Я уже давно мечтал подняться на Фудзи, и вот наконец то этим летом моя мечта сбылась. Сегодня я расскажу об этом подъёме. Формально он произошёл вне сезона, и может мой опыт пригодится другим желающим покорить этот гордый вулкан.
Во всех путеводителях пишут, что поднятся на священную гору Японии занимает пять-семь часов, в зависимости от уровня физической подготовки. Нам предстояло проделать этот подъём за одиннадцать. Но давайте по порядку...
Высота Фудзи - 3776 метров над уровнем моря. Но подъём не начинается с самого моря. У подножия горы, на высотен 850м находится святилище Сенген, откуда и начинается тропа к вершине. Но большинство туристов начинают даже не оттуда. Вообще существует четыре разных тропы на верх Фудзи, и каждая из них разелена на десять промежуточных "станций". Десятая станция - это непосредственно вершина.
Дело в том, что на каждй из этих троп до пятой станции проложены дороги, и большинство туристов именно от пятой станции и начинают подъём. Так сделали и мы. Поднимаясь по самой популярной тропе, Ёсида (Yoshida trail), мы начали путь от её пятой станции, которая находится на высоде 2300 метров. То есть наш подъём был примерно на 1350 ввех.
Сезон, когда гора открыта для туристов довольно короткий - всего два месяца летом, в то время как в остальной Японии несносная жара. К сожалению даже приехав в страну летом, мы пропускали официальное открытие на всего пару дней: наши билеты назад были на 28 июня, а тропы на горе открываются только в июле. Не смотря на это, мы решили рискнуть, ожидая, что условия будут уже достаточно благоприятными.
Накануне подъёма мы с Тоней и Леной остановились у подножия горы,
на озере Кавагутико, в отеле с прекрасным видом. Вечером мы пошли гулять вдоль озера, и всё поглядывали на Фудзи. Нас тревожил вопрос - будут ли на её склонах открыты домики, в которых можно будет передохнуть ночью и погреться. Несппокойно было также видеть белые лоскутки нерастаявшего снега, и то, как вершина полностью скрывалась за тучей. Может завтра вообще дождь?!
Такие сомнения терзали нас, пока мы смотрели на Фудзи с красивого моста через озеро Кавагутико. (Кстати этот мост
изображён на крышках тамошних люков.)
Следующее утро встретило нас прекрасной ясной погодой. Мне удалось снять
очень красивый рассвет, и сомнения вроде как рассеялись.
Мы решили, что не будем надеятся на домики отдыха, а пойдём сами, своим ходом. Для этого надо было идти медленно. Дело в том, что мы хотели встретить рассвет следующего дня на самой вершине Фудзи (тропа Ёсида тем и популярна, что с неё лучше всего видно восходящее солнце). Но последний автобус к пятой станции приходил около четырёх часов дня (а рассвет - в пять утра). При этом на вершине обещали ночью десятиградусный мороз, и подниматься туда раньше времени нам никак не хотелось, а значит надо было тянуть время.
Когда мы приехали туда на автобусе, пятая станция оказалась очень уж цивилизованной. Это целый пятый вокзал! Здесь были многочисленные сувенирные магазины и кафешки. Даже маленькое святилище. Короче было чем себя развлечь пару часов, что нам играло на руку.
Фудзи тут-же показала нам свою непредсказуемость. Когда мы вышли из автобуса была ясная солнечная погода, хотя самой вершины было не видно. Но в течении нескольких минут всё заволокло гусным туманом. Я понял, что гору поглотила туча.
Я вспомнил, как прошой осенью
наблюдал за похожей переменчивостью с берега озера Кавагутико. "Стоит чуток подождать," подумал я, "может всё расчистится."
И действительно, в течении получаса облако прошло, и мы вдруг увидели вершину горы, на которую нам предстояло взойти к утру.
Но мы не могли отправиться в путь без правильного снаряжения. А именно хорошего дорожного посоха. Каждый уважающий себя путник должен обзавестись таким. Плюс, деревянный посох - это прекрасный сувенир Фудзи, который потом будет долгие годы напоминать туристу о проделанном восхождении.
