Как вы знаете, осенью у нас запланирована очередная коронавирусная паника, которая будет сопровождаться бессмысленными запретами, непроверенными вакцинами, а также новыми попытками загнать детей в Интернет вместо живых школ. Статью, которая приведена ниже, я написал прошлой зимой для журнала "Мать и дитя". Но ничего исправлять в ней я не стал.
Недавно один дизайнер написал у себя в блоге, что детям нужно выдавать все современные гаджеты без исключения - смартфоны, планшеты, ноуты - а главной воспитательной мерой в этом деле является расписание: «настроить лимиты по времени, по контенту, по расходам, поставить родительские контроли». Дизайнер этот известен своими эпатажными заявлениями, но в данном случае он лишь размножил старый маркетинговый миф. Чтобы было понятно, давайте вместо «гаджета» поставим «автомобиль». Вы разрешите своему ребёнку в возрасте 5-10 лет самостоятельно водить автомобиль по городу - при условии, что там настроен лимит бензина и подушка безопасности? Наверное, всё-таки нет.
Конечно, использование Интернета не разбивает людей в лепёшку, как ДТП. В чём же опасность? Тут опять выскакивают модные мифы: про порнографию, про рецепты бомб... Кажется, если это отфильтровать, всё будет нормально? Однако проблема не в том, что даёт ребёнку Интернет - а в том, чего он НЕ даёт. И лучше всего знают об этом как раз те люди, которые создают модные гаджеты и интернет-сервисы.
В 2011 году газета The New York Times рассказала о необычной школе, куда отдают своих детей сотрудники Google, Apple, eBay, Hewlett-Packard и других IT-компаний Кремниевой долины. В этой школе запрещены компьютеры, главными инструментами там являются карандаши и бумага, глина и швейные иголки. Основной принцип обучения - решение творческих задач своими руками. Потому что развивающемуся мозгу необходимо движение, активное освоение окружающей среды всеми органами чувств, всеми своими сенсорными системами. А у ребёнка, часами сидящего со смартфоном, не работает ни крупная моторика, ни мелкая. Ну, разве что совсем мелкая: один палец чуть-чуть движется среди плоских картинок на маленьком экране. В остальном - изоляция от реальности, плавно переходящая в конфликт с реальностью.
Но постойте, скажут фанаты хайтека - ведь Интернет может помочь в обучении! Верно. И автомобиль предназначен не только для того, чтобы давить пешеходов (более миллиона смертей ежегодно), от него тоже польза бывает. Но только для тех, кто умеет водить и знает правила дорожного движения. А что нужно для грамотного вождения в Интернете?
Да хотя бы уметь читать. Кто там сказал: «Мой уже в четыре года...»? Ой, бросьте. Большинство современных детей не могут бегло читать даже в 7 лет. А в Интернете нужно читать более специфические вещи: адреса, сокращения, предупреждения. Часто на английском. Кто этого не умеет, тот подобен человеку, который едет на автомобиле, не замечая дорожных знаков и ориентируясь только на яркие пятна рекламы. Именно так ведут себя дети в Интернете.
Поэтому никакой гаджет с Интернетом просто не нужен ребёнку до 10 лет. Он ничего не даёт, но многое забирает.
На этом этапе самое трудное - борьба с окружающими идиотами. Ведь другие родители, обдолбанные рекламой, подсаживают своих детей на смартфоны аж с детского сада. И ваш, видя это, тоже будет просить. Что ему ответить? Лучшее средство от чужого культа - собственный культ. «А ты покажи им свой металлоискатель - и серебряную монету, которую ты нашёл. Вот увидишь, твои одноклассники сразу побегут выпрашивать у родителей металлоискатели!»
Правда, ребёнку будет непросто бороться с толпой зомби в одиночку. Поэтому либо сами родители должны поддерживать альтернативные хобби - либо ищите детям хорошие кружки по интересам. Мне вот пришлось побегать в поисках курсов кройки и шитья. Зато потом дочка с подружкой устроили отличный анти-культ: обшивали своих дизайнерских кукол, даже маленькие рюкзачки и учебники для них делали, и приносили в школу, вызывая восторг и зависть одноклассниц.
Ну хорошо, вот подошёл возраст, когда ребёнок вроде бы может использовать Интернет осознанно. Выдаём ему смартфон? Давайте-ка вернёмся к автомобилю: прямо так и дадите ключи? Нет, надо бы сначала научить водить. А лучшее обучение - через совместное использование. Даже когда вы просто ведёте машину, а ребёнок сидит рядом - он уже учится, следя за вами.
Увы, в Интернет многие родители ходят отдельно от детей. Отгораживаются даже: мол, не подсматривай. А по-хорошему, тут надо делать точно так же, как в автомобиле. Сели вместе и поехали учиться: как пользоваться поисковиками и «Википедией», как писать письма и спорить в форумах, где найти хорошие игры, какие персональные данные не стоит светить в публичных сервисах, как заподозрить фишинг...
Что, сами не знаете? Так и учитесь вместе. Интернет - это большой город. В истории многих крупных городов были периоды, когда они задыхались в нечистотах и эпидемиях - и выживали только благодаря правилам гигиены. Такой период развития Интернета достался и нам. И чем больше правильных маршрутов вы покажете ребёнку, тем меньше шансов, что он свернёт в помойку.
Хотя в итоге он конечно пойдёт в этот город сам. И контролировать его вы уже не сможете. Ничего не поделаешь, это касается всей жизни наших вырастающих детей. Но снизить риски всё-таки можно. Вот ещё пара практических советов.
Лучше не давайте ребёнку в личное пользование ваш собственный гаджет, где остались ваши данные и файлы (я наблюдал, как четырёхлетняя девочка, получив от мамы смартфон "поиграть", уже через пять минут начала делать покупки по кредитке, привязанной к маминому аккаунту). А вот если ваш гаджет полностью очищен, тогда другое дело. Отдать ребёнку старый и простой смартфон - это лучше, чем покупать ему новый, дорогой и навороченный (он будет разбит в течение месяца). Мой младший сын, кстати, сам до этого догадался. Насмотрелся, как бьются айфоны у старших, и попросил дать ему самую простую и лёгкую «нокию», которую не страшно уронить на асфальт. С ней бегает на прогулках, а по Интернету бродит из дома на хорошем планшете.
Что касается программ «родительского контроля» - да, можно поставить что-нибудь вроде Safekids.ru, там даже бесплатная версия есть. Но я заметил, что эффективность подобных продуктов определяется не столько широким функционалом, сколько… профессией пользователя. Успешно применяют такие приложения в основном те родители, кто сам хорошо ориентируется в цифровой среде; как правило, они работают в IT-индустрии или в медиа-индустрии. А среди остальных чаще встречается другой вариант - продвинутые дети, которые обходят примитивную автоматику «родительских контролей».
Однако есть более естественный способ оставаться информированным: надо просто нормально общаться с детьми, заниматься чем-нибудь вместе, делиться личным - тогда и они с вами поделятся. Прошлой осенью я катался со своим старшим по Москве на великах, думал удивить его, показывая интересные места. А получилось, что он показал мне свой город: «Вот тут на Яме мы тусуемся иногда… А сюда я на концерт ходил...». И не то чтобы это скрывалось раньше, просто не было повода делиться.
PS. Более подробно эти идеи изложены в книге "
Сядьте на пол: руководство по дзену для родителей". А менее подробно об этом спели 40 лет назад Саймон и Гарфункель на концерте в Центральном парке - и до сих пор это мой любимый диск:
Click to view