Крайне важные советы про гитару

Mar 04, 2021 12:57

Я снова наткнулся на рассуждения о том, как деревяшка, из которой сделан корпус электрогитары, влияет на её звук. Привычно поразился тому, что люди рассуждают про некий «резонанс», несмотря даже на то, что «резонанс» - это кратное совпадение частот, которое увеличивает амплитуду одной из волн, а потому, если бы это действительно на что-то влияло, ( Read more... )

контрманипуляция сознанием, юмор

Leave a comment

Comments 61

vi4kin77 March 4 2021, 11:49:17 UTC
В целом же, материал электрогитары влияет на одно: стабильность характеристик при изменении температуры, влажности и тому подобное. Остальные рассуждения "за звук" бессмыслены, но как растраивается гитара при изменении на улице температуры, дождь/сухо, давление повысилось/понизилось- это знают все, кто пользуется инструментами. От материала зависит многое, но ваще не там, о чём в посте ни слова.

Reply

lex_kravetski March 4 2021, 12:25:37 UTC
> В целом же, материал электрогитары влияет на одно: стабильность характеристик при изменении температуры, влажности и тому подобное.

На самом деле, дерево тут влияет не в лучшую сторону. Оргстекло или пластики были бы устойчивее. Из-за того, что используется дерево, в разное время года и при разной влажности гриф прогибается туда-сюда, поэтому для восстановления расстояния струн от грифа приходится использовать как минимум анкерный винт, а иногда ещё и регулировку бриджа, если таковая предусмотрена конструкцией. Пластик же очень слабо впитывает влагу, поэтому эти настройки можно было бы делать пару-тройку раз за много лет. Но вот с абсолютно любым деревом её приходится делать несколько раз в год минимум.

Reply

vi4kin77 March 4 2021, 12:43:48 UTC
Пластики, по факту, гораздо хуже по реакции на температуру из-за изоморфности. Металлы невозможно использовать из-за экранирования и совершенно непотребных неупругих деформаций. Соответственно, только композиты без пластиков И дерево тут идеально подхрдит как вообще единнственное, что приемлимо для данных целей. Тем паче, что оптимальные сочетания деревянных композитов разработаны заранее для других конструкций ( не только музыкальных). Итого: альтернатив деревяшкам пока нет. Оптимальные режимы для выбранных условий уже есть и в ГОСТы внесены, зачем выдумывать велосипеды, которые хуже существующих? А анкер я и так крутить вынужден при любых материалах гитары.

Reply

lex_kravetski March 4 2021, 13:06:07 UTC
Из оргстекла гитары делать уже неоднократно пробовали. А портативные гитары почти в 100% случаев делают именно из пластика. И все они на практике гораздо меньше нуждаются в подстройке кривизны грифа.

Перепады температуры - незначительные. На лютом морозе и под палящим солнцем люди играют редко. Реальный диапазон температур - от 22 до 28 градусов. Поэтому колебания температуры на практике не особо заметны. Вот влажности - таки да. Из-за них при постоянной, в общем-то, температуре в квартире гриф всё равно гуляет туда-сюда.

Reply


ext_4740521 March 4 2021, 15:43:28 UTC
есть такая штука - сустейн. продолжительность звучания взятой ноты. в значительной степени зависит от фурнитуры, т.е. стоит там обычное тремоло или флойд.
но также зависит и от дерева, с большей плотностью - сустейн дольше. фанера/дсп/ёлка нормального сустейна не дадут. но опять же, - сустейн связан с собственными частотами, здесь плотность материала играет роль.
у меня есть определенная уверенность в этих вопросах, т.к. последние лет 10-15 играю в том числе на безладовых электрогитарах, а там становится очевидно, что и как влияет на скорость затухания звука. и таки механика, материал грифа/корпуса вносят примерно равную лепту в итоговое.

Reply

tesanoff March 4 2021, 15:51:15 UTC
Как токарь по дереву (любитель) скажу, что кроме плотности у дерева есть ещё вязкость и упругость. В токарном станке это особенно заметно. Например дубовую палку диаметром 25 мм можно проточить без проблем, а такая же палка из ясеня будет вибрировать во время точения, и если не принимать специальных мер по погашению колебаний, то поверхность после резца будет волнистая. Клён - тоже упругий (но в меньшей степени чем ясень).

Reply

ext_4740521 March 4 2021, 15:58:09 UTC
согласен, плотность не единственная характеристика, влияющая на результат.

Reply

lex_kravetski March 4 2021, 15:53:38 UTC
Очень хорошая теория. Жаль, неправда. Поскольку на затухание колебаний влияют только трение струн о места крепления и близость к струнам + сила магнитов на звукоснимателях.

Но, конечно, всё равно каждый раз интересно: складывается ощущение, что самое главное в гитаре - возможность исполнить на ней ту самую песню Гари Мура. И не смотри, что он там фидбэком воспользовался: на правильной гитаре такое должно получаться само.

Reply


tesanoff March 4 2021, 15:44:51 UTC
Вменяемые гитаристы как правило признают, что гитара должна _нравиться_ исполнителю. А всё остальное - малосущественно. Если гитара нравится, и если на ней приятно/удобно играть - звук действительно будет другой. Но не потому что гитара какая-то-там особенная. А потому что она нравится исполнителю и в результате он на ней играет чуть иначе.

А "нравится" - это функция очень многих переменных. В том числе и материала корпуса. И цвета. И степени потёртости.

Что впрочем не отменяет и очевидные физические различия между разными гитарами. Например, сустейн на гитаре с толстым грифом будет более продолжительным, чем на гитаре с тонким грифом. Ну просто из-за разной механической жесткости конструкции. Ну и некоторые другие параметры точно так же привязаны к механическим свойствам. "Если это можно услышать - значит это должно быть возможно измерить".

