Продолжение перевода "оспрейки" о Битве за Британию.
Предыдущие части здесь:
Битва за Британию. Часть 1. Причины и хронология.
https://lewhobotov.livejournal.com/1217658.htmlБитва за Британию. Часть 2. Германская авиационная доктрина и основные типы самолетов.
https://lewhobotov.livejournal.com/1218052.htmlБитва за Британию. Часть 3. Командиры Люфтваффе
https://lewhobotov.livejournal.com/1218774.htmlБитва за Британию. Часть 4. Возможности защитников.
https://lewhobotov.livejournal.com/1219323.htmlБитва за Британию. Часть 5. Командиры Британских ВВС и боевой состав RAF
https://lewhobotov.livejournal.com/1219750.htmlБитва за Британию. Часть 6. Цели кампании
https://lewhobotov.livejournal.com/1220184.html КАМПАНИЯ
От рейхсмаршала Геринга всем подразделениям 2, 3 и 5-го Люфтфлоттена.
Тема: Операция "Адлер".
За короткий промежуток времени вы сотрете английские военно-воздушные силы с лица земли. Хайль Гитлер!
Герман Геринг, коммюнике командирам 2, 3 и 5-го воздушных флотов, 8 августа 1940 г.
Junkers Ju 88A "Шнелльбомбер" был новейшим и лучшим бомбардировщиком люфтваффе, но страдал от таких проблем, как
пожары в полете, что ограничивало его использование.
Первые удары по "Цепному дому": 12 августа Люфтваффе открыли Адлерангрифф серией атак, которые на десятилетия сформировали схему воздушных операций против боеспособных СВР, включая начало операции "Буря в пустыне". За прошедшие 50 с лишним лет стало аксиомой, что первым шагом успешной наступательной воздушной кампании является "ослепление" обороняющихся путем уничтожения их радаров. Обратив внимание на непрерывное электронное излучение, исходящее от таинственного вышек, которыми усеяно английское побережье, и, прослушивая голосовые частоты Королевских ВВС во время Kanalkampf, служба радиомониторинга Martini определила, что немецкие самолеты были обнаружены береговыми установками, а перехватчики Королевских ВВС управлялись по радио с определенных аэродромов, используя информацию, каким-то образом полученную
из их радиоизлучений.
Мартини настаивал на том, что первые атаки Adlerangriff должны вывести из строя Funkstationen mit Sonderanlagen ("радиостанции со специальными установками") и 3 Август Ешоннек дал указание Шперрле и Кессельрингу соответствующим образом спланировать свои первые атаки.
Два командира Люфтфлоттена придерживались совершенно разных подходов к атаке на Радиолокационные станции CH в их соответствующих зонах ответственности (AORs).
Против четырех объектов на юго-восточном побережье Кессельринг решил использовать недавно прибывшие Bf 109E-4/B и Истребители-бомбардировщики Bf 110C-6/D-0 проходят оценку в Erprobungsgruppe 210 ("Испытательная группа 210’, сокращенно ErprGr 210). Первоначально они были созданы для оценки предполагаемых возможностей Stuka.
на смену ему пришел двухмоторный Messerschmitt Me 210, но неизлечимые проблемы с разработкой этого типа привели к тому, что вместо него подразделение было оснащено бомбоносными версиями Messerschmitt Me 210.
Стандартные типы одномоторных и двухдвигательных истребителей Люфтваффе для подтверждения концепции истребителя-бомбардировщика и разработки оборудования и тактики, которые сделают их более эффективными в роли штурмовиков. Против базы ВВС Вентнор на острове Уайт Сперрле применил целую группу Ju 88 (II./KG 51) в режиме пикирующего бомбометания.
В середине утра, после пролета истребителей "Эмилей" (II./JG 52), которые атаковали дюжину "Спитфайры" (610 кв. м) гауптмана Вальтера Рубенса Дерффера вели 12 бомбардировщиков Bf 110 и восемь Bf 109 на север от Кале на высоте 18 000 футов, затем, не долетев до Дувра, повернули на юго-запад параллельно английскому побережью, отрывая свои эскадрильи от целей, когда они проходили на траверзе. Из-за отсутствия возможности отслеживания по азимуту и сбивающей с толку информации о дальности из-за
прохождения радиолокационных станций на траверзе, FC Filter Room обозначил контакт как "X raid" ("сомнительное происхождение, возможно, дружественный самолет"), и попытки перехвата не предпринимались. Самолеты Bf 109 сбросили восемь бомб SC 250 (551 фунт) на Свингейт (Дувр) Радар CH, а самолеты Bf 110 сбросили восемь бомб SC 500 (1102 фунта) на объекты в Певенси и Рае. Полученных повреждений было достаточно, чтобы вывести каждый из них "из строя", вызвав разрыв в радиолокационной сети шириной в 100 миль
на три-шесть часов. Авиационные мачты не были разрушены взрывами бомб, и ни один из жизненно важных приемо-передающих постов не пострадал, поэтому операции возобновились
после проведения ремонтных работ.
