Славный Новый Мир: те́ки

Nov 02, 2007 14:46



Исправление настоящего не имеет смысла без представлений о будущем. Представления о нём бывают разные - некогда люди успели наплодить массу утопий из серии «мечтаю, чтобы было так». И хотя часто было понятно, что так никогда не станет, такие представления всё равно имели некоторый смысл: они задавали некоторую точку отсчёта, своеобразный идентификатор «свой-чужой». Хочешь, чтобы было так, пусть даже так не будет, - ты наш. Не хочешь - наверно ты не с нами.

Прогнозы, более приближенные к реальности, и смысла имели больше. Некоторые прогнозы были настолько удачными, что не просто предсказывали будущее, а его формировали. Так произошло, например, с некогда фантастической концепцией роботов. А старания художников, рисовавших дизайны будущего, подтолкнули их потомков к воплощению этих дизайнов. Дело в том, что потомки будущее подсознательно представляли себе именно так, как когда-то видели в книжках и фильмах.

Я искренне надеюсь, что «саду цвесть». Несмотря на сопротивление нынешних властьимущих, система поменяется и жизнь повернётся лицом ко всем людям, а не только к наиболее богатым их пяти процентам. И эта жизнь уже будет другой. Но вопрос - какой? Вот на эту тему я и предлагаю подумать. Засылайте свои прогнозы, свои предложения, а их стиль я сейчас проиллюстрирую первой статьёй по теме.

Те́ки

Так - с ударением на первый слог - я обозвал всевозможные хранилища информации, которые уже и сейчас существуют. И, что характерно, существовали с древнейших времён. Не побоюсь громкости фразы, - цивилизация начинала свой расцвет именно с них. Обобщение информации и обеспечения широкого доступа к ней дало резкий скачок в развитии. Века сменялись, идея оставалась, хотя внешняя её форма модифицировалась. В частности, поиск требуемой информации существенно облегчила идея каталогизации, а компьютеры ещё более ускорили процесс поиска.

Однако посещение современного хранилища книг - библиотеки - ассоциируется с визитом в царство полумер. Часть каталогов библиотек уже есть в электронном виде, заказать книги из хранилища опять же можно при помощи интернет-форм, но прирост скорости доступа всё равно не столь существенный, как хотелось бы. Всё равно многие действия выполняются механически, а потому долго. Есть мнение, что надо по другому. И по другому будет.

Начнём с того, что тяжёлый труд по переводу бумажных экземпляров в электронный вариант уже начался. Причём, начался он далеко не вчера и местами идёт полным ходом. Логично предположить, что следующий шаг - доступ в библиотеку по интернету, без физического присутствия. И это тоже уже сделано - онлайн-библиотеки нам всем хорошо известны и нами же любимы. Аналогично известны нам системы, продающие музыку по сети - в виде mp3-файлов. Но файлы всё равно надо скачивать, что приводит к разрастанию личных хранилищ, по сути дублирующих «библиотечные».

Зачем дублировать? Надо сделать централизованную систему хранения, и пользоваться ей «онлайн». Ширина современных каналов связи вполне это позволяет, а когда сотовая связь будет идти по ценам, близким к себестоимости, то и цена переданного контента окажется весьма и весьма низкой.

Как это должно выглядеть? Почти элементарно. На каждого виртуального подписчика «те́ки» заводится одна универсальная учётная запись, с помощью которой он авторизуется и получает доступ к хранилищу (зачем вообще нужна запись, я проясню чуть позже). Получив доступ, он с помощью системы поиска находит нужную книгу, музыку или фильм и читает/слушает/смотрит их сразу «в прямом эфире» - не скачивая предварительно весь контент на своё устройство доступа. Иными словами, ста мегабайт памяти за глаза хватит для пользования системой, даже с учётом всевозможных буферов и прочего. При этом отпадает необходимость хранить кучу книг и дисков дома - всё есть в единой Те́ке (понятно, что информация внутри сей организации всё дублируется, а дубликаты разносятся пространственно, чтобы форс-мажор не мог безвозвратно уничтожить информацию).

Устройством для доступа и восприятия может быть стационарный компьютер, КПК, мобильный телефон или даже простой плеер - если введён стандарт, то всё совместимо.

Тут возникает вопрос: это что же, значит, информация становится бесплатной? А как же авторы? С каких денег они будут жить? Да эта система просто убьёт профессиональную литературу и музыку. Должен вас успокоить: не убьёт. А даже оживит. Убьёт данная система только паразитирующих на искусстве - в частсности, издателей, присваивающих за просто так 95% выручки.

Как говорилось выше, у пользователя системы есть идентификатор, с помощью которого он обращается к системе. Если срок давности на произведение вышел, то доступ бесплатен, за исключением мизерной оплаты трафика. Если срок давности не вышел, то доступ платный. Осуществляется оплата следующим образом: подписчик имеет счёт, с которого при доступе к произведению списываются деньги в пользу его автора (некоторый процент отчисляется самой Те́ке, но это очень небольшие деньги, буквально копейки - система берёт масштабностью). Десять процентов произведения поставляются бесплатно для ознакомления. Остальная часть платная, но плата взымается по мере доступа. Если книга - полный отстой, то читатель заплатит только за ту часть, которую он прочитал.