Reply

lex_kravetski March 4 2021, 15:59:31 UTC
> Вменяемые гитаристы как правило признают, что гитара должна _нравиться_ исполнителю.

Вот это я однозначно подтверждаю: почти самое главное, какая гитара на вид и на ощупь. На втором месте стоит то, насколько просто там всё настроить так, чтобы струны было прижимать легко, и они при этом не дребезжали. Всё остальное как угодно настраивается в компьютере, поэтому на него в среднем можно положить болт.

> А потому что она нравится исполнителю и в результате он на ней играет чуть иначе.

А играет чуть лучше, поскольку берёт её поиграть чуть чаще, ибо она манит взор.

> Например, сустейн на гитаре с толстым грифом будет более продолжительным, чем на гитаре с тонким грифом.

В среднем, разницы не будет вообще.

> Ну просто из-за разной механической жесткости конструкции.

Ну, это только если мы сравним версии гитар из железобетона и из пластилина - вот там, да, отличия будут заметны.

Reply

tesanoff March 4 2021, 16:09:53 UTC
> В среднем, разницы не будет вообще.

Если надо, не поленюсь и найду ссылку на ролик, где товарищ сравнивает два Стратокастера с грифами разной толщины. Именно по продолжительности сустейна. Разница прям есть. Не в разы конечно, но есть.

Этот же самый товарищ, кстати, тоже считает, что "нравится" - это самый главный параметр гитары.

Кстати, зря считаешь, что разные деревяшки по упругости мало отличаются. В этом смысле, даже две разные твердые породы могут быть как небо и земля (тот же ясень и падук, например). Ясень - считай что пружина, а падук - практически камень по сравнению с ясенем. А ведь грифы ещё и клеёные можно делать из разных пород...

Reply

lex_kravetski March 4 2021, 16:24:24 UTC
> Если надо, не поленюсь и найду ссылку на ролик, где товарищ сравнивает два Стратокастера с грифами разной толщины. Именно по продолжительности сустейна. Разница прям есть. Не в разы конечно, но есть.

Можно сравнить два совершенно одинаковых и даже там будет какая-то разница. Потому что где-то там не очень хорошо отшлифовано, струны - даже одной марки - не совсем идентичные, где-то гриф децл отклеился и чуть-чуть шатается, и т.д. И, самое главное, звукосниматели находятся на чуть-чуть разных расстояниях (а вот их близость и сила как раз сильнее всего и влияют).

Но если сравнить много экземпляров, то в среднем будет один хрен, не взирая на толщины и породы деревьев.

> Кстати, зря считаешь, что разные деревяшки по упругости мало отличаются. В этом смысле, даже две разные твердые породы могут быть как небо и земля (тот же ясень и падук, например).

Это наверняка как-то влияет на мебель и дома, но для натянутой струны они все - одинаковые толстые палки. Особенно, если учесть, что внутри у них ещё и металлический стержень.

Reply


crazysage March 4 2021, 15:48:19 UTC
Тем не менее, если мы возьмём музыкальную шкатулку без корпуса (такие очень любят продавать во всяких туристических магазинчиках), и попробуем её крутить в воздухе, то звука практически не будет слышно, а если мы её прижмём к поверхности стола или подоконнику - звук резко станет громче. Так что резонанс есть. И в электрогитаре он по логике тоже должен быть с волнами дошедшими к звукоснимателю от струны и от корпуса.

Reply

lex_kravetski March 4 2021, 16:03:32 UTC
> Тем не менее, если мы возьмём музыкальную шкатулку без корпуса

Корпус в шкатулках и акустических инструментах нужен, чтобы большая доля энергии колебаний струны/заусенцев превратилась в колебания воздуха, а не тупо в тепло. В электрогитарах нужно прямо противоположное: там идеальным было бы то, что струны воздух не колеблют вообще, а потому меньше энергии переходит в колебания воздуха, но зато больше - в электрические волны внутри катушки звукоснимателя.

> Так что резонанс есть.

Самое главное, есть закон сохранения энергии. Благородная духовность дерева в энергию, увы, не превращается, а потому добавить энергии корпус не может.

Reply

crazysage March 4 2021, 16:07:29 UTC
Я не понимаю, как закон сохранения энергии должен мешать резонансу, когда резонанс это сложение отраженной волны с прямой с совпадением фаз, приводящее к увеличению амплитуды.

Reply

lex_kravetski March 4 2021, 16:14:21 UTC
> Я не понимаю, как закон сохранения энергии должен мешать резонансу

Резонанс без подвода энергии вообще ничего не даст. Примерно вот этим закон сохранения и мешает: вся энергия передана струне в тот момент, когда её дёрнули. После этого вопрос только в том, как быстро она будет рассеиваться и куда именно. Амплитуда после этого момента уже не возрастёт - может возрасти только амплитуда какой-то из гармоник за счёт понижения амплитуд каких-то других гармоник. Но их суперпозиция уже не поменяется - она ведь и есть энергия.

Reply


v1adis1av March 4 2021, 22:54:00 UTC
Курсе на четвёртом или пятом приехал я в августе в общагу с каникул, и захотелось на гитаре побренчать. В комнате валялась чья-то разбитая гитара, гриф и струны были целы. Нашёл десяток саморезов и фанерный посылочный ящик, померял, чтоб 12-й лад был посередине, прикрутил ящик вместо деки к грифу и играл себе. Звук был на удивление пристойный. Видно, ящик был сколочен каким-то Страдиварием из резонансной ели.

Reply


Leave a comment

Up