Гораздо более эффективной была атака Шперрле в полдень на радар Вентнора. Первоначально управление направляясь почти прямо к Брайтону, полковник Йоханн-Фолькмар Фиссер повел 68 Ju 88A (KG 51 и III./KG 55) на север, обойдя электронную полосу станции Вентнор, затем повернул на запад, пересек границу перед радиолокационной станцией Полинг и направился в Солент. За прикрытием Вентнора отсутствие у Poling возможности определения азимута и сбивающая с толку информация о приближении, а затем удалении
дальности сбивали с толку "счетчиков", что приводило к массированным, не встречающим сопротивления атакам на Центр города, доки и военно-морскую базу Портсмута, в результате чего погибли 96 человек. (Портсмут был самым основная база находилась на западном берегу Ла-Манша и должна была быть нейтрализована, чтобы Зеелове мог продолжить свою деятельность.)
Тем временем 15 других (II./KG 51) повернули на юг из-за Солента и нанесли удар по станции Вентнор с тыла, сбросив на комплекс 15 из своих 74 бомб. И хотя мачты снова не были повалены, ущерб был значительным, из-за чего стройплощадка была отключена на три дня. Когда бомбардировщики начали покидать пораженную цель, наконец появились перехватчики Брэнда (152, 213 и 609 Sqns), которые преследовали убегающих рейдеров на низкой высоте и сбили девять, в том числе Фиссер - до того, как самолеты сопровождения, кружившие высоко в небе, вступили в перестрелку.
Пока радары 11-й группы были отключены, "Люфтфлотте-2" нанесла удар по трем прибрежным " аэродромам-спутникам": Лимпне, Хокингу и Мэнстону. По 0930 делать 17Zs (И./кг 2) вспахали Посадочные площадки лимпн с 140 малых КА 50 (110 фунтов) бомб, делающие его непригодным для использования за день. Вскоре после этого истребители Ju 88 (II./KG 76) разрушили мастерские и два ангара "Хокинга" и превратили в воронки посадочную площадку, выведя ее из строя на 24 часа. Сразу после этого в полдень 210 бомбардировщиков ErprGr атаковали Мэнстон, за ними последовали 18 "Дорнье" (снова I./KG 2), которые уничтожили мастерские, разрушили два ангара и превратили посадочные площадки в воронки от 150 бомб. Жестокость атаки загнала персонал базы в подземные убежища, из которых многие отказывались выходить в течение нескольких дней.
Адлертаг (День орла): 13 августа
Из-за прогноза плохой погоды на следующее утро Геринг отложил проведение Адлертага, который должен был стать "сокрушительным возмездием за нападение англичан на Рур’. Однако некоторые подразделения неизбежно оставались без ответа. Самый разрушительный утренний налет был совершен KG-2 полковника Йоханнеса Финка, который отправил
74 самолета Do 17Z бомбить аэродром Истчерч и военно-морскую базу Ширнесс на острове Шеппи в устье Темзы.
Спускаясь под облаками (и почти не попадая в поле зрения радаров), низколетящие специалисты люфтваффе были замечены, когда они пересекали побережье, но неблагоприятная погода помешала эффективному отслеживанию Корпус наблюдателей.
Поднятый по тревоге с опозданием, Парк поднял в воздух пять эскадрилий, которые поднялись над облаками, позволив 44 "Дорньерам" беспрепятственно бомбить Ширнесс, в то время как 30 других (III./KG 2) двумя волнами нанесли удар по Истчерчу. Сброшенное более 100 фугасных бомб (HE) с высоты всего 1500 футов внезапное нападение разрушило казармы, убив 16 и ранив 48 человек, повреждены все ангары, уничтожены все боеприпасы 266-й эскадрильи и один "Спитфайр", а также пять патрульных бомбардировщиков "Бленхейм IV" берегового командования (53 Sqn). Прибытие с опозданием, преследование 111-я и 151-я эскадрильи сбили пять "Дорнье" во время вылета.
