месте указано небольшое ответвление вправо. Возможно это был подъездной путь к ТЭЦ, но был ли он на самом деле я не знаю. На других картах его нет, и следов никаких не сохранилось.
42. Еще один вид обратно. Да, кадров я тут сделал много. Все-таки железная дорога делает любое место в сто раз красивее и интереснее.
43. Вот она колыбель революции. Мало где в нашем городе сохранились такие уголки с гаражами.
44. Впереди железную дорогу пересекает улица Ткачей. Как не сложно догадаться, названа в честь рабочих многочисленных ткацких фабрик района. Светофор немного нестандартный. В кадр попал угол советского многоуровневого паркинга, 60 годов постройки.
45. Еще раз обернемся. В этот кадр попало здание БЦ Кристалл, вон оно голубое на заднем плане. Здание 75 года постройки и это раньше был самый большой в СССР дом быта! В нем распологались различные мастерские, химчистки и другие бытовые услуги для народа. Постепенно это дело затухло и в начале 21 века тут сделали бизнес инкубатор, где молодые компании могут снять помещение с большой скидкой и получить другие полезные услуги для развития.
46. Это уже второй переезд в нашей сегодняшней прогулке. Сигнализация в рабочем состоянии, а шлагбаумы, как и на прошлом переезде, ручные. Домик дежурного отсутствует.
47. Перебегаем через дорогу и идем дальше. За забором находится территория 327 школы. Она была построена в 1929 году, параллельно с застройкой всего района, про которую я говорил выше и изначально была названа в честь Коммунистического Интернационала Молодежи. Это была одна из первых советских школ. Считается одним из самых интересных и первых зданий Петербурга в стиле конструктивизм. Саму школу я покажу чуть позже.
48. Вид в обратную сторону.
49. После школы справа начинается промзона, разные склады и офисы. Когда-то здесь была стрелка и наш подъездной путь расходился на два. Никаких следов стрелки я этом месте не нашел, только угол забора намекает на возможное место расположения второго пути.
50. Новое офисное здание на территории промзоны.
51. Дальше железка опять зажата между двух заборов. Видно, что в конце она упирается в закрытые ворота. Это ворота не въезда куда-то, а наоборот выезда на улицу Бабушкина. Зачем они тут нужны, я не понял. У самих ворот виден какой-то мутный персонаж, я решил до них не идти, тем более ничего нового я не увижу. Второй путь проходил возможно на месте рыжего дома. На заднем плане здание Невского районного суда.
52. Разворачиваюсь и иду обратно, покажу вам ворота с другой стороны и продолжим прогулку.
53. А это мы уже на улице Бабушкина, названа само-собой в честь революционера. Перед нами эти же ворота, но с другой стороны.
54. И этот переезд оборудован ручными шлагбаумами. Второй путь когда-то также пересекал улицу и продолжался дальше. А в центре кадра можно увидеть ту самую школу. Очень примечательная особенность, купол обсерватории на крыше. И прошу заметить эта школа строилась не в центральном районе и не в 21 веке. Архитектор Симонов Г.А., он же проектировал жилую застройку района.
55. Тут все как всегда, остряк и светофор. Справа забор завода Невская Косметика, и видна стена административного корпуса, а слева часть здания суда.
56. Обернемся. Уже на город опустились сумерки, от этого этот кадр с горящими окнами суда несет в себе уютную атмосферу. Кто-то там по ту сторону окна работает, у них свои дела и задачи, а я тут гуляю и решаю свои задачи.
57. Из-под земли выглядывает кусок рельса. Значит где-то около переезда была стрелка и сохранившийся путь соединялся со вторым, уже канувшим в лету. Возможно эта стрелка и ответвление просуществовали дольше второго пути, но точно исчезли после 2000 года, когда был построен этот огромный корпус завода.
58. Очередное препятствие на нашей прогулке. Железная дорога перекрыта воротами косметического завода. Возвращаемся обратно и опять обходим препятствие.
