Это не "Оттепель", это Вечная Мерзлота! (О сериале "Оттепель", Россия, 2013 год)

Aug 02, 2019 10:01

Добрался я наконец до отечественного сериала "Оттепель", заснятого Валерием Тодоровским ещё в 2013 году.

Краткое сумбурное содержание с Кинопоиска:

Студия «Мосфильм», 1961 год. Виктор Хрусталев - молодой, талантливый оператор. Однажды он выпивал со своим другом-сценаристом Костиком в общаге ВГИКа. И нужно же было такому случиться, Костя выпал из окна и погиб. После его смерти он обнаруживает сценарий, который не был в свое время утвержден, и понимает, что это совершенно чумовая вещь. Он мечтает снять по этому сценарию фильм.
На похоронах он встречается с режиссером Егором Мячиным. И вскоре им подвернулась возможность вместе поучаствовать на съемках картины под названием «Девушка и бригадир». Присутствует в картине и любовная интрига. Виктор и Егор поочередно встречаются со студенткой химфака МГУ Марьяной, которая попадает на их же картину в качестве главной актрисы. Чтобы показать колорит тех времен, в завершении каждой серии звучат стихи и песни той эпохи.
https://www.kinopoisk.ru/film/713333/

Я не знаю, каким образом там же образовались аж 39 напыщенно-положительных многословных рецензий на сериал при  всего 8-ми отрицательных, но свое мнение после просмотра четырех серий изложу лаконично: если бы в Советском Союзе снимались фильмы так, как показано в сериале - вот этими серыми, убогими, совершенно бесталанными и бестолковыми людьми, которые не могут зрителю объяснить ничего, то черта с два эти фильмы собирали бы многомиллионные показатели по зрителям в кинотеатрах тогда, и хрена бы мы сегодня жадно смотрели советские фильмы 50-х, 60-х, 70-х и 80-х годов, любуясь и наслаждаясь актерами, их игрой, мастерскими диалогами, шикарными сценариями, работой операторов.

В "Оттепели", которая по идее должна была быть олицетворением времени наступления послевоенной и послесталинской свободы, раскрепощения, полета души и тела целых поколений советских людей, начавших жить совершенно не так, как жили их отцы и деды, в сильной, непобедимой, восставшей их пепла, рвущейся к Солнцу стране, нет НИ ОДНОГО МАЖОРНОГО ПЕРСОНАЖА(!!!!!). Это, ять, как может быть? Они все убиты личными проблемами, они все пьют, поносят друг друга, склочничают, подгаживают, страдают фиг знает от чего. У всех все плохо. При этом никто не даже не пытается объяснить, как должно быть "хорошо" в его представлении. Я таких совершенно беспомощных и неопределенных диалогов, как в "Оттпели", что-то даже и не припомню. В мексиканских сериалах на 200 серий хватало запаса постоянно поддерживать пусть нехитрые, но интриги между бегающими по кругу героями. Здесь же в  12 сериях с кислыми  лицами скучно жуют давно остывшую манную кашу, которая даже самим персонажам не интересна.

Фильм о советском кинопроизводстве на Мосфильме 1960-х годов, в котором про это расскажут меньше, чем если ты бегом пробежишь по какому-нибудь кинематографическому музею за 15 минут до закрытия. А Мосфильм в 1961 году - это 29 выпущенных фильмов, среди которых "Девчата", "Самогонщики", "Алые паруса", "Чистое небо" и другие.
В сериале же МЭТР - алкоголик (Михаил Ефремов) строгает в перерывах между запоями, больничными и гулянками нечто убийственно-идиотское с песнями и плясками про бригадиршу и колхозника и все вокруг понимают, что занимаются какой-то никому не нужной хренью.
Суетится лишь один-единственный непризнанный гений - молодой режиссер-антисоветчик, жестоко страдающий от необходимости экранизировать на народные деньги истории, которые нравятся народу. Он - целиком современный для нас якобы Гений, который хочет за чужой (народный и государственный) счет фигачить Арт-хаус, который будет понятен ему одному и узкому кругу таких же "воспаривших" гениев не от мира сего. И потому он логично единственный хороший персонаж (по состоянию на пять просмотренных серий) - он ПРОТИВ СИСТЕМЫ в советском кино. Почему "якобы Гений?" А потому как он сам понятия не имеет, что хочет снимать и вообще увидеть на экране.

Самый Главный Герой фильма - якобы маститый и очень талантливый Оператор Хрусталев, по фильму занимается чем угодно (женщинами, пьянством, выяснением отношений с другими женщинами, мутными беседами с Мэтром и Непризнанным Талантом), но только не операторской работой.

Конечно, пока посмотрел только пять серий из двенадцати, но есть стойкое ощущение, что и дальше чуда не произойдет и об атмосфере 1960-х и Советском кино тех времен из "Оттепели" я узнаю не больше, чем о гениальных фильмах и звездных ролях Людмилы Гурченко из одноименного сериала  2015 года выпуска. То есть - НИ-ЧЕ-ГО, кроме полоскания грязного белья, якобы принадлежавшего давно почившим заслуженным людям нашей страны.

Хочется задать вопрос товарищам кинематографистам, которые снимают такие фильмы - а вот ничто не ёкает в душе? Вот вы сегодня обгаживаете тех людей, которые снимали любимые народом по сей день фильмы. А какие фильмы будут снимать уже о вас самих, когда придет такое время? Впрочем, скорее всего - просто забудут, потому что если вам было нечего сказать своего, то что можно снять про людей, которым нечего было сказать?

Ну и все-таки - что же все же там есть хорошего и на кой я его смотрю такие фильмы?
Так все просто - материальная база, декорации, костюмная часть в нашем кино по сравнению с прошлым действительно пришли в очень хорошее состояние.
Теперь хорошенькую мадемуазель в красивом платье можно уже не домысливать по мутной маленькой и темной картинке, а расмотреть каждый локон, каждую складку и оборочку на платье в цифровом качестве. Хоть это радует. Вот если бы к хорошей технике ещё приставить настоящих режиссеров и сценаристов, которым есть что рассказать зрителеям о чем-то  кроме своих комплексов, рефлексий и обид, то может мы когда-нибудь и увидим снова массовое производство хороших и интересных фильмов.

А пока вот так вот...















П.с. И все-таки, главное, что минусет сериал по всем позициям - это скука в глазах абсолютно всех персонажей. Ни у кого нет в глазах огня, желания, страсти. И это в то время, когда попасть на съемочную площадку для обычного человека было по эмоциям что-то сродни полету в космос. Тут же всё всем до фонаря.
И почему все курят как паровозы, просто постоянно? Я такого количества запойно курящих (да и пьющих) ни в одном советском кинофильме не помню - чтобы настолько навязчиво дымили и когда надо и когда не надо. Была надежда скрыть дымовой завесой откровенно очень слабые диалоги? К главному герою Хрусталеву вообще нужно прислушиваться и перематывать назад, чтобы разобрать, что он бормочет себе под нос, причем даже в пиковых сценах наибольшего напряжения сюжета. Он вообще потрясает - одинаковая мина лица и интонация что с любимыми и нелюбимыми женщинами, что с дочерью, что с конфликтным отцом, что перед следователем, предъявляющим обвинение в убийстве.    

мысли, сериалы, 1960-е

Previous post Next post
Up