Мелодия длиной 900 лет

Sep 26, 2019 21:20


- Эпполе-эт, - прогремела она, - сегодня я видела дурной сон.
Слово "сон" было произнесено с французским прононсом.

И.Ильф, Е.Петров, "Двенадцать стульев"

Несколько дней назад король-ужасов-наше-всё Стивен Кинг отмечал день рождения, планета смотрела второе "Оно" в кинотеатрах, а наше-всё представлял новый фильм по своему роману "Доктор Сон". Продолжение "Сияния", если вдруг кто пропустил.
И хотя Кинг в пух и прах разносит Кубриковскую экранизацию "Сияния" 1980 года, в саундтреке "Доктор Сон", как и у Кубрика, звучит оно самое. Отмечаю нотными символами.


С этих звуков начинается одна из самых древних мелодий мира (ей примерно 800-900 лет) - средневековое католическое песнопение "Dies Irae" ("Судный день"). Про рай, про ад, про Страшный суд и страшных судей, про вечность и т.д. и т.п.

Несколько веков назад композиторы сообразили, что если они будут использовать в собственных произведениях "Dies Irae", это будет очень эффектно. Можно цитировать саму мелодию или сочинять музыку на ее текст. Вот до сих пор и используют, никак не угомонятся.
Если вы хотите познакомиться с "Dies Irae" ближе, можно послушать, как она звучит в оригинале, или найти в Википедии длиннющий список авторов классической музыки, которые ее использовали как цитату.
А я возвращаюсь к кино.

Кинокомпозиторы тоже обожают цитировать "Dies Irae" не меньше классиков, особенно в фильмах-хоррорах. С этими звуками всегда связано что-то потустороннее, зловещее, необъяснимое - кто ж откажется использовать в своей музыке такой шикарный маркёр? Один из главных фанатов этого мотива - Джон Уильямс, который с ним развлекается в самых разных жанрах: от "Близких контактов", "Звездных войн" и "Один дома" до "Индианы Джонса" и "Гарри Поттера". Кстати, в поттериане Уильямс так разрезвился, что пошел чуть дальше обычного цитирования и перевернул мотив с ног на голову. Плюс триста очков Слизерину.

Про это хулиганское "вверх ногами" я еще буду говорить, а пока предлагаю посмотреть ролик на тему "Dies Irae - любимая игрушка кинокомпозиторов". Можно дать прозвучать этой мелодии целиком или обрезать к чертовой матери, можно изменить ей ритм или спрятать за заднем плане, клонировать или перевернуть вниз головой - но, что бы с ней ни вытворяли, Dies Irae отлично себя чувствует в любой ипостаси.

image You can watch this video on www.livejournal.com


Здесь всего лишь несколько примеров, а не исчерпывающий список. Может быть, кто-то и ведет статистику "сколько миллионов раз оно звучит в кино", но это не я.

Кроме прямых цитат, на тему "Dies Irae" в кинематографе полным-полно вариаций и всяческих оммажей. То есть ноты звучат вроде не совсем те, но в чью сторону кивает композитор, очевидно.
Навскидку:

И в качестве финального пируэта - немного классической музыки, а то нечестно.
[Тем более, что это тоже почти кино]
Длинный список из Википедии я сюда тащить не буду: за всех композиторов, которые цитировали "Dies Irae", будет отдуваться товарищ по имени Гектор Берлиоз, создатель "Фантастической симфонии".
И не потому что Булгаков удостоил его однофамильца крышесносным знакомством с сатаной, а потому что Берлиоз в своей симфонии наворотил много чего интересного и помимо цитирования "Dies Irae".

"Фантастическая симфония" (1830) - одно из первых крупных сочинений для оркестра, которые стали иметь конкретный сюжет (то есть Берлиоз пишет не только музыку, но и подобие сценария, как для кинофильма). Продолжая расшатывать канон, композитор делает свою симфонию не в стандартных четырех частях, а в пяти. Иногда так делали и до него, но учитывая, что финальная часть посвящена теме "Шабаш ведьм", Берлиоз своей пятичастностью рисует откровенную пентаграмму. По замыслу автора, обнаглевшие ведьмы пляшут и поют именно под "Dies Irae", и по тем временам это было очень смелая композиторская затея. Ну представьте себе - католическая месса, и вдруг такой явный средний палец.
Но даже после этого Берлиоз решает, что маловато будет, и начинает троллить по полной программе: скрипачи переворачивают смычок вверх ногами и играют по струнам не конским волосом, как это положено, а древком смычка. У публики приключается вынос мозга и разрыв шаблона, а в скрипичных нотах впервые напишут новый термин con legno. "Играть деревом".

И самое главное. В тот момент, когда скрипачи делают свой смычковый перевертыш, музыка превращается в совершенно конкретный танец - тарантеллу, этимология которой связана со словом "тарантул". А теперь мысленно вернитесь к тому отрывку из "Гарри Поттера": пока за кадром звучит перевернутый мотив "Dies Irae", в кадре носятся здоровенные пауки.
Джон Уильямс и Берлиоз машут друг другу.
И кому какое дело, сколько между ними столетий.

Вот откуда растут ноги у "Dies Irae", когда с его помощью нас пытаются напугать в кино: прямиком из Берлиоза с его ведьмами.
Ну и, собственно, теперь можно послушать само произведение. Сторонники экспресс-ознакомлений могут сразу нажимать на 03.48 (появление "Dies Irae") и на 09.37 (эпизод "con legno", иногда его называют "танец скелетов").
"Фантастическая симфония", часть №5, Сон в ночь шабаша (Songe d’une nuit de sabbat).

dies irae, Алгеброй гармонию, Синема

Previous post Next post
Up