Итак, отоварившись этими палками втридорога наша команда была готова начинать подъём.
Первая помеха появилась на нашем пути уже через сто метров, в виде огромных знаков "ВНИМАНИЕ: ПУТЬ ЗАКРЫТ!". До начала сезона были считанные дни, но японцы и не думали убирать эти предупреждения. Впрочем мы решили на них не обращать внимания, и просто обошли страшные надписи.
Одно из преимуществ подъёма в неурочный сезон - отсутствие других туристов. Нам всю ночь не попался практически ни один человек, в то время как в пик зезона некотоые учаскти тропы превращаются в медленно плетущуюся очередь.
Кстати этот широченный бульвар пока что трудно было назвать тропой. Если так пойдёт и дальше, то это будет очень лёгкий подъём!
Развилка в дороге, и ещё несколько знаков, предупреждающих, что путь закрыт. Но нам как раз туда и надо. Перелезаем, и идём дальше, вверх.
Красивый лес утопающий в туманном облаке - вот как начался наш подъём. "Как красиво," подумал я.
Я же не знал, что деревья очень быстро закончася, а сама
Фудзи больше похожа на груду вулканческого песка, чем на привычную скалистую гору. Но вскоре мы вышли именно на такую поверхность.
Подниматься было нелегко, склон там моментами довольно крутой, а песок местами сыпался под ногами. Но самое главное, ничего не было видно вокруг из-за облаков. Я боялся, что скоро стемнеет, а мы так и не увидим ничего вокруг себя кроме укрепляющих сооружений.
Но через какое-то время мы вылезли из тумана, и увидели выше на склоне домики седьмой станции. В сезон такие домики есть на седьмой и восьмой станциях, их довольно много, и у туриста есть неплохой выбор, где передохнуть во время подъёма. Но так как мы шли до начала сезона, не знали, сколько из них будут открытыми.
А между тем начался закат. Самого солнца мы не видели, зато облака вокруг нас окрасились в красивейший золотой цвет.
Цвета менялись каждую минуту. Вот золотой превратился в нежно-розовый. Мы то и дело останавливались, чтоб поглазеть на окружающую нас красоту. Спешить нам всё равно было некуда.
Мы продолжали приближаться к седьмой станции. В некоторых из домиков зажглись огни. Это хороший признак, значит тут как минимум кто-то есть.
Входим на седьмую танцию. Здесь штук семь домиков, расположенных один выше другого вдоль извивающейся тропы.
Выйдя на первую платформу мы поняли, что поднялись выше облаков. На небе догорали последние лучи оранжевого заката, а городок там далеко внизу начинал зажигать огни.
Вот он, первый домик отдыха!
Внутри горит традиционный очаг, на костре висит чайник, но сидящий внутри мужик притворяется, что не видит нас, и уж точно не собирается открывать нам дверь. Значт этот домик закрыт.
Начинает холодать. Я натягиваю на себя кофту, шапку, перчатки (их я купил тут в сувенирном, так что, когда сжимаешь руку в кулак получается как бы Фудзи).
Идём дальше. Благо на седьмой станции домиков много, может один из них будет открыт.
Повезло. В этом домике очен приветливый хозяин, он разрешил нам зайти погреться, и посоветовал, как подниматься дальше. Его зовут Наказава Ямогучи. Я рассказал ему, что в Нью Йорке его однофамилец
Наказава открыл очень дорогой суши бар.
"Буду в Нью Йорке, обязательно зайду к нему!" воскликнул хозяин.
Тут мы заметили рекламку в углу: Stamp - 300 yen. Здесь нам могли выжечь клеймо на посохах, отпечатав марку этого домика. В этом главная фишка подобных палок: путники восходят с ними на гору, и на каждой из станций могут поставить себе вот такую печать. В итоге палка превращается в эдакий паспорт туриста.
Разумеется мы тут же попросили поставить нам печати. Металлическое клеймо сперва раскаляется на огне:
Потом мужик умело ставит его на неплоскую поверхность посоха. При этом дерево приятно дымиться. С одной стороны мы только что отдали $3 за печать, с другой - палка постепенно превращается в ценный сувенир.
