УЖД в Рязановке

Sep 15, 2008 00:58



Краткий экскурс для тех, кто не знает: Рязановский (или Рязановка, как по старинке называю я этот населенный пункт) - это небольшой поселок, расположенный почти на самом краю Московской области, среди глухих лесов и болот Мещеры, где-то посреди Спас-Клепиков и Егорьевска. Добраться туда трудновато: с севера сюда два раза в день приходит сидячий вагон, ведомый тепловозом, с запада народ приезжает с Егорьевска, а с юга в Рязановку дважды в день прибывает автобус из Белоомута. Любопытно, но стандартный контингент у этого маршрута - всего два-три школьника. Рядом с поселком расположено несколько больших дачных массивов, участки на которых в виде подачек выдавались московским работникам оборонной отрасли, а чтобы было, кому ездить, вплоть до начала 90-х годов прошлого века из Москвы сюда приходил пассажирский поезд с плацкартными вагонами - явление уникальное даже для того времени. Сейчас те дачные массивы по большей части пустуют: романтики стали пенсионерами, а новый контингент пока предпочитает селиться в более обжитых местах.

Сюда я приехал пятого сентября, чтобы проведать местную узкоколейку. Приехал - и сразу был ошарашен известием: следом за Шатурой закрывают торфопредприятие и в Рязановке. 1 октября должны рассчитать всех его сотрудников. Однако, в отличие от Петровского и Бакшеевского торфопредприятий, здесь торф все еще добывают и возят, накат на рельсах неплох.

Первым делом, сойдя с автобуса, я решил пройти и узнать, действительно ли поезд на Кривандино уходит в пять вечера (ибо в противном случае мне бы здесь пришлось ночевать). Заодно я посмотрел на замечательные и любопытные с технической точки зрения строения торфоперегруза.



Лебедка, торфоперегруз, Рязановский

Насколько я понял, это - лебёдка для подтягивания вагонов к торфоперегрузу. Интересно, кем было спроектировано это замечательное сооружение.




Вагоны, груженные торфом недалеко от перегруза, слева - вагоны широкой колеи

Миновав железнодорожный переезд, я направился непосредственно к торфоперегрузу, попутно фотографируя вагончики, ожидающие своей очереди вот на это...




Опрокидыватель вагонов, торфоперегруз, Рязановский

Довольно легкие торфовозные гондолы подгоняются под металлическую конструкцию опрокидывателя, закрепляются по несущим частям, после чего вращается специальный механизм, поворачивающий вагон по часовой стрелке.




Торфонасыпное сооружение, Рязановский

Освободившийся торф по насыпному сооружению устремляется наверх, для того, чтобы попасть уже во всем нам знакомый ширококолейный торфовозный вагон. Пути шириной 1520 мм в Рязановке расположены и справа, и слева от перегруза.




Вид на платформу ширококолейной станции "Рязановка"

Не смог я не запечатлеть на память и вот эту уютную станцию, с любовью облагороженную и с шиком обставленную. Зеленую же краску спонсировало руководство Московской железной дороги, поскольку после запуска печально известного "Спутника" в Раменское на Рязанском и Казанском направлении доминирует именно этот типовой вариант окраски сооружений. Следует заметить, что поезда ("электрички" - так их зовут местные жители) летом следуют отсюда три раза в день.




Вид на торфоперегруз. Впереди - объединенный переезд нескольких линий колейности 750 и 1520 мм

Далее я направился в обратном направлении, в сторону станции с типовым и говорящим названием - Торфяная. Типовым - потому, что точно такая же станция и точно такое же депо находились в славном городе Орехово-Зуево, в ту пору, когда жила и процветала самая большая в области система узкоколейных железных дорог, насчитывавшая общей протяженностью более 500 километров. От торфоперегруза до станции и депо проходит около 800 метров пути.




Небольшой перегон от станции Торфяная до перегруза, вид в его сторону, на север




Чуть ближе к станции Торфяная, вид на север




Станция Торфяная. Вид на здание узкоколейного депо

Здание рязановского узкоколейного депо - довольно свежее, хоть и кажется обшарпанным и неухоженным. Сразу за ним располагается брошенное здание старого депо, насчитывающее порядка пятнадцати гейтов для техники.




Заброшенный пассажирский вагончик ПВ-40

Около депо, как видно на предыдущей фотографии, стоит брошенный ПВ-40, представитель семейства самых распространенных пассажирских вагонов на УЖД стран СНГ. Он все еще находится в приличном состоянии, хотя в нем и отсутствуют стекла и внутреннее убранство.




