«Вы говорите, что уровень благосостояния упал, но гляньте, как много на улицах дорогих автомобилей».
По мнению ряда граждан эта фраза - непробиваемый аргумент в пользу зашкаливающего роста благосостояния населения. А также сигнал о том, что и дальше надо продолжать в том же духе, не глядя ни на какие кризисы.
Когда-то наша страна была тоталитарным совком с неэффективной плановой экономикой. Потом честные и доблестные борцы с компартией, - многие из которых в этой партии по неясной причине состояли, - решительно поменяли положение вещей, чем наполнили полки магазинов колбасой, а улицы - дорогими автомобилями. Несколько странно: они и до разрыва с социализмом находились у руля, но что-то, видимо, мешало им сделать то же самое.Но не суть.
Суть в том, что теперь наконец-то наступили свобода и процветание, что можно запросто ощутить, просто посмотрев на проезжую часть. Где с раннего утра до позднего вечера неторопливо - со средней скоростью пешехода - движутся полчища красивых автомобилей.
Что тут, казалось бы можно возразить? Ну, например, можно запостить картинку.
На картинке изображены результаты занимательного эксперимента, поставленного группой мюнстерских энтузиастов (Мюнстер - это немецкий город такой). В первом кадре запечатлена группа людей и то место на дороге, которое они займут, рассевшись по личным автомобилям. Если, конечно, не будут соблюдать дистанцию и следовать по своей полосе - иначе ещё раза в четыре больше. Второй кадр показывает, сколько места они же займут в автобусе. Одном автобусе. Ну а на третьем - что будет, если они сядут на велосипеды.
После этого статью можно было бы и закончить, поскольку наблюдаемый эффект «множества автомобилей на дорогах» отлично раскрывается этими тремя кадрами. Но я, тем не менее, продолжу.
Якобы адское количество благосостоятельных граждан, наглядно иллюстрируемое, как некоторые думают, пробками из иномарок, на деле оборачивается тем, что благосостоятельных на самом деле мало, но зато они занимают много места. Чем услаждают взоры сторонников капитализма.
Много ли автомобилей в стране? Статистика свидетельствует: на 2009-й год в России зарегистрировано порядка 32 миллионов легковых автомобилей (
http://www.driveonline.ru/news/kolichestvo_avtomobiley_v_rossii.html). Сюда входят все автомобили, как находящиеся в личной собственности, так и в государственной, корпоративной, и даже те, которые давно уже сгнили на какой-нибудь богом забытой автостоянке, но не были сняты с регистрации. Оптимистично предположим, что в личной собственности и одновременно на ходу находится половина от этого количества. То есть, 16 миллионов.
Там же по ссылке написано, что за 2008-й количество автомобилей увеличилось на 6,5%. Положим, что та же тенденция сохранилась и в ближайшие годы. Тогда в 2010-м количество легковых автомобилей в личной собственности увеличилось примерно на миллион штук. То есть, их стало 17 миллионов.
Теперь, внимание, в РСФСР 1987-го года в личной собственности находилось порядка 7,2 миллиона автомобилей (
http://www.abw.by/archive/278/v-ist3/ - там, правда, опечатка в разбиении по республикам, неправильно поставлен разделитель разрядов) . Это количество прирастало со скоростью примерно 600 тысяч штук в год. Если бы СССР развивался с той же скоростью и просуществовал бы до наших дней, то к 2009-му в нём было бы 20 миллионов личных автомобилей. Ну ладно, вычтем какое-то количество за счёт амортизации (хотя до сих пор многие ездят на машинах двадцатилетней давности). Однако, если так, то тогда и на развитие тоже накинем. Ну, немножко совсем. В общем, в сумме пусть будет 15 миллионов. В любом случае, разница не так велика, как с виду кажется.
Самое главное, в СССР была установка на развитие преимущественно общественного транспорта. Сейчас такой установки нет. Однако количество личных автомобилей (кроме того, в половине случаев ещё и импортных) почему-то примерно то же. Успех капитализма? О да. Ведь эти автомобили можно увидеть прямо посреди дня, собранные в одном месте.
Иными словами, основная заслуга капитализма не в росте количества автомобилей, а в отказе от генеральных планов развития инфраструктуры городов. Которое как раз и заставило автомобили стоять, а не ездить. Плюс, конечно, сосредоточение львиной доли средств личного транспорта (да и средств вообще) в Москве и ещё нескольких крупных городах. Зато, как оказалось, многим такое сильно радует глаз.
Конечно, в те страшные социалистические времена граждане были вынуждены ездить на ужасных совковых автомобилях, а теперь, пусть десятая часть населения, но всё-таки пересела на козы́рные иномарки. Хоть в этом плюс.
Чтобы оценить масштабы плюса, заглянем в статистику зарплат (
http://www.gks.ru/wages/wag10.htm). И прикинем, сколько среднестатистическому гражданину придётся копить на козы́рную иномарку. Чтобы это было проще сделать, преобразуем статистические данные из распределения в иную форму - в график, на котором показана, какая часть населения имеет зарплату выше, чем то, что подписано на оси икс.
Из графика видно, что половина населения имеет зарплату ниже 15 000 рублей в месяц. Даже на сильно подержанную, совершенно некозы́рную иномарку, ценой в 300 000 рублей, им пришлось бы копить 20 месяцев. Если бы они откладывали всю зарплату, конечно. А учитывая, что им надо ещё платить за квартиру, что-то кушать, во что-то одеваться и т.п., они будут копить лет десять в лучшем случае. Лишая себя при этом отдыха на югах, больших телевизоров и прочих благ современности. А в худшем не накопят никогда.
Не ограничивая себя во всём, за разумный срок сумеют скопить денег те, у кого зарплата хотя бы выше 50 000. Таких, как видно из графика - 7% населения. У семи процентов теперь, через двадцать лет после развала проклятого нищего совка благосостояния достаточно для подержанной иномарки.
А чтобы купить неподержанную, козы́рную и при этом не жить двадцать лет на хлебе и воде… ну, если такая стоит тысяч семьсот, то наверно надо иметь хотя бы 75 000 зарплаты. А лучше даже 100 000. Однако людей с такой зарплатой полтора процента населения. Есть, конечно, ещё владельцы крупного и среднего бизнеса, но даже в сумме с ними вряд ли выйдет больше двух процентов.
Итого, всё видимое благолепие в слабодвижущихся городских потоках обеспечивает в лучшем случае одна пятидесятая часть населения. Обеспечивает, благодаря эффекту, наглядно раскрытому мюнстерскими энтузиастами.
Кто-то, конечно, берёт зверский кредит и после этого живёт чуть не впроголодь, но зато с козы́рной иномаркой, кто-то довольствуется изделиями отечественного автопрома, но всё равно даже абы какой автомобиль есть только у десятой части населения. При этом, практически то же самое было бы даже при сохранившимся и вообще не развивающемся СССР. Стоило ли ради того, чтобы дополнительные полпроцента населения получили личный автомобиль, ломать страну? Стоило ли ради возможности для сотни тысяч человек сесть на мега-роскошный автомобиль устранять социальные гарантии? Стоит ли ради нескольких сверхдорогих машин на улицах города превращаться из сверхдержавы в сырьевую неоколонию? Вообще, компенсирует ли чей-то личный автомобиль ту бедность, в которой живёт половина населения? Некоторые граждане считают, компенсирует. Сто́ит. Всё отлично.
Эта статья на «Однако»