59. Для вас следующий кадр, а для меня минут 20 по пробкам и вот мы с обратной стороны. Тут рельсы опять вырываются на свободу, но ненадолго.
60. Вид через ворота. На территории есть небольшое путевое развитие. Обратите внимание на опору ЛЭП, плохо видно, но это копия Эйфелевой башни. Такие достопримечательности можно найти за ничем непримечательными воротами.
61. А вышли мы с обратной стороны на проспект Обуховской обороны. Это одна из самых длинных улиц города, 11 км. На месте проспекта в 18 веке проходил Шлиссельбургский тракт, дорога, на которой возникло село Смоленское. Сейчас это одна из важнейших артерий города, которая соединяет центр и южные районы. Последний переезд в нашей сегодняшней прогулке. И этот переезд оборудован ручными щлагбаумами. Второй путь раньше также пересекал проспект, в заборе можно увидеть двое ворот.
62. На этом кадре лучше видно действующие железнодорожные ворота и ворота, которые теперь стали автомобильными. Мы пришли к историческим цехам завода Невская Косметика. Проспект делит предприятие на две части, более современную мы уже видели, а тут на берегу Невы зарождалась косметическая промышленность Санкт-Петербурга, хотя возможно и всей России.
63. Немного истории завода. С 20 годов 19 века на этом месте находился небольшой частный завод по производству свечей, однако в 1839 году с указания Николая первого и при финансовой поддержке государства в стране начинают развивать новый вид производства свечей из стеарина, для этих целей частный заводик был выкуплен. Объемы и качество росло быстро, в 1843 году продукция завода получила государственный знак качества. Потом на фабрике произошел пожар, который с одной стороны уничтожил большинство цехов, но зато дал толчок к более современному и индустриальному развитию производства. Были отстроены новые цеха, уже не из дерева, закуплены паровые машины и специальные механизмы, проведен газ. После чего продукция завода стала поставляться и за границу, где она получала множество наград на специализированных выставках. В начале двадцатого века завод продолжил развитие и стал главным поставщиком Российской армии, он поставлял как свою базовую продукцию - свечи, так и открыл новые направления динамит и мыло. Кто мог подумать, что через сто лет мыло будет главным продуктом завода. После революции про предприятие на некоторое время забыли, в цехах завода заседал райком, были различные склады, но в 1925 году начали опять варить мыло, заводу дали название Государственный Невский мыловаренный завод №3. именно это название и красуется на вывеске начала 30 годов с фото ниже. На фотографии виден один из подъездных путей и исторический цех, который сохранился до сих пор. Цех постройки конца 19 века. Ссылка на оригинал на фото.
64. Во время втрой мировой войны завод продолжал выпуск такой необходимой стране продукции. В 1952 году после постройки тубного цеха началось производство зубной пасты. В начале это была зубная паста Мятная, а после и известная на всю страну Жемчуг. В дальнейшем завод сильно расширил гамму выпускаемых товаров на шампуни, крема и т.д., и полностью отошел от выпуска динамита и зажигательных смесей. Сейчас продукцию завода можно найти в каждом доме, это могут быть, как косметические средства, так и бытовая химия. Кроме завода в Санкт-Петербурге, у компании еще несколько производств по России и в Украине. На еще одном фото тридцатых годов в кадр попали сразу обе железки и увы один из снесеннных в 2013 году цехов.
65. Еще пару лет назад на территрию можно было попасть на экскурсию, их организовывал завод совместно с музеем района. Сейчас эту практику временно, а может и нет, прекратили. В ЖЖ я нашел два отчета с этих экскурсий (ниже оставлю на них ссылки), из одного я взял этот кадр, как железная дорога выглядит за воротами. Видна заливная эстакада, под ней через забор частно видно железнодорожные цистерны. До эстакады, за кадром осталась железнодорожная стрелка, наш подъездной путь вел не только на Невскую Косметику, но и на другие предприятия на берегу Невы. Только железнодорожный доступ на них был через ворота Мыловарки.
