Сегодня я узнал для себя очень печальную новость. Дельта, моя "авиалиния по умолчанию", осенью прекратит прямой рейс из Нью Йорка в Токио. Этим рейсом я летал неоднократно, не только чтоб попасть в Японию, но и пересаживаясь в другие азиатские страны. Теперь мне станет менее удобно добираться до этого прекрасного города.
Чтобы утешить себя, я полез разбираться, почему так получилось, и узнал много нового для себя о мире международных авиамаршрутов, чем и и хочу сегодня с вами поделиться.
Всего несколько лет назад Токио служил для Дельты главным азиатским хабом. Сюда летали их прямые рейсы из девяти городов США, с возможностью дальнейшей пересадки в более десяти точек назначения в Восточной Азии.
Такие пересадочные центры, хабы, очень важны для жизнеспособности авиамаршрутов. Трудно выстроить сеть, где все города соеденены безпересадочными рейсами - на каждый из них не будет достаточно спроса. А если выбрать один "главный" региональный аэропорт, и соединить его со всеми ближними городами, и другими дальними хабами, то можно обеспечить сервис между любой парой аэропортов с одной - двумя пересадками. Подобной системой пользуются большинство крупных авиалиний в мире.
Причём если в городе есть несколько аэропортов, то в качестве хаба надо выбрать только один. Поэтому например, большинство рейсов Аэрофлота используют Шереметьево, а S7 летает из Домодедово. Ведь если ты рассчитываешь, что пассажиры будут пересаживаться, то важно чтоб им не пришлось для этого переть из одного аэропорта в другой. (У нас в НЙ Дельта изпользует в качестве хаба JFK, тогда как United перевели все свои рейсы в Newark, который вообще находится в Нью Джерси!)
В этом плане у Дельты в Токио немного необычный статус - ни одна другая американская авиалиния не может похвастаться собственным хабом в Азии. В аэропорту Нарита у Дельты работают аж два бизнес-зала (в одном из них я
прошлой осенью встретил знакомого мне пилота!)
Так было не всегда - эту развёрнутую сеть завязанную на Токио Дельта не построила сама, а купила, когда слилась в 2009 году с другой крупной американской авиалинией, Northwest (NWA). Именно они активно развивали азиатский бизнес, начиная с первого рейса в Токио летом 1947 года, почти 70 лет назад. Тогда перелёт включал в себя остановки на западном побережье США, и занимал 40 часов.
Сегодня рейс можно долететь прямым рейсом за 12. Но свой такой рейс Дельта решила отменить, так как занимается к сожалению активным демонтажом хаба в Токио. Проблема в том, что международные рейсы регулируются различными договорами на государственном уровне. Например Япония и США договариваются, об определённом количестве рейсов между двумя странами, часто это симметричные соглашения. То есть японским и американским авиалиниям отводят одинаковое количество рейсов. Дальше компании каждой страны должны подавать заявки, чтоб завладеть одной из этих возможных "ячеек". С таким правом часто приходят и обязанности - например, правительство вынуждает авиалинии обслуживать маршрут круглый год, тогда как он может принести прибыль только летом.
Короче иметь хаб, в котором нельзя по желанию переиграть маршруты - не самая удобная вещь в бизнесе. Поэтому в последние годы Дельта активно наращивала новый хаб на западе США, в
Сиэтле, городе с колоритной историей.
Сегодня у них уже существуют прямые рейсы из Сиэтла в многие города Азии. Американским пассажирам часто легче добраться в Сиэтл, чем в Токио, чтоб пересесть на рейс до какого-нибудь там Пекина, так что с открытием этого нового хаба популярность Токио среди клиентов Дельты стабильно снижалась.
Поспособствовало тут ещё открытие для американских авиалиний "ближнего" токийского аэропорта, Ханеды. С 1970х, когда открыли Нариту, здесь не принимали рейсов из США, так что построить хаб в более современной но далёкой Нарите казалось разумным решением. Но начиная с 2010 года Ханеду снова открыли, а в этим летом увеличили объём разрешённых американских рейсов. Получается, что пассажирам, которые летят именно в Токио удобней лететь в один аэропорт, а тем, кому надо пересаживаться - в другой.
Из-за открытия Ханеды, и нового хаба в Сиэтле, Дельта начала сворачивать свой бизнесв Нарите. Один за одним, авиалиния стала отменять рейсы через этот аэропорт. Прекратился сервис в Осаку и Бангкок, а маршрут из Миннеаполиса грозят перенаправить в Ханеду. Вот и любиный мной JFK-NRT перестанет летать этой осенью.
Получается, что перелёт из Токио в прошлом декабре был последним разом, что я пользовался этим рейсом. Жаль.