Типичная радиолокационная станция CH. Мачты, на которых установлены проводные передающие антенны, расположены слева, в
линию, ориентированную по сторонам света. Все важные приемные антенны были "натянуты" на четыре деревянные башни высотой 240 футов,
расположенные в виде квадратного радиогониометра, справа.
"Уничтожающий удар возмездия" был, наконец, предпринят в середине дня, когда Шперрле отправил массированную 40-мильную группу из 58 Ju 88 (I и II./LG 1) для бомбардировки аэродромов Боскомб-Даун, Уорти-Даун и Андовер и 52 "Штук" (I./StG 1 и II./StG 2) против Уормвелл и Йовил, за которыми последовал налет Кессельринга на Рочестер и аэродромы Детлинг. С опозданием была поднята по тревоге новая небольшая станция связи ближнего радиуса действия в Уэрте Матрейверс, Брэнд и Парк подняли в воздух восемь эскадрилий истребителей - 77 человек.
Погода помешала большинству запланированных атак на аэродромы, поэтому I./LG 1 вместо этого бомбили Саутгемптон. Позднее обнаружение привело к серьезным разрушениям и жертвам среди гражданского населения в порту и жилых районах Саутгемптона; в конце концов перехватчики вступили в бой и сбили шесть "Юнкерсов". Более медленные "Штуки" вскоре
были лишены истребительного сопровождения (II./JG 53), а "Эмили" повернули домой из-за нехватки топлива. Кратко после этого "Спитфайры" 609-й эскадрильи вступили в бой, сбив шестерых, а 21 выживший повернул назад и разбомбил Портленд. Из-за сильной облачности на высоте 3000 футов 25 "штук" II./StG 2 не смогли найти Йовил и, оставшись без прикрытия, также нанесли бомбовый удар по Портленду.
Примерно через час последовали налеты "Люфтфлотте-2", но большинство атакующих не смогли обнаружить свои цели, которые были скрыты низкими облаками. В ходе забастовки, направленной на обеспечение безопасности Зеелове, в 17:16 IV.(St)/LG 1 нанесла удар по Детлингу, разрушив три столовые и убив 78 человек, включая командира станции, разрушили операционный блок и превратили в воронки рулежные дорожки и взлетно-посадочные полосы, уничтожив 22 морских разведывательных самолета берегового командования "Авро Энсон" (500 кв.м). Уязвимые "Штуки" не понесли потерь, поскольку своевременная атака "Фри Ягд", проведенная JG 26 и ZG 26, эффективно предотвратила перехват.
Береговой наблюдательный пункт.
Когда радары РЭБ выходили из строя, они обычно служили первоначальными источниками информации - о местоположении,
численности, направлении и высоте - о том, что "налет приближается’.
В целом люфтваффе совершили 1484 боевых вылета и понесли значительные потери - 42 самолета, 89 пилотов и членов летного состава были убиты или взяты в плен. В то время как в ходе атак на аэродромы было уничтожено 47 самолетов Королевских ВВС, только один был истребителем, к которым можно добавить 13 потерянных в воздушных боях, при этом три
пилота погибли и еще двое получили серьезные ожоги.
После разочарования Adlertag в связи с неблагоприятными погодными условиями постоянная облачность продолжала сдерживать операции люфтваффе, и на следующий день было совершено всего 91 самолето-вылет бомбардировщиков и 398 боевых вылетов истребителей. ErprGr 210 успешно нанесла удар по Манстону, уничтожив четыре ангара и три самолета Blenheim IF (600 кв.м), в то время как KGs 27, 53 и 55 атаковали восемь аэродромов в ходе небольших налетов, которые нанесли незначительный ущерб. В ходе атаки на Миддл-Уоллоп были атакованы ангары и офисы 609-й эскадрильи, но они потерпели поражение на борту He 111 находились полковник-коммодор Алоис Штокль весом 55 кг и полковник-командор Люфтгау VIII. Уолтер Фрэнк, убивший обоих.
Кроме того, различные зачистки freie Jagd и атаки Stuka на Перевозка грузов по каналу привела к дальнейшим боевым действиям истребителей.
За первые три дня Адлерангриффа Истребительное командование потеряло 36 "Спитфайров" и "Харрикейнов", в то время как ягдваффе потеряли 26 "Эмилей".