Конституционный Суд РФ признал запрет "пропаганды" гомосексуальности соответствующим Конституции

Mar 31, 2010 18:22


Конституционный Суд РФ вынес определение по жалобе активистов правозащитного ЛГБТ-проекта "GayRussia.Ru" Николая Алексеева, Николая Баева и Ирины Федотовой, согласно которому признал положения законов Рязанской области, запрещающих "пропаганду" гомосексуальности несовершеннолетним, соответствующими Конституции РФ.

Как уже ранее сообщалось "LGBT_Grani", 01 сентября 2009 года гей-активисты обратились с жалобой в Конституционный Суд РФ, в которой попросили проверить конституционность статьи 4 Закона Рязанской области "О защите нравственности детей в Рязанской области" и статью 3.10 Закона Рязанской области "Об административных правонарушениях". В своей жалобе гей-активисты указывали на неконституционность указанных положений рязанских законов. Они заявили, что считают данные нормативные положения противоречащими ряду статей Конституции РФ, в частности статье 29 (право на свободу мысли и слова), статье 19 (запрет дискриминации) и статье 55 (допущение ограничения конституционных прав граждан только федеральным законом).

В обнародованном 31 марта 2010 года определении Конституционного Суда РФ отмечается, что "защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов", в связи с чем законодатель Рязанской области был полномочен принимать законы в области административных правоотношений, в том числе ограничивающие права и свободы граждан. В определении Конституционного Суда РФ подчёркивается, что "само по себе установление административной ответственности законом субъекта Российской Федерации не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан".

В определении конституционных судей далее подчёркивается: "Конституция Российской Федерации, принятая, согласно преамбуле, её многонациональным народом исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1). Согласно статье 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации защита детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".

Конституционный Суд РФ отмечает, что "из названных конституционных положений следует, что семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляет собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а поэтому нуждаются в особой защите со стороны государства".

Судьи посчитали, что в соответствии с требованиями Конституции РФ и Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", "законодатель Рязанской области установил меры, направленные на обеспечение интеллектуальной, нравственной и психической безопасности детей в Рязанской области, в том числе в виде запрета совершать публичные действия", направленные на "пропаганду" гомосексуальности (статья 4 Закона Рязанской области "О защите нравственности детей в Рязанской области").

"Сам по себе запрет такой "пропаганды" - как деятельности по целенаправленному и бесконтрольному распространению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе сформировать искажённые представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений, - среди лиц, лишённых в силу возраста возможности самостоятельно критически оценить такую информацию, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан", - говорится в определении.

Конституционный Суд РФ пришёл к выводу, что законы Рязанской области "О защите нравственности детей в Рязанской области" и "Об административных правонарушениях" не закрепляют какие бы то ни было меры, направленные на запрет гомосексуальности или её официальное порицание, "не содержат признаков дискриминации, по своему смыслу не допускают избыточные действия органов публичной власти". "Соответственно, оспариваемые заявителями положения данных законов не могут рассматриваться как несоразмерно ограничивающие свободу слова", - подводится итог в определении.

Организатор Московского гей-прайда и акций в Рязани Николай Алексеев выразил 31 марта 2010 года разочарование решением Конституционного Суда, отметив: "Мы ожидали более высокого уровня юридического анализа от главного органа конституционного контроля в стране. Определение Конституционного Суда по нашему делу соответствует уровню районных судов Москвы".

"Конституционный Суд, по сути, устранился от ответа на поставленный нами вопрос о том, есть ли границы применения запрета пропаганды гомосексуальности, предусмотренного рязанскими законами. Судьи не дали оценку тому, как эти законы были применены к нам, как заявителям, открыв путь для запрета распространения абсолютно любой публичной информации о гомосексуальности в местах, где потенциально могут присутствовать несовершеннолетние, иными словами повсеместно", - заявил Николай Алексеев.

Он также отметил: "Теперь окончательную точку в этом деле сможет поставить только Европейский Суд по правам человека, куда мы обратились с аналогичной жалобой в ноябре 2009 года. Рязанский запрет противоречит статье 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей право на свободу выражения. Мы нисколько не сомневаемся в том, что Страсбургский Суд встанет на нашу сторону".

В свою очередь Николай Баев выразил следующее мнение: "Решение Конституционного Суда узаконило официальную гомофобию в России. Теперь российские власти могут не бояться быть гомофобными. Теперь они легко могут проводить дискриминационную политику в отношении геев и лесбиянок. Печально, что судьи встали на сторону тех, кто оправдывает дискриминацию огромного количества граждан России по признаку их сексуальной ориентации. Решение Конституционного Суда чудовищно уже потому, что откровенно заявляет: есть "правильные", "традиционные" люди и отношения, а есть "неправильные", "нетрадиционные", которые можно дискриминировать, всячески клеймить и подавлять".

Николай Баев задался вопросом: "С чего это вдруг Конституционный Суд решил, что именно гомосексуальность представляет опасность для детей? А разве гетеросексуальность не представляет такую опасность? Почему "пропаганда" гетеросексуальности допустима, а гомосексуальности - нет? Ведь среди гетеросексуалов в равной степени есть и насильники, и растлители, и развратные люди? Почему же судьи решили, что оправданно вешать всех собак именно на гомосексуалов? Это несправедливо и неправильно".

Гей-активист назвал решение Конституционного Суда "политически и идеологически ангажированным", оно, по его мнению, "полностью укладывается в гомофобную и социально консервативную идеологию". Николай Баев заключил: "Мы продолжим бороться с этим дискриминационным законодательством через Европейский Суд. И мы уверены, что рано или поздно в России будут отменены такие дискриминационные нормы в отношении гомосексуальности, которые только позорят российское законодательство".

Помимо дела, инициированного гей-активистами в Европейском Суде, в марте к рассмотрению их аналогичной жалобы приступил Комитет по правам человека ООН, который отвёл России шесть месяцев для представления своей позиции по данному делу.

Рязанская область является единственным российским регионом, где приняты законы, прямо запрещающие "пропаганду" гомосексуальности несовершеннолетним.

Полный текст определения Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности законов Рязанской области

Подготовлено по материалам сайта "GayRussia.Ru".

правозащита, gayrussia.ru, (Россия), гомофобия

Previous post Next post
Up