Что читать: Оливер Сакс

Sep 30, 2014 00:37

Тут у меня в комментах недавно возник вопрос, стоит ли двенадцатилетним детям читать киберпанк. И вдруг вспомнилось, что я рассказывал на PHDays 2012: сейчас научно-популярная литература гораздо интересней киберпанка. И примеры приводил, чего читать. Этот список книжек есть в отдельной статье, там как раз написано, что мы читали эти книжки с Китом, когда ему было 7.


В этом году на PHDays тоже спрашивали, чего ещё почитать в том же духе. Ну вот смотрите: Кит недавно с большим интересом прочитал Алана Пиза, про язык телодвижений, параллельно с сериалом Lie to me. Следующая книжка, которая его ждёт - "100 главных принципов дизайна" Сьюзан Уэйншенк. Обе на самом деле простенькие, зато там очень практичная психология, а Кита сейчас особенно интересуют именно пособия в стиле how-to-win. Десять лет, время соревнований.

А Еве ещё пять, у неё время сказочного воображения. Поэтому мы с ней читаем нейропсихолога Оливера Сакса. Самая мощная его книжка - "Человек, который принял жену за шляпу". Есть ещё "Антрополог на Марсе", "Глаз разума" и несколько других. Все они посвящены работе мозга на примерах необычных состояний и патологий.

При этом Сакс описывает не просто истории болезни, а скорее, истории жизни "невзирая на" - и только после этого переходит к теориям, которые пытаются объяснить все эти случаи. Своим учителем в этом подходе он называет советского психолога Александра Лурию. И смело посылает подальше современных маститых ученых, которые советуют ему сперва излагать стройную теорию, а потом уже подкреплять её историями пациентов - потому что именно такой подход оставлял за бортом те странные случаи, которые разбирает в своих книжках Сакс.

Включая и собственные отклонения: в книжке "Глаз разума" он рассказывает, например, о проблеме узнавания лиц. Уже будучи пожилым, Сакс обнаружил, что его старший брат страдает тем же. И понял, что их мать, которую считали патологически застенчивой, на самом деле страдала не от "душевной" болезни - она просто не распознавала людей по лицам, и оттого ей было трудно общаться. Оказалось, что таких людей в мире- миллионы.


У меня, к слову сказать, ровно противоположная история: я отлично вспоминаю лица, даже те, что видел мельком много лет назад; зато я нифига не помню имена. И только читая эту книжку, я осознал, что меня всю жизнь выручала визуально-моторная память. Я запоминаю, как выглядит написанное имя человека (в подписи к фото, в адресе почты) или какие-то действия, которые делает человек с этим именем - и уже через это устанавливается связь имени и лица.

Подобных историй в книгах Сакса ещё много. Там есть люди совсем без памяти, которые каждый день просыпаются новой личностью - и люди, которые открывают у себя феноменальную память на цвет и звук после того, как они перестали распознавать буквы, знаки и формы. Есть нелюдимые дети-аутисты, которые подружатся с вами, только если вы назовёте им следующее двенадцатизначное простое число - и есть хирург с синдромом Туретта, который проводит сложные операции и летает на собственном самолёте.

Короче, фантастика нервно курит в сторонке. А русская фантастика при этом курит чужие окурки.

Но кстати, если вы думаете, что в пять лет ещё рано читать Оливера Сакса: просто вспомните, какие книжки вам читали в этом возрасте. Вот например сказка "Крошечка-Хаврошечка": фантастически способная девочка-аутистка, которую понимает только корова, плюс три сестры-мутантки с визуальными патологиями. Или вот Колобок - тяжелый инвалид, лишённый всех конечностей, выживает только благодаря пению. Ну а Красная Шапочка, которая не может отличить волка от бабушки - это же задняя кортикальная атрофия, которой страдает "Человек, который принял жену за шляпу".

наука, визуальное, психогеография, дети, медицина, книги

Previous post Next post
Up