Он же, с надписью "жесткий".

Такие вагоны с 1961 года выпускались Демиховским машиностроительным заводом, ныне изготавливающим для нас электропоезда серий ЭД2Т, ЭД4М, их модификации и переменнотоковые аналоги.




Разобранные тепловозы ТУ7А. Депо "Торфяная", Рязановка.

На запасных путях, обросшие кустами, стоят совсем не старые тепловозы, разобранные на запчасти.




Бортовая стенка тепловоза ТУ7А.

По надписям на их борту можно изучать историю.




Вид на станцию Торфяная. Рязановка.

Вообще, стоя на "Торфяной", я ощущал себя сладкоежкой, попавшим в кондитерскую. Большинство этой техники следовало бы отдать в Переславль, чтобы хотя бы там она нашла свое применение. Очень жаль, что тамошний узкоколейный музей "ушел в себя" и не располагает достаточной территорией, чтобы приютить все тамошние экспонаты.




Рабочий снегоочиститель. Станция Торфяная.

Это нехитрое устройство - снегоочиститель, пробивающий дорогу сквозь пургу и снежные завалы. Будет ли работать эта машина зимой 2008-2009 годов?




Пожарная цистерна около здания депо. Рязановка.

Не следует забывать о том в какой местности расположен поселок. Пожары 2002 года вновь напомнили о том, что если торфяники не разрабатывать, то последствия от их горения могут быть катастрофическими для целого мегаполиса!




Тепловоз ЭСУ2А(?) на смотровой "яме". Станция Торфяная.

Работник музея депо, с которым я имел счастье беседовать, любезно разрешил мне снимать всю технику, а потом открыл двери и показал свою "ласточку". Еще он мне сообщил, что "с минуты на минуту" должен подойти торфовозный состав, что вселило в меня надежду снова сфотографировать "живой" узкоколейный поезд!




Единственный уцелевший пассажирский вагон ПВ-40 рядом со зданием диспетчерской.

А пока я ожидал чуда, мне приглянулся этот замечательный вагончик. Единственный сохранившийся в Рязановке, он возит рабочих на торфополя.




Вид изнутри.

Изнутри он оказался гораздо шире, чем кажется снаружи. В нем расположено 40 посадочных мест. Обычно в тамбуре каждого из таких вагончиков есть своя маленькая печка-"буржуйка", согревающая людей в промозглую погоду, есть свой санузел. В ведении кондуктора (если присутствует таковой) находится ручной тормоз, коим он может остановить вагон.




Вид из тамбура




Паровоз-памятник недалеко от здания бывшего узкоколейного депо

Пока я ждал сцену "прибытия поезда", мне довелось сбегать и посмотреть вот на этот раритет, также в свое время работавший в Рязановке и повозивший немалое количество грузов. Сейчас он стоит глубоко в "кустах" в виде памятника, регулярно, кстати облагораживаемого и любовно подкрашиваемого работниками депо.




Общий вид на горловину станции Торфяная

К сожалению, 5 сентября "прибытия поезда" запечатлеть мне так и не удалось. Время приближалось к отметке 16-40, до отхода "кукушки" оставалось чуть больше 20 минут, а до станции - полтора километра. Так что мне оставалось только вздохнуть и побрести семимильными шагам по направлению на север...




Пригородный поезд сообщением "Рязановка-Кривандино" на станции Рязановка, перед отправлением.

... чтобы сесть в этот удивительный сидячий вагон, снятый в свое время с сообщения "Москва-Курск" и в течение часа наслаждаться прекрасными видами Мещеры, полузаброшенных полустанков и великолепным ходом по одноколейной малодеятельной линии, ведущей из Рязановки в цивилизацию.

Что же ждет Рязановку? Закрывали их уже много раз - работники уже привыкли. Но что же будет с этой местностью после закрытия основного предприятия для целого поселка? Если не будут добывать торф, то не нужна станет и целая сеть УЖД. Да и не только УЖД - ветки на Рязановку и Пилево тоже перестанут существовать, ведь проектировались они таким образом, чтобы поезда с торфом, не пересекая Казанский ход, сразу же попадали в цепкие лапы Шатурской ГРЭС. Более того - стабильная работа торфопредприятия - в интересах не только местных жителей и любителей узкоколеек, но и целого региона. Так что будем надеяться, что здравый смысл восторжествует, и чёрная полоса не окажется последней чертой.
Previous post Next post
Up