Следующий момент. Книга оценивается, положим, из расчёта тридцать копеек за десять страниц. Музыка - пятьдесят копеек минута. Это - госцена. Она фиксирована, не зависит от автора и не может быть изменена. Книга поступает в полное распоряжение подписчика, положим, после двух прочтений. Музыка, положим, после четырёх прослушиваний. Таким образом, при первом прочтении читатель заплатит только половину цены книги, а третье и последующие для него будут бесплатными. С музыкой при первом прослушивании платится четверть, а с пятого прослушивания начинается бесплатный доступ.

Легко видеть, что система предельно справедлива. Подписчик оплачивает информацию только по факту её получения, оплата фиксирована и конечна - то есть, имеется полная аналогия с покупкой произведения. Кроме того, подписчик платит полную сумму только за то, что ему понравилось, чего лишены покупатели книг, музыки и фильмов. Вдобавок теперь купленную книгу нельзя потерять, диск поцарапать и так далее. Практически сказка.

Автор теперь не стеснён издателем, гарантированно получает деньги за все потреблённые экземпляры (а то сейчас издательства практикуют схему единичной выплаты автору, но постоянного получения прибыли - особенно с молодыми авторами) и вообще экономит кучу времени - равно как и читатель. Более того, автор получает возможность поправить ошибки в уже «опубликованном» произведении. Уникальная возможность.

Издатели, соответственно, идут лесом, что приводит к существенному понижению цены книг и прочего. Да-да, пятьдесят, тридцать рублей книга. Пятьдесят, тридцать рублей музыкальный альбом. Автор же получает те же суммы, что и раньше, даже больше. Например, Стивен Кинг с его миллионными тиражами и получил бы десятки миллионов рублей за книгу. Халтурщик же и халявщик получит мало - не будут читать до конца, если вообще будут. И всё это при минимальном, почти нулевом риске. Написал - выложил в Те́ку. Кто хочет - читает. Плохо написал - мало получишь. Хотя всё честно: что ты Стивен Кинг, что Вася Пупкин, твои десять страниц стоят тридцать копеек. Твою крутизну оценят читатели, а не магазин.

Меня спросят: а как быть, если после первого же доступа подписчик с помощью спецпрограммы запишет себе альбом на диск и будет его бесплатно слушать уже с первого же раза? А то и с нулевого - просто перепишет у того, у кого уже есть бесплатный доступ. Получается «пиратство»? Отвечаю: оно есть уже сейчас. Диски уже переписывают, да и книги вполне себе сканируют и распространяют. Однако, - тут внимание, - цена пространства, занятого музыкой на винчестере, сравнима с оплатой произведения в Те́ке. Выигрыша в результате нет - скопированное обходится в ту же цену. Даже если копиравать на болванку – те же двадцать-тридцать рублей в результате. Вдобавок болванку надо носить с собой, чтобы музыку слушать. Или же копировать с неё на карту памяти, что явно пары сэкономленных рублей не стоит. С книгами, конечно, иначе. Там цена пространства явно ниже, а копирование произвести существенно проще. Но с этим ничего не сделаешь - бесплатно читают книги уже сейчас. Проблему решит только снижение цены одного прочтения. Если первое прочтение обходится в пятнадцать рублей, то мало кто будет геморроиться, чтобы отыскать где-то данную книгу забесплатно и эти деньги сэкономить. Проще их заплатить и не парить себе мозг. Большинство, - если зарплаты будут нормальные (а они будут), - так и сделает.

Теперь про реальность описанного.

Описанное реально настолько, что его можно воплотить в жизнь уже сегодня вечером. Единственно, фильмы по мобильной связи пока что смотреть наверно не выйдет. А вот книги и музыку - только в путь.

Однако сегодня вечером праздник не состоится. Капиталистическая система, основанная на присвоении чужого труда, будет до последнего сопротивляться внедрению описанной схемы. В первую очередь этому будут сопротивляться всевозможные издательские корпорации - кусок хлеба с икрой ведь прямо изо рта вынимают. Вторую проблему составит цена доставки. Если при социализме сотовую связь вполне можно поставлять по себестоимости, то сейчас в данной области имеют место быть сверхприбыли, что, конечно же, сверхприбыльщикам очень выгодно. При высокой же цене на связь доставка будет стоить чуть ли не дороже, чем само произведение. Третими впрягутся литературные агенты и рекламщики - что за бардак, любой теперь без их помощи может опубликовать своё творчество, в том числе и с целью получить за него денег. Наконец, эффективность может быть достигнута только при наличии централизованного хранилища. Если хранилища начнут делить, кому какой автор принадлежит, то поиск нужного контента займёт на два порядка больше времени, чем при единой Те́ке. Да и цены частники могут задрать до небес. Отсюда вывод: сразу после построения социализма в плане культурной информации нам будет счастье. До его построения нам будет как сейчас.

копирайт, теки, социализм-2.0

Previous post Next post
Up