Напротив Мемориального Музея Космонавтики расположен Мемориальный Музей Промышленности, ранее известный как Выставка Достижений Народного Хозяйства. Как и раньше, сейчас там тоже показаны достижения современного народного хозяйства - множество торговых точек, на которых современные народные хозяйственники продают гражданам изделия китайской промышленности, созданные на основе европейских, американских и японских разработок.
Поверх торговых палаток с советских времён сохранились дворцы для народа, всё ещё пытающиеся своей масштабностью напомнить, как именно должны выглядеть достижения, однако в целом положение вещей лично мне, атеисту, добавляет понимания известной новозаветной притчи, где Христос, зайдя как-то раз в храм, рассвирепел и тоталитарно выгнал оттуда всех торговцев.
Поход на ВДНХ - это праздник со слезами на глазах, схожий с посещением тех мест, где на руинах когда-то великой цивилизации долгое время жили уничтожившие её варвары, предаваясь своим простым, варварским развлечениям. Осколки былого величия смотрят на туриста с немым укором и застывшим на века вопросом «но как?». «Но как, блин, вы могли променять нас на лоток с шаурмой?». Мы - увековеченные в бронзе и золоте представители братских народов, застывшие в вечном хороводе дружбы, вынуждены смотреть на то, как вы выясняете, кто из вас больше понаехал и кому из вас сильнее принадлежит каждый кусочек нашей общей страны. Опомнитесь, пока ещё не слишком поздно.
Я люблю и ненавижу это место. Когда я бываю там, я теряю самоконтроль и душевное равновесие. Пришедши вынужденно за покупкой, я добираюсь до очередного дворца-базара и понимаю, что у меня пропало желание что-либо покупать. Я вместо этого предпочёл бы что-то построить. Но то, что я смогу построить один, не сравнится даже с перилами одного из этих чудесных дворцов.
В этот раз, правда, я попал на ВДНХ с иной целью. В Москву приезжал Бас Лансдорп - соучредитель проекта
MarsOne, а пригласившие меня на встречу с ним
создатели проекта
Марс-Тефо, предложили заодно посмотреть и их проект.
Марс-Тефо - это некое межжанровое начинание, представляющее из себя что-то среднее между лекторием, аттракционом и музеем. Кроме маленького лекционного зала и нескольких комнат с мониторами, там имеется несколько залов с интерактивными упрощёнными моделями предполагаемых нюансов существования марсианской базы. Ничего особо сногсшибательного от этих моделей ждать не стоит - видно, что финансы у создателей проекта были крайне скудные, поэтому интерьер собран из подручных материалов и явно отстаёт от изначальной задумки. Однако обаятельность трудового творческого коллектива, проявленная ими изобретательность в построении фрагмента марсианской базы из подручных средств и количество устраиваемых просветительских мероприятий это с лихвой компенсируют.
И что немаловажно, они - это то единственное, что в павильоне «Космос» связано с космосом. Я вошёл в павильон через главный вход. Стены музея, где советским гражданам демонстрировалось будущее - расширение их дома-Земли на всю вселенную - осунулись и омертвели. Музей ведь всех обманул: в будущее, которое им обещалось, мы так и не попали. Вот и постарел он безвременно от осознания сего.
Хотя, есть мнение, музей не при чём. Он сделал что мог. Но смотреть на торговлю семенами под своими циклопическими сводами, думаю, ему всё равно невыносимо грустно.
Поэтому спасибо вам, Марс-Тефо, что хотя бы в тех масштабах, которые смогли себе позволить, вы показываете ему, что не всё ещё потеряно. Слепи вы свою экспозицию из одних только спичек и изоленты - это и то уже был бы шаг вперёд по сравнению с тем, что есть. Я не знаю как, но добейтесь того, чтобы в павильон «Космос» вернулось то, что в нём и должно быть - космос. А торговцы семенами переехали в другие, более подходящие для этого места. Тогда, быть может, морщины на штукатурке разгладятся и музей снова открыто заговорит о будущих свершениях, вместо его нынешних безмолвных намёков на былые надежды.
Фотографии строго позитивны - на них нет торговли цветами, на них есть то, что должно быть.
Фотографии лучше смотреть в
полноэкранном режиме.