Идём дальше. Пока мы печать ставили наруже совсем стемнело. Город у Кавагутико сияет множеством огней. А нам тут наверху немного холодно становится.
Короче, увидев ещё один открытый домик на той же седьмой станции, мы тут же зашли.
Нам здесь не так чтоб рады - предлагают остаться на ночлег, но нас этот вариант не сильно привлекает. Мне сказали, что койки в этих домиках неудобные, всё в общей комнате, туалет на улице. Платить за пару часов такого отдыха по $60 с человека нам не хочется. А хозяевам соответсвенно не хочется, чтоб мы тут бесплатно отдыхали и грелись - как они тогда зарабатывать будут.
Вот меню услуг. Днём тут можно передохнуть часик за $11, но сейчас уже сишком поздно. Смотреть цветной телевизор - бесплатно, при покупке ночлега.
К счастью здесь тоже клеймят палки. "Давайте!" говорим, "А мы тут пока посидим."
После того как клеймо готово, я заметил на стене меню с супом. "А дайте нам ещё супа!" придумал я. Заплатил втридорога за чашку лапши быстрого приготовления, зато выгадал нам троим ещё минут двадцать сидения в тепле.
Но всё же пора дальше топать. Тут подъём становится более скалистым, надо подниматься осторожно, светить себе под ноги, и иногда придерживаться руками.
Фотографировать в темноте нечего. Поднимаемся так минут сорок, потом оказываемся наконец на восьмой станции. Вход сюда отмечен воротами Тории.
Восьмая станция находится на высоте 3100 метров.
Через окно мы видим, что здесь уже все спят. Двери в домики закрыты, очаги внутри погасли. А так хотелось ещё одну печать на палку и погреться!
Там далеко внизу, мы разглядываем огни моста, на котором стояли и разглядывали гору накануне. От него вычисляем, где находится наш отель.
Уже где-то час ночи. Вокруг темнота. Делаем привал, чтоб поглазеть на звёзды.
В такой темноте их можно даже сфотографировать. Кажется на фотографии виден млечный путь.
Но вскоре наше звездочётство подходит к концу. Из-за горизонта появляется луна, и звёзд больше не видно.
Продолжаем пдниматься. Нам попадаются ещё одни ворота тории. Зачем так много?
Прям не гра а какая-то Фусими Инари. На самом деле, конечно наличие священных ворот на священной горе не удивительно.
Очредной привал. Хорошо, что снаружи этих домиков есть где посидеть. Всё же мы понимаем, что надо как-то менять стратегию. Домики восьмой станции подходят к концу, и между нами и вершиной больше негде будет остановиться.
Тут в голову приходит отличое решение. Домики то может все и закрыты, а вот туалет открыт! Туалеты на склоне Фудзи все платные, стоят по 200 иен. Некоторые из них просто кабинки, зато этот большой и просторный. Тут светло и относительно тепло! Здесь мы решаем посидеть часик, прежде чем идти дальше.
В кабинках тут конечно не так продвинуто, как в
современных японских туалетах, например сливать воду надо с пмощью шланга. Но зато на стене есть
принцессина шумелка!
Около трёх ночи мы вылезаем, чтоб продолжить путь. Тут нам попадаются первые другие туристы. Они "ночевали" в соседнем домике (ночь тут начинается где-то в шесть вечера), и теперь готовы идти дальше. Тут настоящая движуха - человек семь!
Осталось подниматься ещё около часу. На тропе надписи призывающие туристов пропускать друг-друга. Видно в сезон тут действительно людно. Но следующая группа за нами отстаёт метров на сто, так что у нас сэтим проблем нет.
Мы всё равно часто останавливаемся отдыхать. Здесь на высоте воздух реже, чем внизу, и быстро устаёшь.
Восточный край неба уже начинает светиться первыми предрассветными красками - значит до восхода солнца где-то час.
Перед нами выростают из темноты ещё одни ворота тории.
К счастью они последние - через десять метров за ними уже кромка вершины священной Фудзи. Вот мы и пришли.
А о том,
как мы встречали рассвет там, наверху, читайте в следующем посте.