66. Очень обидно, что сейчас на завод официально не попасть, архитектура у цехов очень красивая, красный кирпич и внимание к деталям, да и познавательно было бы посмотреть на современное производство. Кому так же как и мне интересно, могут почитать посты моих коллег. В них много истории, старых фотографий и подробности производства.
Тут и
тут 67. На Невской Косметике я решил не останавливаться, а посмотреть, что осталось от других заводов, которые питались нашей железной дорогой и попробовать найти её следы дальше. Следующее предприятие на нашем пути деревообрабатывающий завод имени Володарского. Изначально на этом месте с 1825 года была лесная биржа, которая после расширилась до лесопильного завода и просуществовала до революции. В 1920 году лесопилку переименовали в Катушечную фабрику имени Володарского. Тогда же началась перестройка завода, часть корпусов сохранили, в частности тот, что на фото 1890 года постройки. Построили котельную и здание заводоуправления, тоже в стиле конструктивизм, как все строения в этом районе того времени. Почти за целый век завод поменял множество названий, но всегда занимался примерно одним и тем же, обработкой древесины и производством катушек. Примерно в конце 90-х он загнулся. Сейчас прощади сдаются в аренду различным компаниям.
68. Труба котельной завода изящно смотрится. Очень хочется, чтобы такие строения с историей не сносили, их надо реставрировать и сохранять. В кадр попала и сама котельная. И как всегда на заднем плане очередные высотки... Вся территория между нами и высотками это промышленная застройка, туда дальше и тянулась наша железка.
69. Нашел продолжение рельс. За воротами мыловарка, выглядывает светофор на её территории. После ворот железка проходит в бетонном углублении, скорее всего для удобства разгрузки и погрузки вагонов. Слева за кадром железная дорога заросла совсем, возможно этот кусок иногда используют для отстоя вагонов.
70. С пирса бывшей лесопилки открывается шикарный вид на Неву и её правый берег. Человейники, что мы видим, построены на месте завода
Пигмент, про который у меня было несколько постов. Можно заметить краснокирпичное здание заводоуправления. Все меняется в нашей стране быстро и не всегда в положительную сторону.
71. Появившись из зарослей на несколько десятков метров, железка скрывается за очередными воротами. За ними расположен завод Картонтоль, еще один завод с историей, который работает в наше время. Дата основания завода 1871 год, тогда он назывался Толевая и бумажная фабрика купца Наумана. Как не сложно догадаться, тут производили бумагу и основное направление было Толь. Для тех кто не знает Гугл нам объяснит, что это такое: кровельный и гидроизоляционный материал, получаемый пропиткой кровельного картона каменноугольными или сланцевыми дегтевыми продуктами. На момент основания, в России было всего пять заводов по производству Толя, и этот считался самым лучшим. В 1883 году началась первая модернизация фабрики, появились новые цеха, установили паровые машины. Ассортимент выпускаемой продукции постоянно увеличивался, это были и концелярские принадлежности, клеёнки, визитки и т.д. К 1910 году фабрика была самая крупная в России по производству Толя. В 1918 году на заводе произошел пожар, но новая советская власть активно поддерживала промышленность и началась очередная можернизация, которая длилась почти двадцать лет. Все остальное время завод только наращивал оборот и качество выпускаемой продукции. В данный момент времени тут выпускают различные виды картона. Радостно, что он работает и сейчас, но жалко, что не использует железную дорогу. Территория завода закрытая и найти продолжение железки не получилось. На месте нынешних высоток раньше была еще ситцевая фабрика, она тоже использовала наш подъездной путь, но эта фабрика ушла в историю. Получается, что у этих закрытых форот и заканчивается наша сегодняшняя прогулка. До новых встреч!
Дата прогулки 02.11.18 и 01.10.21